Песчаная планета
У любого человека пустыня, как правило, ассоциируется с песчаными барханами, караванами верблюдов, обугленными под палящим солнцем бедуинами и долгожданными райскими оазисами. Реальность куда банальнее и лишена даже намека на романтизм. Казахстанская пустыня или полупустыня — это каменистые, солончаковые, глинистые почвы, не способные «родить» буйную растительность. Здесь приживается лишь саксаул, и привольно ящерицам. Земля не пригодна для земледелия, осадки скудны, рек и озер нет. Плюс ко всему — отдаленность от городов и сел, расположенных в благоприятных зонах.
Таких мест в Казахстане немало. До 90 процентов территории Атырауской, Мангистауской областей — пустыня, в Западно-Казахстанской, Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областях — до 60-70 процентов. Более чем достаточно их и в Карагандинской, Жамбылской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях.
Вступая в третье тысячелетие, мир стоит перед проблемами деградации земли и, как следствие, вырождения человечества. Сегодня риску опустынивания подвержена часть суши с населением более 1 миллиарда человек, на территории превышающей африканский континент. Все это не что иное, как печальные последствия неумелого, варварского отношения к земле. Казахстан в результате опустынивания и деградации пастбищ ежегодно теряет 1 миллиард долларов, а стоимость восстановления казахстанских пастбищ примерно равна 10 миллиардам долларов, что, естественно не под силу государственному бюджету.
Природу — в узды
Пренебрежительное отношение к земле — не единственная причина опустынивания. Эксперты утверждают, что на деградацию земель сильно влияют изменения природных условий, как в отдельных регионах, так и в глобальных масштабах. Одна из таких причин — глобальное потепление на планете.
Можно ли спорить и равняться силами с природой? Казахстанские экологи дают однозначный ответ. Процесс потепления можно и нужно «приостановить». Для этого необходимо снизить выбросы парникового газа, который образуется за счет выбросов энергии теплоты. То бишь, нужен определенный научно-практический подход к регулированию парниковых газов.
Малопригодные для жизнедеятельности пустынные и полупустынные степи в народе окрестили «неудобьями», официально их называют депрессивными районами, но в разговорах все чаще звучит режущее слух — «резервация». В августе этого года газета «Жас алаш» опубликовала статью преподавателя Кызылординского государственного университета им. Коркут ата Амангельды Жанбатыра. В ней он говорит, что в Казахстане 71 резервация, причем 30 из них находятся в ужасном состоянии.
Узники «резерваций»
Сегодня мы любим поговорить о свободе, равенстве прав всех граждан, дарованных нам Конституцией. Все правильно. Действительно при необходимости мы можем отстоять свои права на труд, образование и прочее, но как быть с, казалось бы, абсурдной на первый взгляд ситуацией, вернее с теми, кто ущемлен в праве на… воду, плодородную почву, воздух? Пенять на природу?
Деградация земель неразрывно связана с социальной деградацией. Ее плоды мы пожинаем сегодня. Жителей резерваций практически оставили один на один с жестокостью природы. И не только с ней.
Ветер рыночных перемен «добрался» и до депрессивных районов, но в отличие от больших городов, здесь увидели только жестокие гримасы рынка. Многие аулы и села постепенно разорялись, существующее ранее производство неудержимо падало, из-за ухудшающейся экологической ситуации, недостаточного финансирования приходили в упадок животноводческая отрасль, отсутствие зарплаты, задержки пособий и пенсий — все эти явления с каждым годом с неумолимой скоростью отбрасывали сограждан из депрессивных районов за грань бедности. Люди бросали свои дома и, лишаясь последнего, отправлялись в «никуда», в поисках лучшей, достойной жизни. С 1993 по 1998 год внутренняя межрайонная и межобластная миграция составила один миллион сто тысяч человек.
И сегодня в мире существуют резервации, подразумевая не автономное поселение, а законодательный статус особой территории. К примеру, в Канаде, США, Австралии и других странах. Но в отличие от Казахстана, там предприняты соответствующие меры, которые компенсируют проживание в неблагоприятных природных условиях. В США жителям резерваций выдают дотации от трех уровней бюджета — окружного, штатного и федерального. В совокупности эти отчисления составляют порядка 250-300 процентов дополнительно к имеющимся доходам.
Ни воды, ни земли, ни статуса
В Казахстане предпринимались попытки решения проблем жителей пустынных и полупустынных регионов. В 1989 году 71 из 205 сельских районов были признаны отстающим. 30 уже из 71 — оказались самыми худшими. Тогда для их развития из бюджета был выделен почти миллиард рублей, но, сказав «А», власти явно позабыли сказать и «Б».
До сих пор не определен статус депрессивных регионов. Как считает член комиссии Союза писателей Казахстана «Земля и судьба народа» Сапабек Асипулы, правительству необходимо представить в парламент законопроект о признании 180 миллионов гектаров территории пустынь и полупустынь — резервацией, добиться его принятия. В соответствии с этим статусом выплачивать жителям этих неблагоприятных зон определенные компенсации и льготы. Кроме того, он полагает, что необходимо запретить продавать и передавать землю в частную собственность, поскольку для жителей депрессивных регионов, не имеющих ни плодородной земли, ни средств — это будет окончательным приговором. Это мнение находит поддержку у многих ученых республики. В частности, Шамиль Мамилов, доктор биологических наук, сотрудник Института почвоведения Министерства образования и науки РК считает, что если мы хотим сохранить окружающую среду, оживить сельское хозяйство, то, прежде всего, сельскохозяйственные земли не должны больше покупаться, продаваться или облагаться налогом в точности также как другие рыночные товары. На его взгляд, сейчас фермеры платят налоги на землю, основанные на ее спекулятивной цене, как налог на недвижимое имущество. Это один из главных источников давления на фермера, чтобы продать землю, избавиться от нее и, часто, непреодолимое препятствие для того, кто хотел бы возделывать ее. Частная собственность, по мнению Мамилова является серьезным препятствием и в реализации государственных экологических программ по реабилитации почвенного покрова.
По мнению специалистов в Казахстане уже давно назрела необходимость принятия законов об охране почв, о статусе депрессивных районов, внесения поправок в закон «О земле».
Казахстан, наряду с Россией, США, Канадой, Австралией входит в десятку стран, обладающих самыми большими почвенными ресурсами. А по количеству земли на одного человека наша республика впереди планеты всей. Но, судя по всему, в отличие от развитых стран Казахстан еще в полной мере не осознал того, что почва — ценнейший ресурс, от которого зависит и экономическое процветание, и благосостояние людей.