Аналитический рынок в Казахстане: сегодня и завтра - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+18 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аналитический рынок в Казахстане: сегодня и завтра

Аналитический рынок в Казахстане: сегодня и завтра

В настоящее время на аналитическом рынке Казахстана отсутствует независимая структура, способная на регулярной основе готовить материалы информационно-аналитического характера.

  • 26 Января 2006
  • 1337
Фото - Caravan.kz

Это по многим причинам связано с финансовой составляющей. Существующие организации работают в данном направлении только эпизодически.
Так в 2005 году на казахстанском аналитическом рынке не было отмечено сколько-нибудь значимой продукции, способной претендовать на звание аналитики.
Большинство материалов, сборников, бюллетеней, журналов в своей массе носят научно-публицистический характер, не претендующий на качественную аналитику.
Вследствие чего в настоящее время на казахстанском рынке ощущается острый недостаток аналитической продукции.
«Информационный голод» в данном направлении на себе ощущают следующие виды организаций и учреждений:
международные организации, не респонденты Республики Казахстан;
дипломатические миссии, аккредитованные в Республике Казахстан;
представительства международных организаций;
общественно-политические объединения;
коммерческие организации, представленные на казахстанском рынке;
финансово-промышленные группы как отечественные, так и зарубежные;
отдельные политические деятели;
государственные структуры;

В данном случае под государственными органами понимаются Аппарат Президента Республики Казахстан, Совет Безопасности РК, МИД РК, МВД РК, КНБ РК, комитеты Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, акиматы областей и крупных городов.
При том, что востребованность в аналитической продукции на сегодня является значительной, многие потенциальные заказчики не активизируют свои действия в направлении поиска постоянного источника/изготовителя аналитической продукции.
В настоящее время наиболее актуальными темами на казахстанском рынке являются:
1. В международном секторе:
a. Региональная безопасность;
b. Межгосударственные объединения,
c. Международные организации;
d. Создание транснациональных организаций на коммерческой основе;
e. Религиозный экстремизм;
f. Ситуация на Ближнем Востоке (иранский вопрос и др. актуальные аспекты);
g. Наркотрафик;
h. Пограничные вопросы;
i. Энергетические вопросы;
j. Взаимоотношения со странами ближнего/дальнего зарубежья;
k. Деятельность Китая, США, России в Центральной Азии;
l. Каспийский регион.
2. Во внутренней политике:
a. партийное строительство;
b. предстоящие выборы в парламент Казахстана;
c. ротация кадров на высшем уровне;
d. деятельность общественно-политических объединений;
e. конфликты между правоохранительными органами и коммерческими организациями;
f. анализ законодательных актов через призму их влияния на общественность республики;
g. социальная политика;
h. вопросы экономического развития в региональном и общереспубликанском масштабах;
i. деятельность оппозиции (оппозиция/власть);
j. формирование институтов гражданского общества;
k. религиозный аспект;
l. экономическое развитие республики;
m. социальный блок;
n. изучение уровня жизни населения (потребительская корзина, МРП и т.д.)

В то же время только ограниченное количество организаций, работающих в Казахстане в данных направлениях, могут представить качественный анализ по тому или иному аспекту для нуждающихся министерств, ведомств и др. государственных учреждений.
Принимая во внимание наличие в государственной системе научно-исследовательских подразделений и аналитических структур можно предположить существующее частичное удовлетворение спроса на продукцию, носящую информационно-аналитический характер.
Но нужно понимать, что любое подразделение, функционирующее в рамках государственных институтов и финансируемое из государственного бюджета, а также принадлежащее тому или иному ведомству имеет ряд ограничений, которые не позволяют на качественном уровне производить аналитическую продукцию.
Срабатывают два фактора:
1. Психологический аспект
То есть принадлежность к государственному учреждению мешает руководителям аналитических организаций разрабатывать материалы на уровне без оглядки на позицию и реакцию руководства, которое курирует данное заведение.
2. Кадровый аспект
Из-за низкой заработной платы эксперты, зарекомендовавшие себя в казахстанском экспертном сообществе, выбирают профильную работу, которая оплачивается на несколько порядков выше.
В результате чего, государственные структуры теряют профессиональные кадры и, как следствие, профессионально подготовленные материалы аналитического и информационно-аналитического характера.
Поэтому наблюдается картина, которая для многих государственных структур является удручающей.
Оставшиеся кадры в аналитических структурах находящихся под патронажем государственных органов представляют своим «кураторам» материалы низкого уровня, которые вдобавок ко всему имеют тенденцию сглаживания действительно существующей ситуации по тому или другому периметру изучающихся проблем.
В итоге заказчик не только не получает качественной аналитической продукции, но и не владеет информацией о действительном положении дел в той или иной отрасли.
В результате принимаемые решения по многим параметрам не являются эффективными, а иногда и носят противоречивый характер по отношению к существующим реалиям.
Вполне вероятно, что негосударственные организации, занимающиеся разработкой и исследованиям по интересующей теме (в составе которых находятся профессиональные кадры, которые из-за низкой заработной платы перешли из госсектора в неправительственный), могли бы представлять качественные материалы, которые не страдали бы своей лояльностью к «кураторам» и выдавали бы информацию, отображающую существующую реальность независимо и не опасаясь за реакцию со стороны заказчика.
Правда, возникает закономерный вопрос: а нужны ли качественные материалы или вполне достаточно той продукции, которая выдает заказчику желаемое за действительное?