Антимонополисты снова изъяли у монополистов незаконно полученную прибыль в сумме 200 млн. тенге. На встречу со столичной гостьей — Жанат Ертлесовой и монополистами пришли традиционно активные общественные деятели — совет городских пенсионеров и участников войны и представители бизнес-ассоциаций.
Возглавляла заседание столичная гостья. На повестке дня было много вопросов, но три из них присутствуют, наверное, на всех заседаниях — публичный договор, величина тарифов и принципы их начисления. Потому что они являются традиционным полем брани.
Однажды в 1998 году правительство предложило заключать потребителям тепла и электроэнергии с одной стороны и компаниями-монополистами с другой, эти самые публичные договора. Однако общество возмутилось такой форме договоренности. По мнению многих, если не всех общественных деятелей, в такой форме публичного договора скрыто явное нарушение прав потребителей и диктат со стороны монопольных поставщиков.
Общественники указывают на то, что такой договор ни с кем не обсуждался и был подписан в одностороннем порядке самими монстрами экономки при непротивлении, и даже пособничестве со стороны правительства, которое и приготовило данный «несправедливый документ».
Потребители согласны с тем, чтобы он назывался бы как угодно, — хоть публичным, хоть индивидуальным, — важно, чтобы он подписывался бы двумя сторонами. Это есть принципиальная позиция, за которую общественники выразили позицию: «стоять до конца».
Данный публичный договор является типовым, фактически неким образцом, который не имеет статуса юридической силы. Но почему-то монопольные компании используют его на всю катушку со всем пристрастием. По этому поводу Жанат Ертлесова сказала, что такой договор не может быть подписан всеми жителями Алматы. Общественники согласились с этим, они только не получили ответа, кто за них подписал этот договор, и почему он вступил в силу.
В ответ на это монополисты отвечают, что в 1998 году — в период, когда компания «АПК» активно отключала горячую воду за долги отдельных жильцов. Как раз за долги отдельных неплательщиков страдали все жильцы. По мнению монополистов и городской администрации, именно применение публичного договора, стало заветной палочкой-выручалочкой.
Нужно отметить, что в принципе не только в 1998 году, но и сегодня тоже честные плательщики страдают от нечестных. Речь идет уже об использовании счетчиков. Как известно, в домах устанавливаются не только индивидуальная учетная аппаратура, но также и общедомовая. Как правило, показания общедомовых счетчиков не совпадает с сумой показаний индивидуальной учетной аппаратуры. Здесь, как всегда, не хватает. Поэтому, разница в показаниях плавно разбрасывается на всех жильцов дома. Таким образом, честные оплачивают бесчестных при помощи схемы, разработанной монополистами.
Представители «АПК» заверили, что потребители услуг могут заключать с компаниями и индивидуальные договора, однако это вызвало здоровую реакцию в зале. Общественники ответили тем, что поставщики все делают для того, чтобы потребители не смогли заключить индивидуальные договоры. Юридически, это возможно, а вот фактически, «попробуй, догони!». Для этого создаётся целая цепочка бюрократических проволочек.
Публичный договор по своей форме является договором присоединения. Это означает, что у другой стороны нет возможности его обсуждать, есть только два варианта: подписывать или не подписывать. Как известно из судебной практики и процессуальной процедуры, документы, которые предоставляют одной из договаривающихся сторон больше прав и выгод, чем другой, считаются неравноправными, и не признаются законными, — они считаются кабальными. По этому поводу договорились о том, что данный документ будет пересмотрен при участии общественных организаций.
Было внесено предложение о внесение изменений в той части, где контроль над качеством тепла будут нести не только потребители и монополисты, но так и третьи стороны в виде какихлибо независимых организаций. Проблема заключается в том, что поставленное тепло признается некачественным, т.е. температура поставляемого тепла ниже нормативов, как потребителем, так и монополистом. Если поставщик не признает за собой «греха», доказать ничего не удастся. А поставщик, естественно, никогда добровольно не захочет признать за собой плохого качества, иначе, придется раскошелиться.
