Но это была не просто прогулка по небу, а желание разобраться, насколько удачна машина, полезна ли она нашему городу, и что нужно для нормальных полетов.
Материал тогда был опубликован на целой полосе одной из специальных газет. Спустя пару лет я узнала, что никто более из журналистов не летал на «Ми-34 С», и никто более серьезно вообще не интересовался проблемами пилотов. А ведь проблем-то у них — лавина, но это не только их — это проблемы города Алматы.
Поэтому автор считает своим долгом изложить как можно более точно и деликатно суть непростого вопроса.
Сегодня, когда особенно остро стоит вопрос борьбы с преступностью, в том числе и внутри самих структур (коррупция и т.д.), недостаточное оснащение современными техническими средствами неумолимо тормозит прогресс в рабочем процессе, что сказывается и на проценте раскрываемости, и на росте преступности вообще.
Поэтому было бы очень мудро снабжать современной техникой не только Вооруженные Силы страны, которые призваны защищать Казахстан, но и полицейские структуры, которые ведут свою «войну» и днем, и ночью, при этом остро нуждаясь в более современном, рациональном подходе к решению своих (наших) проблем!
Кроме того, службы ЧС во всех развитых странах мира оснащены современной авиационной техникой, а город-гигант Алматы, находящийся в невероятно опасном уголке Земли — и сейсмоопасном, и селеопасном, и лавиноопасном, -как ни один другой город Казахстана, нуждается в прекрасно обученной и технически отлично оснащенной — отдельной вертолетной эскадрилье!
Чем нас можно будет спасать в случае сели после землетрясения? Только вертолетами. И дислоцироваться они должны неподалеку от сейсмоопасного города, быть «всегда начеку».
Более того, автор считает (несмотря на мнение скептиков), что у Казахстана есть все, чтобы быть супер-авиационной державой: и причины, и возможности.
Сегодня мы все с сочувствием видим (по ТВ), как попавшие в сель тысячи филиппинцев ждут помощь только с неба, — и в прямом, и в переносном смысле. Было бы легкомысленно знать, что катастрофа будет и не готовиться к ней!
«Сырая» машина — «Ми-34 С»
Безусловно, сама идея градоначальника купить вертолеты для южной столицы была очень своевременной и дальновидной. Однако ситуация с новой авиационной техникой «Ми-34С» вовсе не к радости самих пилотов. Подполковник ГУВД летчик Кайрат Куангалиев, командир авиаотряда алматинской полиции, считает, что, если бы они сами участвовали в выборе своей будущей техники, они бы не сделали столь чудовищной ошибки при выборе двигателей для полетов в таком воздухе, который постоянно над Алматы, то есть над уровнем моря более 900 метров.
Те ответственные лица, кто так легко выбирал вертолеты для южной столицы Казахстана, вероятно, не были достаточно компетентными в таких тонкостях, поэтому, видимо, и не учли (просто не имели понятия) столь архиважного момента. Для сравнения: на многих подмосковных аэродромах превышение над уровнем моря всего-то лишь около 100 метров. А вертолеты «Ми-34 С» испытывались в московском небе, да, впрочем, и алматинские пилоты именно в Подмосковье изучали и летали на «Ми-34 С».
В цветном буклете написано: «Легкий и удобный вертолет был разработан на МВЗ им. М.Л. Миля в рамках программы создания, производства и продажи, а также технического обслуживания легких вертолетов марки «Ми», которую и реализует ОАО ПО «Легкие вертолеты Ми». Вертолет «Ми-34 С» соответствует всем требованиям международных стандартов. Его назначение: перевозка пассажиров и грузов по коммерческим заказам; патрулирование территории; выполнение работ в интересах муниципальных организаций, милиции и спецподразделений; обучение и тренировка пилотов, спортсменов».
Однако, по мнению тех, кто и должен летать на них, эта модель — сырая! Её еще следует дорабатывать (на что нужно год, два, и так далее). Потомственный военный летчик подполковник Кайрат Куангалиев рассказывает:
— Мы были тогда в Подмосковье, когда к нам, в Алматы, привезли два вертолета «Ми-34С». Мы, летчики, не были в курсе, не присутствовали при подписании контракта, в котором не были вообще (!) оговорены (странно!) технические характеристики вертолетов, что противоречит здравому смыслу, — ведь даже при покупке автомобиля мы ценим его технические возможности, за что и платим деньги!
