Жизнь на дорогах
Сегодня в Алматы автотранспорта больше, чем в какой-либо из областей Казахстана. Всего-более 200 тысяч единиц. Но если в областях транспорт разбросан, на большой территории, то у нас весь автопарк, наоборот, сконцентрирован, в одном месте. Протяженность улично-дорожной сети Алматы чуть более 1400 километров — это примерно, десятая часть дорог Акмолинской или Восточно-Казахстанской областей. Людям и машинам становится тесно на узких алматинских дорогах, их необходимо расширять. В силу этого, степень риска для водителей и пешеходов гораздо выше, чем, в целом по республике.
Все мы — пешеходы. Выходя на улицу, подвергаемся потенциальной опасности, утверждает Тулеген Есимов, главный специалист отдела организационно-аналитической и профессиональной работы управления дорожной полиции алматинского ГУВД. — Алматы — уникальный автомобильный мегаполис, говорит г-ин Есимов. Личного транспорта в городе — более 170 тысяч единиц, 30-50 тысяч — транзитного. Каждый день в дежурную часть УДП ГУВД поступает несколько десятков вызовов на ДТП. Порой, количество вызов достигает почти ста звонков в день. Только за десять месяцев этого года сотни людей получили ранения и тяжелые травмы, десятки умерли.
Семьдесят процентов аварий связано с наездами на пешеходов, почти в половине случаев, утверждают полицейские, виноваты сами пешеходы. Нарушения со стороны пешеходов — банальны. Лидирует — переход улицы в не установленном месте. Второе место занимает — переход улицы на запрещающий сигнал светофора. Затем — неожиданный выход пешехода из-за транспорта. И, наконец, — появление пешехода на проезжей части в нетрезвом состоянии.
Водители, как показали исследования, чаще всего не соблюдают правила маневрирования, нарушают правила проезда перекрестков и превышают скорость. По причине управления транспорта в нетрезвом состоянии с начала года зарегистрировано чуть больше тридцати аварий. Как утверждает Берик Бисенкулов, подполковник полиции, в нашем городе пьяных водителей за рулем стало значительно меньше.
Еще одной немаловажной причиной аварий в Алматы являются безграмотные водители. Ни для кого не секрет, что некоторые документы можно приобрести не совсем честным путем. Водительские права — не исключение. По неофициальным данным, стоимость «левых» прав достигает девяти тысяч тенге, а срок изготовления — два дня. Многие будущие водители находят этот способ привлекательнее, чем двух месячная учеба в автошколе. Сотрудники ГУВД этот факт отрицают. А что касается автошкол, то стоит посоветовать выбирать для учебы государственные или те, у которых есть лицензия. В этом году сотрудниками полиции закрыто 14 автошкол. В акимате создана специальная комиссия, которая занимается проверкой автокурсов. На сегодняшний день в городе действует примерно 50 таких заведений. Курсы длятся полтора — два месяца. Выбирая автошколу, обратите внимание на наличие плакатов, спецтренажеров, возможность заниматься на автодроме. Стоимость качественного образования — не менее семи- восьми тысяч тенге.
Другая проблема — нехватка светофоров. Это и понятно. Установить светофор стоит более миллиона тенге. К сотрудникам ГАИ обращаются с просьбами сократить красный сигнал или наоборот, продлить зеленый. Тем не менее, в городе обустроено светофорами 258 перекрестков.
Выход есть всегда
Выход из поистине аварийной ситуации сотрудники ГУВД видят в первую очередь в повышении личной культуры и дисциплины самих пешеходов. Правила дорожного движения в средних школах необходимо преподавать еще в начальных классах. Родители обязаны объяснять детям, как правильно переходить дорогу.
Сотрудники ГУВД, в свою очередь устанавливают светофоры, знаки пешеходных переходов, «зебры». Разгружают перекрестки, обустраивают трассы, делают развязки, как, например, в районе аэропорта. И, тем не менее, за 10 месяцев текущего года увеличился рост ДТП по числу аварий на 21 процент, по числу погибших — на 18 процентов, по количеству раненых — так же на 18 процентов.
Для тех, кто пренебрегает правилами, полицейские подобрали метод «кнута». С учетом анализа статистики, они выбирают наиболее аварийные дни и проводят профилактическое мероприятие «Пешеход». Больше всего аварий, как показали исследования, случаются в пятницу. Все сотрудники дорожной полиции принимают участие в этой операции. Согласно анализу, выбирают самую опасную улицу, на нее выставляют весь личный состав. Цель проста: как можно доходчивее объяснить и водителям, и пешеходам, что нельзя нарушать правила дорожного движения.
Например, одну из операций «Пешеход» проводили на проспекте Абая.
Операция проводилась на расстоянии от проспекта Саина, до проспекта «Достык». Самые опасные места оказались в районе городского цирка и парка «Фэмили». Операция проводилась всего три часа, и этого времени хватило, чтобы оштрафовать сто водителей и сто шестьдесят пешеходов. Сумма административного штрафа составила 200 тенге.
Несмотря на то, что сумма штрафа относительно не высока, этот метод дал определенные результаты. Видимо, не ощутив на собственном кармане, мы часто забываем о правилах дорожного движения. И совсем не задумываемся о том, что ценой такой забывчивости может стать чья-то жизнь. А чтобы не произошло очередного ДТП с такими серьезными последствиями, лучше всего объединить все способы и самостоятельно заботиться о собственной безопасности.