По поводу того, что антимонопольное агентство не признало новых правил пересчета тарифов монополистами, АПКашники искренне расстроились и даже обиделись, а потом выразили свое возмущение. В принцип пересчета тарифов они заложили свои производственные браки: некая естественная потеря тепла. И за эти потери предложили платить зависящим от них потребителям. Как это иногда получается, — тот, кто плохо работает, ответственность мечтает переложить на самого беззащитного. Попробуй, переложи свои «огрехи» на сильного, может плохо кончится.
А еще монополисты не любят, когда их называют монополистами. Они, вероятно, усматривают в этом слове нечто непристойное. Посему прелагают называть себя поставщиками коммунальных услуг.
По поводу проведения процедуры перерасчета тарифов, общественники предложили участвовать обществу не на стадии презентации, а на стадии моделирования и разработки.
По вопросу качества предоставляемых услуг, представители «АПК» заверили, что оно соответствует всем необходимым нормам, и никаких нареканий здесь нет. В частности, Дамир Ищанов, генеральный директор ЗАО «АПК», сказал, что за период отопительного сезона 2003-2004 гг., «режим теплосетей выдержан согласно температурному графику отпуска тепла. Недогрева потребителей по вине «АПК» за прошедший сезон — нет».
По словам представителей монополиста, из существующих сегодня 10 млн. м2, обслуживается 3,6 млн. м2 жилья. «Все остальное техническое обслуживание жилья и прочего, обеспечивается неквалифицированными кадрами. По словам заместителей г-на Ищанова, жалобы на качество поставляемых услуг имеются. По словам монополистов, в домах установлена отопительная аппаратура, возраст которой перешел 25-летний рубеж, и, следовательно, по ее вине, нарушается качество.
Общественники вновь уличили монополистов во лжи. Претензии по поводу качества тепла есть. Но разногласия идут, в основном, по поводу измерительной техники. Сотрудники «АПК» замеряют температуру сегодня электронными термометрами, а представители КСК по старинке — ртутными. Как раз здесь и происходит расхождение. У электронной измерительной аппаратуры, используемой «АПК», показания выше, а у КСК почемуто ниже. Замер отпускаемого тепла показал, что во всех домах температура не одинакова.
По поводу горячей воды в домах также существует масса претензий. Во-первых, чтобы она не всегда достигает своей нормы в 65 градусов по Цельсию. Во-вторых, требуется время, чтобы горячая вода побежала из крана, в то время как крутятся тепловые счетчики и наматывают суммы. А бежит она, как правило, недогретой.
Виктор Ямбаев, президент алматинской Ассоциации предпринимателей, подверг даже не критики, а скорее обструкции систему начисления тарифов платных услуг монополистов. По его мнению, оплата взимается не столько за работу специалистов, а, сколько за экспертно-заключительные или согласовательные процедуры. «Замер в электросетях происходит не при изменении напряжения, а, как правило, при смене собственника, при продаже, перерегистрации или заключении нового договора».
Данные меры он называет не иначе, как вымогательством, наложенным как на бизнес, так и на простых граждан. Делается это все при помощи заведомо неисполнимых правил, нормативов и инструкций. В противном случае придется выплачивать огромный штраф. По хлесткому определению, платные услуги монополистов называются «тактикой выжженной земли». По большому счету, это не есть политика отдельно взятой организации или госоргана, это является правительственной политикой в отношении граждан.
Данную мысль подтвердили даже сами сотрудники «АПК». Они сказали, что оплата при смене собственника происходит в соответствии с постановлением правительства, а монопольная организация призвана только обеспечивать данное постановление.
