А газ и ныне там? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
А газ и ныне там?

А газ и ныне там?

Казахстан намерен часть собственного газа продавать напрямую в Европу. Россия советует Астане реализовывать излишки газа в Китай.

  • 27 Мая 2009
  • 1507
Фото - Caravan.kz

Правда, речь шла о газе, которого у Казахстана пока нет. Астана очень надеется на начало разработки Кашаганского газоконденсатного месторождения, ввод в эксплуатацию которого перенесен на 2014 год.
Как и ожидалось, газовый вопрос обсудили с приехавшим из Москвы с рабочим визитом российским премьером Владимиром Путиным министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев и глава «КазМунайГаза» Узакбай Карабалин.
В частности казахстанская сторона прозондировала почву на предмет заключения договора транзита — это позволит Астане напрямую выйти на европейские рынки с, по словам официальных лиц, 10-15 миллиардами кубометров казахстанского газа. На сегодняшний день казахстанский газ в более скромных объемах закупается на границе дочерней компанией «Газпрома», немецкой ZMB GmBH.
Россияне ответили
Понятно, что газовый монополист «Газпром» на сегодняшний день не готов видеть на своем рынке других игроков. Такая стратегия вытекает из логики действий, которые предпринимала, предпринимает и будет предпринимать Россия, когда речь заходит о европейском потребителе.
По мнению московских стратегов и специалистов в сфере экспорта природных ресурсов, европейский рынок — это рынок России. Нескончаемая борьба Москвы с упрямой Украиной по поводу транзита газа — есть часть данной стратегии. «Газпром» хочет наращивать долю своего участия в обеспечении Европы газом: благодаря этому российский бюджет получает мощную валютную подпитку, которая необходима для модернизации российской экономики.
Поэтому недавнее почти 40-процентное снижение потребления российского газа европейцами, вызвали беспокойство Москвы. Предполагалось, что европейцы ждут третьего квартала текущего года, чтобы сбить цены на российский газ и покупать его по приемлемой цене.
На недавнем саммите в Хабаровске российское руководство хотело выяснить и другие причины, заставившие европейцев открыть хранилища, и ждать позитивной для них конъюнктуры на газовом рынке. Правда, полный ответ представители Евросоюза так и не дали, поэтому беспокойство российского руководство лишь усилилось.
Россия никак не может отрегулировать газовые проблемы с Европой. Это, в первую очередь, связано с нежеланием Москвы подписывать европейскую энергетическую хартию. Оно и понятно. Главным обязательством стран, подписавших данный документ, является допуск европейских компаний на свои рынки. Как раз допускать до своих месторождений, и не дай бог, до газотранспортной системы, Москва европейских партнеров не желает.
Этим и продиктована манера поведения российской делегации в Астане.
То, что россияне попытаются убедить своих казахстанских союзников в том, что никакой разницы из-за замены трейдера не произойдет, вполне даже предполагалось. Предполагалось, кстати, и то, что россияне ни в коем случае не допустят другие страны к своей газотранспортной системе. По данным «Коммерсанта», «Газпром» «просто убедил казахских коллег в том, что никакой разницы для продавцов при замене трейдера не произойдет — у них и так весь газ покупает компания из Евросоюза», и российская делегация посоветовала Казахстану продавать дополнительный газ в Китай, уж если им так хочется куда-то его продать».
Но уровень отношений между Москвой и Астаной настолько тесный, что одними рекомендациями подобные вопросы не решаются. Поэтому в другом вопросе Москва была вынуждена пойти навстречу Астане. «Газпром» обязался полностью перейти на европейскую формулу цены при закупке топлива в Казахстане.
Сейчас по такой формуле закупается 6-7 миллиардов кубометров газа в год с Карачаганакского месторождения. Поэтому российский газовый концерн обязался перейти на европейскую формулу при покупке еще 3 миллиардов кубометров, которые ранее покупал с привязкой к цене для Украины, которая на 20 процентов ниже европейской. Таким образом, речь идет о подорожании всего 3 миллиардов кубометров казахстанского газа в год.
Астана в раздумье
Конечно, можно предположить, что Астана полностью удовлетворена переговорами с Путиным и достигнутыми с Россией договоренностями по газу. Казахстанское руководство за переход россиян к европейской формуле цены при покупке газа пообещало оказать поддержку ряда политических инициатив России.
Понятное дело, что ни одна из сторон о конкретных российских инициативах не распространялась, однако место будущей протекции российских интересов очевидно — это трибуна ОБСЕ, где Казахстан будет председательствовать с начала следующего года.
