Как спасти сохнущее древо - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-2 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как спасти сохнущее древо

Как спасти сохнущее древо

Старость, закат жизни - вещь не слишком радостная, но неизбежная.

  • 9 Февраля 2006
  • 1040
Фото - Caravan.kz

Для тех, кто сумеет перейти 60-65-летний рубеж, во весь рост встают различные проблемы: здоровья, психологической адаптации к новым условиям «заслуженного отдыха», и главная — проблема финансовая.
Пенсии у казахстанцев сегодня хоть и одни из самых высоких в СНГ, однако они далеко не соответствуют потребностям современного человека.
Инфляция и следующий за ней рост цен, несмотря на все заклинания и обещания правительственных чиновников, постепенно растет, жизнь с каждым годом становится дороже.
К тому же с каждым годом число пенсионеров в стране увеличивается, а количество работающих — уменьшается. Это обусловлено рядом особенностей протекания демографического процесса в стране — последствиями войны, масштабной миграцией населения, сокращением рождаемости и пр.
Чувствуя, что солидарная пенсионная система в будущем столкнется с большими трудностями, казахстанское правительство еще в середине 90-х годов запустило в действие накопительную пенсионную систему, ведущим принципом которой является накопления пенсионных средств на личных счетах каждого работающего гражданина страны.
Принцип, надо сказать, весьма разумный и справедливый. Каждый получает в старости ровно столько, сколько он сумел накопить за предыдущие годы. И ни государство, ни пенсионный фонд — никто не имеет права забрать или потратить эти деньги, которые являются личной собственностью каждого человека и могут даже переходить по наследству его родным.
Пенсионные фонды можно уподобить растущему дереву, которое, с одной стороны, получает питательные вещества (пенсионные взносы) из «корневой системы», от будущих пенсионеров, но также использует для своего роста «солнечный свет» — инвестиционные доходы, которые фонды получают от вкладывания пенсионных накоплений в различные финансовые инструменты.
И если с пенсионными взносами ситуация вполне благополучная, то инвестиционная составляющая развития фондов все чаще сталкивается с различными проблемами. Главная из них — снижение доходности по пенсионным активам. По данным экспертов, сегодня этот уровень доходности едва покрывает потери от инфляции, даже официальный уровень которой составляет 7,5-8 процентов. Но многие специалисты считают, что методика расчета инфляции, которая взята на вооружение правительством, неполно отражает процессы в этой сфере. И уровень инфляции, по оценкам некоторых независимых экспертов, достиг в стране за прошлый год 11-13 процентов. Да и с начала года негативному процессу роста инфляции дан мощный толчок: недавно было объявлено о неизбежном росте тарифов на услуги ЖКХ, причем сразу на 14-40 процентов. Растут цены и на продовольственные товары, стремительное увеличение мировых цен на нефть и газ с неизбежностью скажется на росте цен на эти товары внутри страны, чего также серьезные аналитики ожидают в скором времени.
Словом, инфляция начинает обгонять уровень доходов от инвестиционной деятельности ПФ, это мощное, устремленное своей кроной к солнцу древо начинает постепенно «засыхать»…
Руководители казахстанских ПФ неоднократно пытались привлечь к этой проблеме внимание правительства и общественности. Основной камень преткновения они видят в ограниченности финансовых инструментов, куда ПФ, по закону, могут вкладывать пенсионные активы. Это, прежде всего, государственные ценные бумаги, депозиты банков второго уровня, ценные бумаги крупных казахстанских компаний, а также некоторое количество ценных бумаг иностранных компаний. Вот, собственно, и все.
Столь ограниченный набор финансовых инструментов был положен государством в деятельность пенсионных фондов для того, чтобы обеспечить максимальную надежность инвестиционных вложений. Но надежность, как известно, противоположна риску, а именно при известной доле риска можно добиться наивысших доходов от вложенного капитала. Эта азбучная истина рынка сегодня встала перед казахстанскими ПФ во всей своей очевидности.
