Территория подростка - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Территория подростка

Территория подростка

Подростки и наркомания, алкоголизм, преступность - все чаще эти слова употребляются в нашем лексиконе неотрывно друг от друга.

  • 13 Февраля 2006
  • 1530
Фото - Caravan.kz

Но даже в наше, видавшее виды время, подобные словосочетания звучат тревожным набатом, пророча безрадостную картину будущего. Что в нашем обществе не так?
Почему дети, в том числе и из достаточно обеспеченных семей, бросаются во все тяжкие, еще толком не успев осознать свое отдельное «я»?
Возможно ли нам, взрослым, как-то противостоять устойчивому негативному влиянию урбанизированной тинейджерской среды или этот бой заранее проигран? В разговоре на эту тему принимает участие психолог-консультант Нина Ковалева.
Возрастные метаморфозы
Очень часто от многих родителей можно услышать жалобы. Мол, сын, с детства такой послушный, прилежный, откровенный, вдруг стал говорить с родителями грубо и дерзко, забросил учебу, замкнулся. Приходит поздно, пропахший табачным дымом, на все расспросы один ответ — не ваше дело. Или дочь, всегда такая скромная, даже стеснительная совсем отбилась от рук — дома не удержишь, от зеркала не оторвешь. Порой дети шокируют неожиданными злобными выходками или попадают в неприятные истории. Как относиться к подобным изменениям в поведении подростка? Что это -распущенность, подражание дурным манерам или закономерность возраста?
По словам специалистов, период от 11 до 15 лет не зря называют «переходным», «критическим», «взрывоопасным». У него есть свои объективные особенности — физиологические и психологические. Но хотя особенности эти присущи каждому подростку, далеко не каждый становится в переходном возрасте «трудным» — все решается предшествующим воспитанием, обстановкой в семье и школе, позицией окружающих взрослых, ну и, несомненно, личными качествами.
Внешние изменения, знаменующие собой превращение ребенка в подростка, видны всем. Но внутренний мир взрослеющих сыновей и дочерей, ломка прежних интересов, представлений и появление новых часто остаются неведомыми для родителей. И потому многое в поведении чада кажется им необъяснимым. Порой вызывает неправильные оценки. При всем при этом взрослым нужно учитывать, что…
Одной из характерных физиологических особенностей подросткового периода является интенсивная перестройка эндокринной системы. Это она вызывает повышенную эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроений. Переход от восторженного состояния к унынию, от энергичного, деятельного настроя к апатии может быть очень быстрым. Возрастает ранимость, обидчивость, раздражительность, особенно на фоне переутомления. В связи с неравномерностью развития различных физиологических систем могут возникнуть и трудности психологического порядка, когда подросток становится мнительным, неуверенным в себе.
От физиологии — к уму и сердцу
Весьма сложные переживания несет с собой и наступающий период полового созревания. Одни подростки переносят его сравнительно спокойно, для других это целая лавина новых ощущений, чувств, мыслей, с которыми им не так-то легко справиться
13-15 лет — ко всему еще и пора первой детской любви. Она может принести много радости и самых возвышенных чувств, но может стать и источником подлинных горестей. Даже трагедий. Если ребенок обычно равнодушен к собственной внешности. То у подростка пробуждается повышенное внимание к своей особе. Он беспрестанно разглядывает себя, часто бывает недоволен чертами лица, фигурой. Преувеличивает свои недостатки и страдает из-за них, предпринимает неумелые попытки улучшить свою внешность.
Специалисты советуют ко всему этому относиться с пониманием, мягко и тепло. Насмешки, ирония не только не окажут действия, но заставят подростка замкнуться, озлобиться. А вот разумный совет, высказанный в спокойном, дружелюбном тоне, будет непременно принят. Если взрослые всегда строили отношения с ребенком на началах определенного равноправия, то будет легко найти верный тон и с подростком. Пренебрежение же, невнимание, замечания, сделанные в обидной форме, не только глубоко ранят подростка, но порождают у него ответную грубость, необщительность, неумение сочувствовать другим людям.