С большей вероятностью можно предположить и те точки приложения Москвы, о которых идет речь в казахстанско-российских договоренностях. Здесь может идти речь о многочисленных инициативах России, касающихся реформирования европейских структур.
С этой точки зрения нельзя не отдать должное Астане. Уже сегодня, за полгода до своего председательствования, она умело использует этот фактор, чтобы договариваться со своими партнерами. Думаю, это не первый и не последний случай, когда Казахстан будет активно использовать свои возможности будущего председательствования в ОБСЕ.
Разумеется, нельзя пройти мимо того, что Казахстан не удовлетворен переговорами с Путиным. Можно даже допустить такой вариант событий, когда казахстанская сторона осталась недовольной тем, как его российские союзники платят по счетам. Когда мы говорим о счетах, возникает другой закономерный вопрос: за что Россия должна была заплатить?
В середине мая три центрально-азиатских государства — Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, а также Иран не поставили свои подписи под декларацией о строительстве трубопровода Nabucco. Тогда их пригласили в Прагу, чтобы в этом красивейшем европейском городе получить «добро». Если в Москве посчитали, что проект Прикаспийского газопровода, который пойдет параллельно функционирующему «Средняя Азия-Центр», и под который уже подписались Казахстан и Туркменистан — достаточная разменная монета в большой газовой игре, — то там сильно заблуждаются.
Еще один газопровод — совсем даже неплохо для стран Центральной Азии, однако думать, что он способен компенсировать их желание напрямую выходить на потребителей — недальновидно. Поэтому вопрос о консолидированном контроле над САЦ или проектируемым Прикаспийским газопроводом все равно будет подниматься Казахстаном и Туркменистаном.
Россия не может долго сопротивляться такому напору, ибо дополнительные объемы для обслуживания своих европейских контрактов ей брать неоткуда. В той или иной форме данная проблема должна разрешиться, и если такой вариант консолидированного (не обязательно равноправного) контроля предложит «Газпром», то можно ожидать повышения уровня доверия Казахстана и Туркменистана к своим российским партнерам.
В противном случае тема Nabucco будет всплывать постоянно, и наступит день, когда квартет не подписавших декларацию начнет таять.
Все может измениться
Если «Газпром» в ближайшее время не предложит альтернативный вариант контроля над газотранспортной системой, действующей и потенциально возможной, то ее центрально-азиатские партнеры могут всерьез призадуматься над иными вариантами.
В середине апреля 2009 года Туркменистан подписал меморандум с немецким концерном RWE. Стороны расценили данный документ как основу для будущих контрактов, которые в перспективе позволят туркменскому газу выйти на мировой рынок, минуя территорию России. Подписание меморандума произошло сразу же после обострения отношений между Москвой и Ашхабадом, вызванного разрывом газопровода САЦ.
Контракт немецкой компании с туркменской стороной стал важным моментом для европейских стран, которые проталкивают проект создания трубопровода Nabucco для поставок центрально-азиатского газа в Европу.
Туркменистан уже готов рассматривать варианты поставок своего газа в обход России. Его сдерживает отсутствие необходимой инфраструктуры, необходимой для доставки газа к побережью Каспийского моря. С другой стороны, нерешенность проблемы правового статуса Каспия не позволяет европейцам говорить о Транскаспийском трубопроводе как о вполне осуществимом проекте.
Понятно, что конкуренция между США и европейскими странами, с одной стороны, Россией и Китаем, с другой стороны, на Каспии с его практически неисчерпаемыми углеводородными ресурсами будет лишь обостряться. Вне зависимости от заявлений отдельных глав государств и правительств.
В недавно вышедшем докладе Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции-2025 год. Мир после кризиса» отмечается, что «Россия нуждается в природном газе Каспийского региона, чтобы удовлетворить выполнение европейских и иных контрактов, и, вероятно, будет весьма настойчиво стремиться удержать страны Центральной Азии в сфере влияния Москвы и в условиях отсутствия выходов на рынок, неконтролируемых Россией, имеет хорошие шансы для того, чтобы успешно решать эту задачу».
Многие эксперты по газовой проблеме считают, что сегодня началась гонка центров силы: кто быстрее построит трубопровод, тот и будет иметь контроль над каспийскими углеводородами.
Но «Газпром» имеет и другие возможности повлиять на ситуацию: если он сумеет выработать приемлемый для Казахстана и Туркменистана вариант контроля над трубой, приоритет России в Центральной Азии станет очевидным и неоспоримым.

Фото с сайта http://watherline.ru