Когда мы летали в Москве на «Ми-34 С» на их вертолете в 325 лошадиных сил, причем в более плотном московском воздухе, нам говорили, что «там, у себя дома, вы будете летать на вертолетах, у которых мощность двигателя 370 л.с.». Но события развивались иначе. Теперь, когда мы сделали безуспешные попытки связаться с тем посредником, что продавал вертолеты, выясняется, что, если бы в контракте ранее были оговорены технические характеристики, то мы могли бы вернуть, или заменить двигатели. Но все еще интереснее: оказывается, что тот двигатель в 370 лошадиных сил вообще не существует, и для его разработки надо $ 4 миллиона и несколько лет работы, он только в проекте!
Учитывая, что даже превышение над уровнем моря в Алматы — более 900 метров, а в Москве всего около 100 метров, то есть даже воздух совершенно другой, в Алматы — менее плотный воздух, на данном «МИ-34 С» летать опасно над южной столицей, да и вообще, на ненадежной, недоработанной технике летают обычно летчики — испытатели, над полигоном, но не над городом, не подвергая риску людей.
Итак, два чудовищно негативных момента: во-первых, «сырой» вертолет мог бы однажды упасть на город, могли быть жертвы и разрушения, во-вторых, лица (юридические или физические), продающие (и покупающие) небезопасную, недоработанную машину, в отсутствие пилотов, без указания технических характеристик, в нарушение всех норм, в некотором роде компрометируют международный престиж своей страны, на мировом рынке в том числе.
Кстати, по некоторым сведениям, один вертолет обошелся в $ 400 000!
Сейчас известно, что подписан договор о лизинговых поставках казанских вертолетов, из города Казани в Казахстан, — речь идет о вертолетах «Ми-17», которые, слава Богу, испытаны и показали себя наилучшим образом. Но как же алматинские полицейские-летчики? Что достанется им? Они давно не летали.
По идее нынешнего акима Алматы И.Тасмагамбетова, наших пилотов прикомандировали к «Службе спасения», с тем, чтобы в дальнейшем создать уже муниципальную авиацию для нужд города, что вполне соответствует духу времени. А где-то в ангаре, в футлярах, лежат аккуратно сложенные лопасти вертолетов.
Для официального заключения по просьбе алматинцев (после моего первого материала) приезжал из Москвы специально сюда заслуженный летчик СССР Григорий Федорович Ленок и вынес свой вердикт: «Этим летчикам в Алматы надо памятник ставить, как они умудрялись летать над городом и еще сажать свой вертолет на площадь в центре города, — ведь в таких условиях, при таком давлении, где плотность воздуха малая и превышение над уровнем моря около 900 метров на такой машине вообще невозможно, нельзя работать!».
Японский вариант
Хочется сравнить огромный Казахстан с его богатствами с маленькой страной, где очень мало полезных ископаемых и где постоянно «штормит»: то тайфуны с цунами, то землетрясения. Менталитет островитян не позволяет им почивать на лаврах, японцы удивительно трудолюбивы, средний японец берет отпуск порой раз в три — четыре года. Интеллектуальному их развитию уделяется важное внимание. Если сравнивать число патентов и изобретений, то многие страны давно безнадежно отстали, особенно те, где деньги сконцентрированы в карманах олигархов, а молодежь не имеет возможности учиться и развиваться, чтобы принести пользу своему государству.
Государство Япония вкладывает огромные средства в развитие науки и техники, в образование, в бесконечные научные исследования. Если начальник префектуры бесполезен своему участку, то он попросту его лишается. Там не увольняют асов по возрасту, но стремятся как можно больше повысить уровень компетентности и профессионализма молодых специалистов, поэтому там опыт стареющих специалистов ценен, как золото. В результате — страна лидирует, богатеет. Это очень тонкий, мудрый подход, японцы ценят проницательный ум и интеллект, — японская поговорка гласит: «Мудрый ястреб прячет свои когти». Линия, проводимая государством, дальновидна, максимально перспективна, и полезна для всех слоев общества
Нельзя удивляться тому, что маленькое государство Япония (с территорией, равной двум третям Франции, на 7000 островах, из которых только 25 % суши могут быть обитаемы) с населением 125 миллионов (это половина США) давно уже «обскакало» многие страны по наиболее важным показателям (японец никогда не купит для себя телевизор зарубежной сборки, пусть даже марки «SONY», так как он знает: то, что сделано в Японии — настоящее качество!).
