"Обменник" выдает презервативы - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Обменник" выдает презервативы

"Обменник" выдает презервативы

Десять лет назад первые специалисты по СПИДу предполагали, что к 2000 году количество зараженных в мире составит 30 миллионов. И этот прогноз несколько лет держал человечество в напряжении. Цифра ужасала, но была надежда, что аналитики все-таки ошиблись в своих мрачных предсказаниях. Они действительно ошиблись, потому что в 2000 году на планете вирусом СПИДа были поражены 60 миллионов человек. К началу ХХ1 века 25 миллионов уже скончались.

  • 29 Ноября 2001
  • 1796
Фото - Caravan.kz

Геометрическая прогрессия, с которой развивается эпидемия, позволяет международным экспертам делать неутешительные прогнозы и в отношении Казахстана. Причин, чтобы не верить им, нет. Если взять за отсчет динамику развития эпидемии последнего года, то есть четырехкратное увеличение, то через пять лет вирусом иммунодефицита будет поражено около 10 миллионов казахстанцев.
Тринадцать лет мы относимся к СПИДу, как к опасности, которая где-то далеко, за пределами твоей семьи. Как к смертельной болезни. А раз болезнь — значит, заниматься ею должны врачи. Тот факт, что 80 процентов вич-инфицированных — наркоманы, как ни странно, является еще одним успокоительным средством против спидофобии. Если вич-инифицированный — наркоман и преступник, значит, им должна заниматься полиция. А у меня, нормального законопослушного гражданина нет никаких поводов для волнения.
В таком заблуждении наше общество пребывает по сей день. Хотя проблема уже давно вышла за пределы одного-двух ведомств и перестала быть проблемой только системы здравоохранения и правоохранительных органов. Вич-инфекция стал проблемой политической, так как грозит национальной безопасности государства. Проблемой социальной, потому что СПИД процветает на фоне обнищания населения.
Программа ООН-СПИД «Глобальная проблема — глобальные действия» называет 20 пунктов вмешательства общества в распространение вируса на территории государства. И только четыре из них адресуются медицинским службам: лечение, противовирусная профилактика, контроль крови и контроль над туберкулезом, как самым распространенным видом инфекции. Остальные 16 ступеней борьбы должны брать на себя педагоги, правоохранительные органы, руководители всех ведомств и министерств, руководители городов, областей, районов. Все, кто по долгу службы и по гражданскому долгу считает глобальную проблему борьбы со СПИДом своей проблемой.
Город Темиртау в Карагандинской области первым принял на себя удар эпидемии. При численности населения в 180 тысяч человек вич-инфекцией поражено 905 жителей. Это почти 50 процентов всех случаев в Казахстане. А сегодня в республике нет ни одной области, свободной от ВИЧ.
Феномен маленького города до сих пор остается нерешенной загадкой. Промышленный гигант — Карметкомбинат — всегда придавал Темиртау особый статус. Здесь всегда жили люди не самые бедные и с высоким интеллектуальным уровнем. Почему именно отсюда началось наступление СПИДа на Казахстан? Темиртау занимает лидирующее положение среди криминальных городов Казахстана. Здесь — «родина» беспрецедентного вида детской наркомании — так называемых чухоморов, то есть нюхачей толуола.
Город пережил за эти годы многое. Трагедии первых случаев, когда еще никто не знал, как и что делать. Когда люди шарахались от прививок. Когда взволнованные родители выстраивались толпами у дверей гороно и требовали, требовали, требовали. Прежде всего — одноразовых шприцев. Но вирус в город пришел не из прививочных кабинетов, как это случилось в Элисте. Он поднялся в город из наркоманских притонов.
Что было бы с городом металлургов, если бы и дальше программа борьбы с эпидемией стыдливо пряталась в ханжеских рассуждениях? Эксперты программы ООН-СПИД отвечают на этот вопрос: сегодня его не существовало бы.
Пять лет назад феномен Темиртау начал изучаться международными организациями. В 1997 году программа ООН-СПИД пришла в город. Эксперты в первую очередь провели свою оценку числа наркоманов. Данные УВД не вызывали доверия. Что такое, к примеру, «1089 наркопотребителей»? Даже самая быстрая оценка, проведенная ООН, дала 8 тысяч только инъекционных наркоманов. Это и было взято за точку отсчета.
Первые шаги шокировали население. В Темиртау начали открываться пункты доверия для наркоманов, тут же прозванные в народе обменниками. Сюда призывали приходить всех наркозависимых, им раздавали бесплатно одноразовые шприцы, брошюры, дезинфекционные средства и даже стерильную вату. И они пошли — вначале робко, затем, поняв, что здесь никто не сажает за решетку и не ставит на учет, все смелее и смелее. Бригады добровольцев-волонтеров читали в школах лекции о безопасном сексе среди подростков, учили мальчиков и девочек пользоваться презервативами и другими средствами контрацепции. Спустя год эпидемия пошла на спад. Сегодня частота выявления инфекции в Темиртау уменьшилась почти вдвое.
Международные эксперты уже давно пришли к выводу, что социальные табу и принудительное законодательство только способствует распространению СПИДа. Мы должны учиться жить рядом с опасностью. Вирус вышел в открытое общество. Загонять его в трущобы бесполезно. Нужно учиться элементарным нормам поведения. Заставить себя понять внутреннее состояние человека вич-инфицированного. Понять, помочь. И не судить.
Нетрадиционные меры, внедренные международными организациями в Темиртау в 1997 году, сегодня уже быстрее приживаются в других городах Казахстана. Но сегодня инъекционный путь заражения СПИДом теснит половой. В связи с этим эксперты настаивают на широком подключении к программе учителей школ, преподавателей вузов — всех, кто занимается воспитанием. И не только детей. Одна из проблем армии — инфекция, передаваемая половым путем. Обследование заключенных выявило 6 тысяч больных венерическими заболеваниями и 3 тысячи гомосексуалистов. И ведь 30 процентов вич-инфицированных приходится на тех, кто отбывает сроки в местах лишения свободы.
Нужны реабилитационные центры для наркоманов, нужны кризисные центры для подростков и женщин, нужны новые учебные программы и учебники, нужны специалисты, нужны специальные клиники и уже хосписы для больных СПИДом. Но главное — нужны деньги. Деньги на мероприятия, которые могут спасти Казахстан от СПИДа. 22 миллиарда 845 миллионов тенге — такая сумма необходима, по мнению казахстанских и международных специалистов для реализации национальной программы борьбы со СПИДом. Республиканский бюджет пока смог выделить лишь 46 миллионов. Местные бюджеты — 358. Около двух миллионов тенге выдали республиканскому центру СПИД на проведение пропагандистских и просветительных программ. Директор центра Турар Чакликов заметил, что этих денег хватит только на прокат трехминутного ролика по республиканскому телеканалу в течение года. В Темиртау пока ситуацию удерживает исключительно пилотный проект программы ООН-СПИД. ООН снабжает Темиртау не только шприцами, специалистами, методическими пособиями, но и презервативами. Поскольку единственная в Казахстане линия по выпуску резинового изделия в Павлодаре, конечно, не может обеспечить потребности республики.
«Сколько можно уповать на донорскую помощь!» — восклицает аким Темиртау.
«В проведении специфического лечения для вич-инфицированных мы очень надеемся на помощь международных организаций», — отвечает ему директор СПИД -центра РК.
Цена презерватива, самого простого — 10 тенге. Стоимость специфического лечения одного вич-инфицированного — 10 тысяч долларов. Эти цифры комментариев, не требуют.