Риск - последнее дело - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Риск - последнее дело

Риск - последнее дело

Несмотря на то, что банковская система Казахстана считается самой прогрессивной и продвинутой на всем постсоветском пространстве, в прошлом году стали наблюдаться перекосы в развитии коммерческих банков.

  • 1 Февраля 2005
  • 941
Фото - Caravan.kz

То, что активы росли быстрее, чем собственный капитал, представляет самый опасный риск: в любой момент любой из банков может потерпеть катастрофу или, что гораздо хуже, в стране может разразиться финансовый кризис.
Исправить ситуацию в прошлом году регулирующему органу — Агентству финансового надзора — в полной мере так и не удалось, несмотря на предпринимаемые усилия.
Так, уже ровно год действует инструкция о требованиях к наличию системы управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня, которая обязательна к исполнению.
Данная инструкция вменяет в обязанность банкам и банковским группам эффективно определять, оценивать и ограничивать свои риски с учетом вида и объема проводимых ими операций. К этой работе в 2004 году подключилась миссия Азиатского банка развития, которая имеет собственную методику определения качества управления рисками. Она направила в банки специальный вопросник с целью определить, насколько в казахстанских банках управление рисками соответствует международным стандартам. Получив ответы и проанализировав их, эксперты АБР констатировали: во многих банках не до конца понимается роль Совета директоров и правления в отношении управления рисками, не уделяется внимание эффективному управлению кредитным риском в банках.
В свою очередь, АФН, проанализировав деятельность финансовых организаций, подчеркивает, что банки второго уровня не в полном объеме соответствуют требованиям инструкции.
Поэтому в рамках дистанционного надзора АФН поначалу будет осуществлять мониторинг, в том числе и с привлечением внешних аудиторов, и применять к банкам, в случае необходимости, меры воздействия за полноту выполнения ими необходимых требований. В дальнейшем же АФН собирается отказаться от практики аудита и внедрить механизм банковской самооценки. То есть, банки не только будут внедрять системы оценки рисками, но и сами же их оценивать. В принципе, в этом ничего революционного нет. Крупные банки и сейчас работают по таким стандартам, поскольку риск-менеджмент жизненно важен для активно работающего на рынке финансового института.
Внедрение принципа самооценки во всех банках, как подчеркивают в АФН, позволит регулятору рынка более оперативно оценивать недостатки в системах управления рисками и заблаговременно выявлять слабые точки.
Это один из самых принципиальных моментов, которые пытается осуществить АФН. Но если перейти от общего к частному, то регулятор уже поставлен перед необходимостью вплотную заняться вопросом капитализации банков.
Учитывая неблагоприятную тенденцию опережающего роста активов над собственным капиталом банков (за год — 60,5 и 48,8 процентов соответственно), что несомненно отражается на росте дополнительных рисков в деятельности банков, АФН усовершенствовало расчет собственного капитала банковской группы и ввело необходимость предоставления квартальной консолидированной отчетности. Почему это должна быть консолидированная отчетность: банки, как правило, имеют целую сеть дочерних структур (это и страховые организации, и накопительные пенсионные фонды, и инвестиционные компании), и в принципе могут практиковать, для создания хорошей картины при отчетности, экстренное переориентирование финансовых потоков. Такое уже случалось, поэтому АФН в свое время ввело одновременную отчетность всех аффилированных структур.
Кроме того, чтобы не усугублять риски и подтолкнуть банки к увеличению собственной капитализации, АФН решило в административном порядке сократить возможности внешнего заимствования для банков.
В этих целях с 1 января 2005 года снижены лимиты валютной позиции банков и установлен мониторинг валютной ликвидности. А с 1 июля в банках будет производиться расчет достаточности собственного капитала с учетом странового риска. Как известно, получение высоких рейтингов от международных агентств и активизация деловых контактов за рубежом в прошлом году позволила первым семи-восьми банкам Казахстана проводить большие по объему заимствования на Западе.
В итоге доля валового внешнего долга страны зашкалила за критический предел — 75 процентов к валовому внутреннему продукту, что, безусловно, повысило вероятность риска дефолта — как для республики, так и для самих заемщиков.
Поэтому АФН и предприняло, так сказать, превентивные меры. Для Агентства вообще выдвинулась на первый план работа по упреждению кризисных явлений на финансовом рынке. Потому оно утвердило «Схему оперативных действий при нарастании системных рисков на финансовом рынке», название которой говорит само за себя.
По заключению миссии Международного Валютного фонда и Всемирного Банка, которая в прошлом году проводила оценку состояния финансового сектора республики, один из главных рисков — это все-таки достаточно высокий коэффициент отношения кредитов к депозитам, а также потенциально неустойчивое оптовое финансирование банков.
То, что призрак банкротства, пусть виртуальный, но все-таки, витает над казахстанскими банками, очевидно. Как отмечают специалисты, одним из наиболее динамичных направлений становится потребительское кредитование, а это — достаточно высокие риски. В международной практике эти риски минимизируются системами кредитных бюро. В Казахстане создано первое кредитное бюро, возможно, в скором времени появятся еще. Однако пока кредитное бюро не заработает на полную мощность (сейчас учредители решают организационные вопросы), говорить о том, что риски не существенны, не приходится.
В структуре кредитного портфеля на 1 января 2005 года доля стандартных кредитов составила 56,3 процента, сомнительных — 40,8, безнадежных — 2,9 процента. Годом раньше положение в этой сфере было несколько лучше — 60,8, 37,1 и 2,1 процента соответственно. Банки, конечно, имеют неплохой механизм нейтрализации этих рисков посредством создания провизий, однако в данном случае «что-то одно» — это слишком мало, нужен комплекс мер.
В 2005 году вряд ли ситуация в банковском секторе претерпит значительные изменения. Те условия, в которые банки поставлены сейчас, можно развиваться довольно эффективно. Главное, чего должно поубавиться — так это рисков. Они не нужны ни банкам, ни нам, потребителям их услуг. А для этого, согласитесь, все средства хороши.