Сейчас известно, что японская полицейская система весьма высокоэффективна, доказательством чего является сравнительно низкий уровень преступности в стране и один из самых высоких в мире процент раскрываемости преступлений. Там, например, процент раскрытия убийств (в среднем) составляет 96-97 %. Сейчас в полиции работает почти 264 000 полицейских, что примерно выглядит так: на 1 человека — 480 жителей. Если говорить об авиационной полицейской технике, то здесь все хорошо продумано: в каждой из 47 префектур существуют воздушные базы для полицейских вертолетов, которые, кроме того, работают еще и в тесном контакте с водной (морской) полицией, оснащенной специальными катерами и кораблями.
Так, (не считая ВВС) в небе Японии летают транспортные вертолеты: «UH-60», «CH-47», «KV-107», патрульные вертолеты «UH-60», «SH-60», «S-61» от сил морской авиации (и есть еще целый список всевозможных самолетов).
Пожалуй, стоит сказать, что стремление страны Восходящего солнца к более самодостаточной оснащенности как в военной, так и в военно-технической сфере выразилось в приобретении лицензий на производство американской авиационной техники параллельно с развитием собственной авиационной промышленности (особую роль в обеспечении безопасности Японии в период «холодной войны» сыграло военно-политическое сотрудничество с США, юридической базой его были японо-американские договоры 1951 и 1960 гг., в апреле 1996 г. президент США Б. Клинтон и премьер-министр Р. Хасимото подписали совместную декларацию о союзе в области безопасности в 21 веке, что дало право Пентагону использовать японскую территорию для размещения на ней своих вооруженных сил и военных баз, обеспечивающее Японии, (пока) не имеющей своего ядерного оружия, соответствующий ракетно-ядерный щит).
Фирма «Мицубиси» поставила воздушным силам самообороны лицензионные истребители «F- 4», «F-15», далее разработала свой «F-1», затем «F- 2», а также «Мицубиси» строит по лицензии вертолеты «Сикорский» (помните знаменитого авиаконструктора Сикорского, уехавшего из России в США?) «S-70» для проведения поисковых, поисково-спасательных операций (вариант «UH-60»). Персонал военно-воздушных сил самообороны Японии составляет более 45 000 человек, оснащение — 363 истребителями, включая «F-1», «F-4 EJ», «F-15 J/DJ», а также ракетами «Пэтриот».
В морских ВМС летает не менее 214 самолетов. Фирма «Кавасаки» изготавливает для морских сил самообороны патрульные самолеты «P-3» различных модификаций, а также вертолеты «CH-47», «OH-6». Одним из лучших японских образцов техники является самолет-амфибия «Синмайва US -1».
Однако, тут следует сказать, что первый свой пассажирский самолет «YS-11» японские конструкторы построили только в 1964 году (тогда как в России, Европе и США события такого рода происходили лет 250 назад!). Свои «YS-11» японцы строили до 1972 г., кроме того, в Японии же изготовлялись отдельные узлы для пассажирских «Боингов» США, что давало японской авиационной промышленности возможность для более прочного «становлению на ноги». Первоначально производство техники для японского авиапарка осуществлялось на основе иностранных лицензий. На 63 % авиационная промышленность сегодня загружена японскими оборонными заказами. Что весьма любопытно: экспорт японской военной авиационной техники строго запрещен внутренним законодательством Японии! Они свои технические тайны и секреты не продают.
Парад техники
Было бы ошибкой не вспомнить «Сикорский — S 70A/UH 60 «БЛЭК ХОУК», способный с двумя членами экипажа на борту брать на борт еще и 11 человек пассажиров. Возможно, если бы Сикорский не эмигрировал из России за рубеж в свое время, эти вертолеты были бы построены в России. Это к слову.
У нас, в Казахстане, также немало толковых авиационных специалистов, и еще растет поколение юных авиамоделистов, которым с некоторых пор закрыли доступ в бесплатные технические школы, или отобрали по приказу акимата помещения, где занимались юные техники.