Недавнюю акцию по удалению в домах видимого разрыва около электрических счетчиков и установки автоматических предохранителей, процедура которой стоит определенных денег, руководство «АПК» прокомментировало как обеспечение безопасности граждан от несанкционированного удара электричеством. Кроме того, потребители приводили такие случаи, когда приходящий проверяющий мастерэлектрик срывал пломбу со счетчика, а потом, говоря, что пломба сорвана, налагал штраф. Для субъекта малого бизнеса сорванная пломба оборачивается в штраф, равный 100 тысячам тенге. Такая вот маленькая хитрость.
Самого Ямбаева общественники обвинили в том, что он излишне лоббирует интересы бизнеса. Да, это, вовсе не удивительно. Он сам является предпринимателем. Понятно другое, — все те взятки, штрафы и пр. налоги, предприниматели закладывают в конечную цену отпускаемой продукции или услуги. Это к вопросу о том, почему в Алматы высокие цены.
Дамир Ищанов пугал всех присутствующих статистикой о якобы большом числе пострадавших и погибших от электрического тока. Но так и не отважился назвать ни одной цифры.
Монополисты всегда пугают общество человеческими жертвами. Вероятно, под убиенные души всегда можно «выбить» любые тарифы и навязать любые платные услуги. Более того, хотелось бы отметить такую подробность, когда руководство монопольных компаний наотрез отказывается давать интервью один на один с прессой. Непонятно только какие тайны скрываются за высокими серыми заборами и дымящимися трубами ГРЭС, ТЭЦ и пр.
Представители общественных организаций отметили также проблемы, которые существуют во внутреннем менеджменте (методах руководства) самой компании: приказы и распоряжения вышестоящих не доводятся до нижестоящих, и, соответственно, не исполняются ими. Это, нужно сказать, вызвало искренне удивление руководства «АПК». Господин Ищанов в сердцах, с долей изумления, воскликнул: «…Да вы что? Это правда?». После чего попросил назвать конкретные факты. После оглашения всего списка, он сдался и сказал, что «в семье не без урода, и такое вполне существует. В компании работает 8 тысяч служащих — за всеми не уследишь». В конце концов, гендиректор «АПК» пообещал во всем разобраться и наказать всех непокорных подчиненных.
Про взаимоотношения монополистов и потребителей можно, наверное, написать если не целый роман или повесть, то маленькую трагедию. Как известно, с энергией в Казахстане нет проблем, ее даже в избытке. Для того чтобы этот избыток куда-нибудь деть, поставщики предложили ввести ночной пониженный тариф и предложили ночные счетчики. Однако эта услуга распространилась на рядовых потребителей, предприниматели же жалуются на то, что «АПК» отказывает им в пониженных тарифах и установке ночных счетчиков, несмотря на их предложения и заверения, что они готовы и на ночное электричество. Они посетовали на то, что даже каскеленские предприниматели свободно могут пользоваться ночным электричеством, а алматинских бизнесменов «жестко прессуют».
День совместного заседания монополистов, антимонополистов и общественников, стал моментом истины для первых, — им высказали в глаза все, что про них думают. Вспомнили даже про то, как они грубо обращаются с теми, кто платит им деньги — потребителями. Пенсионеры отметили, что даже «Казахтелеком» не позволяет себе грубого обращения. Там иногда начислят лишнюю сумму, но с очень милой улыбкой.
Уже в конце, когда почти все представители прессы удалились, почти в кулуарных разговорах подняли чрезвычайно сложную проблему о бесхозности многих электрических подстанций и сетях. Это даже не проблема, это настоящий бич электроснабжающей компании — здесь порой творится настоящая вакханалия.
А самая большая головная боль «АПК» -дебиторская задолженность. Когда монополисты пытаются «раскрутить» зависящее от них общество на сомнительные платные услуги и повысить тарифы, они таким образом пытаются залатать собственные дыры по финансовой части.
То есть, другими словами: монополист не в силах наладить внутренний эффективный менеджмент.
А уж после начинаются разговоры и росписи в собственной слабости.
Электронный адрес автора peternnp@yahoo.com