В ЮКО появится ЮАР - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+7 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В ЮКО появится ЮАР

В ЮКО появится ЮАР

Южно-Казахстанская ассоциация риэлторов - такова новая расшифровка весьма известной аббревиатуры.

  • 8 Февраля 2006
  • 1244
Фото - Caravan.kz

Южно-казахстанских торговцев недвижимостью не пугает возможность быть перепутанными с африканским государством. Задачи ассоциации далеки от политики и международных отношений, хотя по-своему не менее сложны и амбициозны: ЮАРовцы из ЮКО собираются приводить рынок торговли недвижимости к цивилизованным формам.
По мнению исполнительного директора группы компаний Центра коммерческой недвижимости Гульнары Бигазиновой, время, когда каждая риэлторская компания работала исключительно сама по себе, избегая любых контактов прежде всего с себе подобными конкурентами, уже проходит.
Сейчас все отчетливей проявляются внешние факторы, негативно влияющие на работу риэлторов, которые представляют даже большую проблему, нежели внутривидовая конкуренция. И для решения этих проблем конкурирующим фирмам пора объединяться.
С инициативой создания ассоциации выступила группа компаний Центр коммерческой недвижимости (г. Алматы). По сообщению представителей ЦКМ, в Алматы и Астане уже существуют республиканские ассоциации риэлторов, однако подобные филиалы некоммерческих «профессоюзов» следует создавать и в регионах.
Цены на недвижимость в Казахстане имеют устойчивую тенденцию к росту, и в обозримом будущем никаких изменений не предвидится, — считают специалисты ЦКН.
При том, что в ЮКО, например, спрос на жилье уже в принципе уравновесил предложение. Тем не менее, покупатели вполне мирятся и готовы к тому, что в каждом следующем сезоне цены на жилье (и новое, и на вторичном рынке) увеличатся.
Отчасти это происходит потому, что для большинства населения операции с недвижимостью представляются наилучшими капиталовложениями.
Поэтому даже при отсутствии свободных средств и весьма средних доходах, рядовой казахстанец готов ввязываться во всевозможные виды кредитов и ипотек именно для приобретения недвижимости. Таким образом, рынок недвижимости остается одним из самых активных.
В то же время риэлторские компании, в сознании рядового продавца-покупателя, продолжают оставаться своего рода придаточным, не всегда желанным звеном. Хотя специалисты ЦКН весьма положительно отозвались о профессионализме шымкентских фирм.
Однако, по-видимому, главной бедой риэлторов следует назвать именно тот факт, что их профессионализм не всегда удовлетворяет потребителя. Дело не в каком-то конкретном маклере или фирме, но в самой системе услуг, практикующейся на Юге.
Здесь сложилась такая ситуация, при которой большинство риэлторов и клиентов в своих поисках оперируют в основном частными объявлениями в газетах, ТВ, радио. Это и есть всеобщая база данных.
Типичная для ЮКО картина — человек собрался продать или купить квартиру (дом). В первую очередь, люди обращаются к разделу частных объявлений в газеты, ТВ, радио, возможно, в одну из риэлторских контор, коих в Шымкенте свыше десятка.
Затем по своему домашнему телефону, заявленному в объявлении, он оказывается просто атакован… нет, не интересующимися клиентами, но риэлторами из конкурирующих контор, в которые заявитель вообще не обращался.
Видимо, все остальные шымкентские маклеры и риэлторы, на всякий случай «забивают» его данные в собственную базу.
В конечном итоге каждый покупатель вынужден становиться сам себе риэлтором, попутно еще отбиваясь от навязчивого сервиса незваных посредников, каждый из которых предлагает, как правило, те самые варианты, которые клиент уже и сам проработал по газетным объявлениям. Спрашивается — в чем же здесь услуга маклера, да к тому же весьма дорогостоящая?
Пожалуй, вопрос о координации и упорядочении деятельности риэлторских контор — одна из самых насущных и трудоемких задач. При отсутствии законодательной базы, регламентирующей работу риэлторов, им необходимо самим выработать некие нормативы и правила, нацеленные как на интересы каждой фирмы, так и клиентов — покупателей-продавцов недвижимости.
Опять же, выходить в законодательные органы с инициативой о принятии тех или иных законов и актов на рынке недвижимости легче, выступая единым фронтом. Однако это уже задачи на перспективу.
На сегодня одним из факторов, делающих актуальным создание ассоциации риэлторов, г-жа Бигазинова считает активизирующуюся деятельность так называемых «черных маклеров». Лица, не имеющие ни соответствующей лицензии, ни компетенции, зато хорошо умеющие входить в доверие к гражданам, берутся оказывать посреднические услуги в оформлении ипотек, кредитов, покупке-продаже недвижимости.
И тот факт, что клиенты, избегая услуг официальных риэлторских фирм, тем не менее связываются с «черными маклерами» и нередко становятся жертвами обычных мошенников, есть прямая недоработка легальных риэлторских структур.
Второй вопрос — повышение профессионализма так сказать «кадровых» риэлторов. В большинстве случаев сейчас все услуги риэлторов ограничиваются сведением продавцов с покупателями.
В то же время юридическое оформление сделки — один из самых ответственных моментов, остается, как правило, делом самих клиентов, в котором риэлтор уже не участвует. По мнению Александра Ахназарова, руководителя южно-казахстанского регионального представительства ЦКН, риэлторы должны обеспечить клиенту полный спектр услуг, в том числе и юридическую защиту сделки на достаточно длительный срок. В частности, это может потребоваться на случай, если со временем появятся некие третьи лица, по каким-либо причинам также претендующие на право владения этой недвижимостью, и оспаривающие уже совершенную сделку.
По этой причине регулярные курсы, семинары, школы для повышения квалификации риэлторов, в современных условиях просто необходимы, — считает Гульнар Бигазинова, а организовать подобные мероприятия могут и должны только сами риэлторы, объединив свои усилия.
По сообщению Гульнар Бигазиновой, войти в Южно-Казахстанскую ассоциацию (ЮАР) уже изъявили желание три риэлторские компании Шымкента, что, в соответствии с уставом ассоциации, вполне достаточно для ее официального создания.
При этом в ассоциации вполне допускают, что на юге могут появиться и другие профессиональные объединения риэлторов, и это ЮАР нисколько не пугает. Главное — начинать объединяться!