Ценные технические кадры — богатейший капитал страны, потенциал прогресса, мальчишки, умеющие делать классные летающие радиоуправляемые самолеты! Да, должна сказать, что авиамоделисты США создали свои разработки моделей беспилотных самолетов (радиоуправляемые модели): экспериментальные образцы беспилотных боевых самолетов (ББС), которые смогут наносить удары по наземным целям, поражать цели ПВО (!) и вести разведку (с аппаратурой, установленной на радиоуправляемом самолете). Сейчас проводятся испытания.
Итак, по мнению многих экспертов, вертолеты «Блэк Хоук» с 1979 г. являются основными многоцелевыми вертолетами, в том числе и вооруженных сил (США), находятся на вооружении армии, ВВС, ВМС, корпуса морской пехоты и Национальной гвардии. Эти вертолеты имеют многие страны мира. До 1989 г. фирма «Сикорский» построила свыше 1000 вертолетов в исходном варианте «UH-60A», затем приступила к выпуску усовершенствованного варианта «UH-60L», запланировано было свыше 350 вертолетов «UH-60A» модернизировать в вариант «UH-60Q» для эвакуационных целей.
Подразделения Национальной гвардии в штате Орегон (США) имеют свои пожарные вертолеты «UH-60L» («Файрхоук»). Кроме того, на вооружении США находится около 90 поисково-спасательных машин «HH-60G» («Пейв Хоук») и т.д.
Более 350 вертолетов «S-70» экспортировано. Их покупателями являются Австралия, Колумбия, Япония (в Японии строится по лицензии фирмой «Мицубиси»), Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция.
Такие страны, как Аргентина, Чили, Египет, Израиль, Иордания, Мексика, Марокко, Филиппины и Таиланд взяли вертолеты «S-70» в лизинг.
Однако, российские вертолеты «Миль» тоже достаточно успешно работают на всех континентах планеты, более, чем в 70 странах мира! Вертолеты фирмы «Камов» также пользуются бешеной популярностью в разных регионах мира.
Вертолет «Ми-8» (обозначение НАТО — «Hip») — один из самых популярных в мире многоцелевых вертолетов: с начала серийного выпуска с 1961 г. было построено свыше 7300 машин. Вертолеты «Ми-8» хорошо зарекомендовали себя; они прочные и надежные, потому используются повсюду.
«Ми-8» и его улучшенный вариант «Ми-17» продолжают составлять основу армейской авиации России, они также состоят на вооружении почти 70 стран мира.
Боевые действия в Чечне привели к появлению модификации вертолета «Ми-17-H» для действий в ночных условиях. Он оснащен средствами ночного видения, теплопеленгатором, телекамерой, способной работать в условиях слабой освещенности и лазерный дальномер.
В КБ им. Миля был разработан морской вариант наземного базирования «Ми-14» («Haze»), имеющий герметичное днище. Вертолет используется для патрулирования, ПЛО, поиска и спасения, траления мин.
Вертолет находится на вооружении ВМФ России, в также в Польше, Болгарии, Румынии.
Вертолет «Ми-24» (обозначение НАТО «Hind») один из самых известных в мире боевых вертолетов, он состоит на вооружении армии свыше 34 стран мира. Вертолеты «Ми-28» — военный хит техники. И т.д.
Что говорят москвичи
Мне удалось поговорить с московскими полковниками-авиаторами, и даже с пилотом, который лично облетал многие виды вертолетов, а сейчас летает в небе Москвы и Московской области на вертолете «Еврокоптер» — «AS-355» производства Франции (Европейского концерна, который, вероятней всего, выпускает свои машины в г. Марселе).
Должна сказать, что все специалисты, с кем пришлось пообщаться — асы высочайшего класса.
И на все мои вопросы были даны весьма компетентные, исчерпывающие ответы, хотя замечу, что лишних вопросов я и не задавала; в то же время российские летчики выразили восхищение моей эрудицией в области авиации, чем я, соответственно, горжусь, — спасибо.
Итак, от оперативного дежурного авиаотряда спецназа, удалось узнать, что уже 11 лет патрульную службу, а также вылеты «по вызовам» в московском небе обеспечивает «Ка-32», который, кстати, был уже не новым, когда попал в милицейское авиационное подразделение, и, тем не менее, весьма качественная машина фирмы «Камов» безупречно себя зарекомендовала.
Замначальника штаба авиаотряда полковник Игорь Владимирович Дорохин дал высокую оценку российской авиационной технике вообще, но честно сказал:
— «Ми-34 С» — сырая машина, недоработанная, опасная, у нас, в московской милиции летает только надежная техника, — потому «Ми-34С» у нас не летает.