Правительство также осознало остроту этой проблемы и приняло «Программу развития накопительной пенсионной системы РК на 2005-2007 годы».
В соответствии с ней, перечень финансовых инструментов был несколько расширен. Раньше ПФ больше инвестировали средства в государственные ценные бумаги, доходность по которым была примерно на 2-3 процента ниже темпов инфляции. Сегодня ПФ предоставлена возможность формировать большую часть своего инвестиционного портфеля из надежных ценных бумаг частных казахстанских и иностранных компаний, доходность по которым выше темпов инфляции.
На фондовый рынок вышли акции и облигации «голубых фишек» — крупных отечественных промышленных компаний, работающих прежде всего в сфере добычи и переработки и транспортировки полезных ископаемых, телекоммуникации и связи, строительства и других.
Но эти «голубые фишки» выпущены в ограниченном количестве и, конечно, их на все пенсионные фонды не хватит. Владельцы и стратегические инвесторы не спешат расставаться с крупными пакетами акций таких устойчивых и доходных в финансовом отношении компаний, выставлять их на рынок, потому что они и без того приносят им хороший доход.
С другой стороны, казахстанским ПФ очень интересны практически безрисковые государственные ценные бумаги, с «плавающей» ставкой уровня вознаграждения по ним, такие как государственные казначейские обязательства Министерства финансов и ноты Национального банка. Здесь доходность ниже, чем, к примеру, у облигаций нефтяных компаний, однако она всегда выше уровня инфляции, что для ПФ и является самым важным. Умело оперируя структурой инвестиционного «портфеля», каждый пенсионный фонд может, по идее, обеспечить своим вложениям надежную защиту от инфляции через ГЦБ, а часть средств пустить на более доходные, но и более рискованные инвестиции в депозиты или акции предприятий.
Однако государство, до поры до времени мирившееся с таким положением, в последнее время резко сменило свою политику. В правительстве посчитали, что НПФ сегодня стали достаточно мощными в финансовом отношении и поддержка их через ГЦБ только снижает уровень их инвестиционной активности — зачем обеспечивать фондам «легкую жизнь»? Пусть сами покрутятся на фондовом рынке, пусть конкурируют между собой по-настоящему!
Именно этим, скорее всего, объясняется резкое сокращение Нацбанком эмиссий нот в прошлом году — с 440 миллиардов тенге до 181 миллиарда.
По такой же схеме действует и Министерство финансов: оно отменило в прошлом году три запланированных эмиссии своих ценных бумаг — МЕУЖКАМ -180, МЕОКАМ — 60, МЕККАМ -12, на общую сумму около 50 миллиардов тенге.
И это логически вполне понятно. Ценные бумаги государство выбрасывает на рынок прежде всего с целью пополнения государственного бюджета, а зачем это делать, если бюджет и так «трещит» от денег?
Таким образом, сегодня ПФ, несмотря на предпринимаемые правительством меры, остаются один на один с той же застарелой «болячкой»: как повысить доходность своих инвестиций? Огромные средства, накопленные на пенсионных счетах, остаются в значительной степени невостребованными из-за неразвитости нашего фондового рынка и из-за излишней, по мнению многих, осторожности и перестраховки правительства.
Но и правительство можно понять. Ведь деньги пенсионеров — дело святое, это его величайшая надежда на будущее, когда правительство сможет, в значительной мере, «сбросить» с себя тяжелейшую обязанность пенсионного обеспечения за счет бюджета. Но именно поэтому ему следовало бы в своих действиях руководствоваться не только близкими, видимыми перспективами, но и более долговременными планами и расчетами. Что с того, что сегодня финансовая ситуация в стране более, чем благополучная?
Ведь одновременно с выпуском ГЦБ, гарантирующих неуязвимость средств пенсионных фондов от инфляции, можно было бы разрешить вкладывать пенсионные средства в крупные и выгодные инфраструктурные проекты, причем на долгие сроки, поскольку первые пенсионные выплаты по новой накопительной системе начнутся только лет через 15-