В переходном возрасте наши дети живут интенсивной умственной и эмоциональной жизнью. В них ярко проявляется стремление проникнуть в суть явлений, понять их причины и взаимосвязи. Развивается способность самостоятельно сравнивать, анализировать, обобщать. Но выводы неокрепших умов порой поспешны. Не имеют под собой достаточного жизненного опыта. Подросток слишком импульсивен, чтобы взвесить все «за» и «против». Он рубит, что называется, сплеча, высказывает категоричные и далеко не всегда правильные суждения. Кроме того, для подростков характерна повышенная критичность. Они почти все ставят под сомнение и это вполне закономерно — развивается самостоятельность мышления. Наряду с этим развивается смелость, самостоятельность, решительность, инициативность. Неожиданно подросшие дети становятся способными сами ставить себе какие-то цели и с удивительным упорством стремиться к их достижению.
Однако и здесь еще проявляется незрелость, недостаток знаний и опыта. Подросток подчас не видит разницы между настойчивостью и упрямством, стойкостью убеждений и строптивостью, необдуманной поспешностью поступков и решительностью. Научить его видеть эту разницу — дело взрослых. Но как это сделать? Ведь нотаций подросток не терпит. Впрочем, в любом возрасте нотации не лучший метод воспитания. Тем более безуспешны немотивированные, категорические запреты.
Подводные рифы
Итак, переходный возраст принес с собой любимому чаду неустойчивость психики, кучу комплексов, пробудил жажду деятельности и познаний, испортил характер и подвесил в пространстве большой знак вопроса относительно того, как это преодолеть и чем все закончится. Что делать? Как воспитывать подросшего нигилиста? Вот в этом то и состоит основная загвоздка.
Современные родители уверены в том, что никакого особенного воспитания, собственно и не требуется. Если у моего ребенка есть, все, что ему нужно и хочется, то, что же плохого с ним может случиться? — рассуждает иной родитель. Порой понятие воспитание подменяется у нас заботой обеспечить ребенка, прежде всего, материально, а остальное, мол, само приложится. Ничуть не бывало, не приложится. Например, всякому понятно, если купить очень нужные и интересные книги, но при этом не развить в ребенке желания читать, то даже самые дорогие издания не принесут и крупицы пользы. Или, если купить хорошую аппаратуру, но при этом не привить вкус к хорошей музыке, то в результате этой покупки невозможно будет ничего прибавить к умственному и духовному развитию ребенка, кроме как укоренить в нем дурную привычку принимать ритмичный шум за музыку. Покупая очень дорогие вещи в подарок любимому недорослю, родители развивают в нем лишь привычку потреблять, не ценя того, что он имеет. Со временем «аппетиты» юнцов лишь растут, но сами они при этом не становятся качественно лучше, как люди. Человеческие качества, увы, не зависят от размера кошелька родителя. Быть богаче еще не означает быть сострадательнее, добрее, терпимее, смелее, находчивее и умнее. Ведь и богатство достается по-разному, и человеческие качества появляются в ребенке не вдруг — их надо закладывать и развивать.
Подчас некоторые любвеобильные родители, на протяжении всего периода роста любимого ребенка, потакавшие его прихотям и желаниям, вдруг к своему ужасу обнаруживают, что он рассматривает их не более, как спонсоров своей хорошей жизни, а сами они, их заботы, проблемы и чаяния юного эгоиста ничуть не волнуют. И тут всплывает патетическое «За что?». А вот за свою собственную леность, когда вместо трудов педагогических думал, что подарю все самое, самое и он — мой малыш непременно это оценит. Не оценит. Потому что к подаркам привычный, а когда к нему станут предъявлять какие-либо требования «не поймет юмора» и лишь озлобится.
И тогда будет очень трудно построить диалог, ведь сложившийся эгоист привык только получать. Отсюда возможны конфликты с родителями и уход в себя. Дальше — больше. «Непонятки»