Несколько лет назад, я помню, было посещение нашей, московской службы представителями казахстанской полиции, которые спрашивали, интересовались нашей авиационной техникой, специально в Москву прилетали.
Мы являемся одним из подразделений ГУВД, вопросы технического оснащения вертолетами у нас решает специально созданный «Центр авиации МВД». Они сейчас организуют по всей России вот такие подразделения милицейские, которые оснащаются авиационной техникой, и они занимаются выполнением задач милиции, ну, может быть, одно из сопутствующих направлений — это оказание помощи при ЧС, использование этих вертолетов, хотя вообще есть еще МЧС России, у которого также есть своя авиация, спецподразделение, которое чисто по землетрясениям, наводнениям и прочим ЧС летает.
Что целесообразно для Москвы, то руководство и закупает. Мы используем то, что нам предоставляют (а предоставляют только хорошее), то есть Москва закупает хороший вертолет, мы его используем. Что касается вертолета «Ка-32» — хороший вертолет, среднего класса, такой же как «Ми-8», безопасный. Наша отечественная техника вообще очень надежная, — летает в 70 странах мира.
— На воду садиться «Ка-32» тоже может?
— Он не предназначен для посадки на воду, хотя все варианты наших вертолетов, которые разрабатывались, в свое время имели специальное приспособление для посадки на воду, — это аварийные «баллонеты», которые для «чрезвычайных обстоятельств», а так, в «штатном режиме» вертолеты не садятся на воду, но висят над водой, когда это необходимо.
Замначальника летно-методического отдела «Центра авиации», полковник Олег Алексеевич Бобров:
— «Ка-32″ — хороший вертолет, конечно, но это немного не то, что нужно для полетов над городами (имею в виду патрулирование над жилыми кварталами), так как он, во-первых, очень шумный, во-вторых, большой, ведь в случае, если что-то может (теоретически) случиться, то ущерб третьим лицам (что всегда следует учитывать) будет более существенным от крупной машины. Могу сказать, что в Москве и области летает » AS -355″, но этот вертолет, к сожалению, не российского производства, а французский, «Еврокоптер».
— Он 2-двигательный?
— Да, 2-двигательный, а вариант «АС-350» («AS -350») — 1-двигательный, он хорошо себя зарекомендовал при работе в горах, в службе ЧС.
— А 2-двигательный надежней?
— Почти философский вопрос. У 1-двигательного, в случае отказа (единственного) двигателя, вертолет может спокойно производить посадку в режиме «авторотации», без проблем, то есть для нормальных летчиков — это рядовой полет, так как посадка на «авторотации» отрабатывается (вообще по программе обучения пилотов). У 2-двигательного, если один из двух его двигателей отказал в полете, то вертолет может (способен) продолжать свой полет, если он не перегружен, то есть — в зависимости от нагрузки, дотянуть до какой-то площадки и выполнить безаварийную посадку. Но: если у него один из двигателей откажет либо на взлете, либо на посадке, то есть когда вертолет летает на минимальных скоростях, то ему приходится в этот момент выполнять аварийную посадку. Вероятность отказа двигателя, когда их два, соответственно больше, чем вероятность отказа одного двигателя, когда он один.
— Ваш «AS-355» давно у вас летает? Хорошая машина? Где вы его купили?
— Мы полгода его эксплуатируем, он себя хорошо зарекомендовал. Куплен в Америке, уже б/у. Это вертолет легкого класса, у него один член экипажа (командир), он может брать с собой еще 5 человек. Грузоподъемность — до 900 кг (полетная нагрузка), а мощность двигателей — 400-сильная (т.е. 400 л.с. — лошадиных сил каждый двигатель, 400х2 = 800). Вот сейчас выходит на рынок новый «Ка-226» — дабы поддержать отечественного производителя, к сожалению, двигатели на нем не наши стоят, авионика — тоже импортная, а хотелось бы, чтобы если это наш вертолет, чтобы он не зависел ни от каких чужих фирм.
— А в России нет таких вертолетов, чтобы они могли составить конкуренцию этому «AS-355»?
— Вы знаете, к сожалению, пока нет. Сейчас нас интересует вертолет, который скоро выйдет из вертолетного завода г. Казань — новый вертолет «Ансат».
