Думаешь, как же в две комнатушки хозяева умудряются впихнуть весь ассортимент гиперов и суперов?
Ну, это так, придирки вредного потребителя, который раздражается от отсутствия на прилавке любимой марки сигарет, или от реплики уставшей продавщицы «а хлеб уже кончился».
Точно такие же ощущения у меня возникают от набившего оскомину созвучия «казахстанский шоу-бизнес».
Где он этот бизнес и, собственно, шоу?
К примеру, в США шоу-бизнес дает стране не менее 10% дохода в год — это несколько сотен миллиардов долларов. На ежегодный налог от прибыли одной Мадонны можно построить несколько приличных клиник. Интересно, какой процент имеет отечественная казна от родных исполнителей — одну десятую, сотую или тысячную процента?
Пока никакому экономисту просто в голову не приходило делать подобные подсчеты, незачем стрелять из пушки по воробьям. Наш шоу-бизнес больше напоминает блошиный рынок, там что-то покупается и продается, часто спонтанно и стихийно, причем товар, как правило, не соответствует нормам приличных магазинов. Да и ассортимент отечественной эстрады ни глаз, ни слух не радует — полтора-два десятка известных исполнителей и такой же список проектов-однодневок. Сложно понять, почему так происходит, всем известно, что поп-музыка в общемировых масштабах считается очень доходной сферой индустрии развлечений. Талантливых исполнителей у нас хватает, продюсеры тоже имеются и главное, спроса на звезд у казахстанцев хоть отбавляй: тот же Руссо в Алматы выступает чаще, чем в любом другом городе России. За свое выступление носитель легенды о сирийском происхождении берет не менее 20 тысяч условных единиц. Я совсем не разбираюсь в музыкальных тонкостях, но думаю, не ошибусь в своих сомнениях по поводу сверхгениальности российского исполнителя. Подавляющее большинство сегодняшних рашенпопзвезд, ездило и будет ездить к нам зарабатывать.
Деньги у населения на зрелища есть. Я в этом убедился в канун Нового года. Рестораны в ночь с 31-го на 1-е были забиты, несмотря на цены в среднем в 10-15 тысяч тенге за ночь, а ставки на дедов морозов по выезду с поздравительной программой на полчаса начинались с 7 тысяч тенге. Сам проверял, обзвонил десятка полтора объявлений. Спрос на культурно-массовые мероприятия в обеих столицах РК повышенный, а массовиков-затейников поп-культуры, звезд средней величины российского стандарта, увы, нет. Можно сравнить расценки за выступления российских и казахстанских исполнителей. Опустим цены на совковых мега-звезд, типа Верки Сердючки или Аллы Борисовны, зашкаливающих за 100 тысяч долларов. Возьмем кого попроще, но тоже популярных среди большого СНГовского населения:
Дискотека Авария — 20 000
Сливки — 15 000
Блестящие — 20 000
Гости из будущего — 15 000
Отпетые мошенники — 10 000
Рефлекс — 15 000
Самые дорогие местные исполнители Батырхан Шукенов и дуэт «Мюзикола» берут по 7 тысяч за выступление.
Нурлан Абдулин — 3 000
Зарина Алтынбаева — 3 000
Дильнас Ахмадиева — 2 000
Группа 101 — 2 000
Рахат Лукум от 1500 до 2 000
Орда — 1500
Музарт — 800
Прайслисты на звезд имеют все агентства по организации праздников. Так что, кто сомневается, может проверить.
Почему на казахстанских звезд цены меньше в разы в сравнении с российскими? Дело не в таланте исполнителей и не в наличии особых голосовых данных. В Казахстане не налажен конвейер по производству звезд надлежащего уровня.
В отечественных исполнителей предприниматели не вкладывают. Тот же Авраам Руссо так и пребывал бы в безвестности, ну или пел бы, где-нибудь на дагестанских свадьбах, если бы не владелец нескольких московских рынков Тельман Исмаилов, по слухам вложивший в Руссо около 2,5 миллионов долларов.
Но, судя по тому, сколько его подопечный снимает за два часа пения — вложения уже окупились. В среднем в России цена доведения начинающего исполнителя до звездного уровня колеблется в районе 400-500 тысяч долларов.
Причем срок окупаемости поп-проектов как правило не превышает двух лет. Та же Валерия, по словам известного российского продюсера Пригожина, за пару лет расходы в полмиллиона долларов окупила в три раза. И таких, удачных бизнеспроектов в России не мало. А что имеем мы?
Музыкальные бренды «маде ин Казахстан» создают за 40-50 тысяч долларов. Цена на порядок ниже российской «сборки». В эту сумму входят: работа стилиста, запись альбома, съемки одного-двух клипов, ротация на радио и ТВ, уроки пения с профессионалами.
Но как показывает опыт, такая сумма даже для гениальных исполнителей недостаточна, чтобы выйти на музыкальный рынок СНГ. Нет, конечно, казахстанские исполнители частенько выезжают в ближнее зарубежье со своим репертуаром, но в основном на мини-концерты или для выступлений в клубах и ресторанах. У нас же, внутри РК, вложенные деньги окупаются в основном корпоративными вечеринками. Таков удел казахстанских звезд — петь перед отдыхающей публикой какой-нибудь бизнес-конторы, ездить на свадьбы и дни рождения VIP-ов средней величины. Производить аудио- и видео продукцию совершенно не выгодно — в 99 случаях из 100 это не окупаемые затраты.
Во-первых, много не купят, а если спрос появится, его удовлетворят пираты, которым нет резона делится с исполнителями. Диски для местных исполнителей — это так, визитные карточки и дань фанатам. А всякие там телешоу — всего лишь реклама для того, чтобы публика не забыла, и из меню агентств по устроению праздников не вычеркнули.
Беден наш звездный небосклон. Бизнесмены проходят мимо наших шоуменов, и в результате казахстанскому потребителю остается созерцать раздутые проекты российской эстрады и глядеть МTV, а нашим экономистам в отчетах о поступлениях в бюджет страны напротив графы шоу-бизнес — ставить жирный прочерк.