— Это вертолет легкого класса? Каковы его технические характеристики?
— Максимальный взлетный вес у «Ансат» — 3300 кг, практический потолок его — 5000 м, статический потолок — 3300м (статический потолок — высота, на которой вертолет может неподвижно висеть вне зоны влияния земли, так то он может висеть и выше, но должна быть некая «воздушная подушка» под ним), скорость максимальная — 275 км/час, крейсерская скорость — 250 км/час. Экипаж — 1 человек. Вертолет легкого класса, «Ансат» — новый, нами еще не изученный, он на стадии испытания, хотя уже дорабатывается 5 (или более) лет, так как были причины, тормозящие процесс работы (то денег нет, и т.п.).
— Сколько лично у Вас часов налета всего, Олег Алексеевич?
— 2300 часов налета.
Мнение московского аса
Возможно, автору несказанно повезло, что все «специалисты» оказались на местах, а может, в Москве была нелетная погода. Но даже тот, кто летает в небе Москвы, оказался в кабинете «авиацентра специального назначения» — ас Игорь Романович Севбо, летчик первого класса, у которого более 3000 часов налета.
— Игорь Романович, мы знаем, что Вы — один из лучших московских асов, что вы летали на «Robinson», различных «Еврокоптерах», «Bell» и т.д. Какова мировая практика в выборе вертолетов для полетов над городами, ведь во многих странах давно уже есть полицейский авиационный патруль?
— В разных странах разные технические требования к вертолетам. В некоторых странах требуется, чтобы над городом летал только 2-двигательный вертолет, в некоторых — 1-двигательный. Так, например, в Европе, в Москве требуется, чтобы вертолет имел 2 двигателя, а в Америке — достаточно одного.
— Какие вертолеты являются лучшими в мире для полицейского патрулирования в городах?
— Из иностранной техники, наверное, лучшими являются «Еврокоптеры» и «Bell», среди полицейских вертолетов и вертолетов для работы по ЧС.
— А вертолеты «Bell» — чьи?
— «Bell» — американская фирма, это целая группа вертолетов, как 1-двигательных, так и 2-двигательных, потому что требования, чтобы вертолеты, летающие над городами были 2-двигательными действуют не во всех странах. Допустим, вся Америка летает над городами на 1-двигательных вертолетах.
«Еврокоптеры», в том числе и московский «AS-355» — вертолеты европейского консорциума (французские), базовое предприятие, кажется, в Марселе. Могу сказать, что «AS-355» — хороший вертолет, нельзя сказать, что идеальная техника, техника не бывает идеальной, но этот — хороший вертолет.
Прогнозы технических экспертов
Недавно компания «F. I.» опубликовала прогноз своих экспертов о будущем вертолетной индустрии мира, оценивая период с 2005 — по 2014 гг.:
— Производство военных вертолетов будет стабильно расти. За десятилетие произведут (предположительно) 6253 боевых геликоптера всего на общую сумму $ 96 миллиардов. По количественному показателю мировым лидером будет якобы американская компания «Sikorsky» (ох уж этот Сикорский!), что должна к тому моменту сделать еще 1260 машин. В первой тройке чемпионов — производителей будет американская корпорация «Boeing», ей предстоит выпустить 1003 вертолета и «Bell» с 897 новыми машинами, четвертое место отдается европейскому концерну «Eurocopter», — на его долю придется свежих 546 геликоптеров.
В указанный период времени в мире будет произведено всего (предположительно) 12 438 коммерческих вертолетов на общую сумму $ 25 миллиардов. Если верить прогнозу, лидерами на рынке легких вертолетов, на долю которых приходится всего около 75 % общемирового производства, станут компании «Robinson», «Eurocopter», «Bell-Canada».
Субъективность прогнозов и оценок западных экспертов более, чем очевидна. По мнению экспертов, ГосНИИ Гражданской авиации Российской Федерации оценивает потребность рынка только в гражданской модификации вертолета «Ми-38» в количестве не менее 300 штук.
P.S. Кстати, в небе близ Алматы весьма благополучно летает частный вертолет одного из бизнесменов, «Еврокоптер» «AS-350».
Кайрат Куангалиев, как и любой другой летчик на его месте, не преминул как-то воспользоваться случаем, и сам полетал на этой машине, продемонстрировав владельцу свое мастерство, а точнее, показав мастер-класс!