Цепная реакция - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+22 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Цепная реакция

Цепная реакция

По мнению экспертов, после увеличения стоимости дизельного топлива в Азербайджане цены по отдельным отраслям могут повыситься на 40-50%.

  • 9 Января 2006
  • 1968
Фото - Caravan.kz

Как сообщает издание «Эхо» с 6 января этого года, решением Тарифного Совета (ТС)повысились розничные цены на нефтепродукты — дизельное топливо, керосин и бытовое печное топливо.
Так, цена за 1 литр перечисленных нефтепродуктов определена на уровне 0,36 гяпик (1800 старыми манатами), что соответствует цене бензина марки А-93.
В итоге розничная цена дизтоплива повысилась в 2 раза — ранее отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов Госнефтекомпании составляли 875 тыс. старых манатов за одну тонну дизтоплива (около 900 манатов за 1 литр).
Эта цена была определена для внутреннего рынка. Стоимость же печного топлива возросла примерно в 3,3 раза, а керосина — в 2,3 раза.
В официальном заявлении ТС причиной такого резкого повышения цен называется необходимость приведения внутренних цен в соответствие с мировыми.
По мнению ТС, в результате произойдет значительное снижение скрытого субсидирования в топливно-энергетическом секторе, повысятся доходы госбюджета,
будет предотвращен незаконный вывоз из страны нефтепродуктов и улучшится их качество на внутреннем рынке. Повышение цены на дизтопливо произвело эффект разорвавшейся бомбы, ведь о возможности такого развития событий чиновники не говорили, да и само решение было принято поздно вечером 5 января.
В связи с этим в Минэкономразвития состоялась пресс-конференция. На брифинге министр экономического развития и председатель Тарифного Совета Гейдар Бабаев подчеркнул, что такой шаг вызван необходимостью увеличить внутризаводские оптовые цены производителей и приблизить внутренние цены к мировым.
«В результате повышения цен на указанные нефтепродукты в первое время можно ожидать незначительный рост инфляции — на 2-3%», — сказал министр.
Далее, по его словам, она может снизиться. Г.Бабаев выразил уверенность в том, что к концу 2006 года правительству все же удастся выполнить поставленные задачи, касающиеся темпов инфляции на этот год.
«Повышение цен на нефтепродукты — в первую очередь экономический вопрос, но поскольку он связан с социальной сферой, то и этот момент мы изучаем. Мы рассматриваем повышение зарплат, роста доходов населения, создание конкуренции и др. вопросы».
А для борьбы с инфляцией у правительства имеются «необходимые инструменты».
При этом он подчеркнул, что бороться с повышением цен невозможно лишь административными методами. Здесь большую роль может сыграть создание конкуренции и полная либерализация торговли.
Безусловно, изменение цен на нефтепродукты отразится на стоимости других товаров и услуг.
В частности, может подорожать сельхозпродукция. Поэтому, если возникнет необходимость в субсидировании сельского хозяйства, то оно должно
быть только адресным.
Следует отметить, что до 2001 года из госбюджета выделялись субсидии с целью покрытия разницы между отпускной ценой и продаваемой производителям в области Агропромышленного комплекса (АПК) дизтоплива. Но затем дотации для этого сектора не прекратились. Хотя правительство могло бы заранее предусмотреть неизбежное повышение стоимости дизтоплива, и отразить это в госбюджете на 2006 год.
Именно так, профессионально, поступили российские власти. В декабре в РФ был утвержден госбюджет на 2006 год. Для АПК были заложены дополнительно 5 млрд. рублей в качестве компенсации за повышения тарифов на дизтопливо.
Интересно, что министр сельского хозяйства Азербайджана Исмет Аббасов уже заявил о том, что повышение цен может повлечь за собой удорожание сельхозпродукции в 2 (!) раза.
С учетом того, что наступил сезон посева и сельхозтехника в основном, работает на дизтопливе, то могут быть уменьшены посевные площади, плантации хлопка.
Поэтому Минсельхоз планирует обратиться к правительству с тем, чтобы акция роста цен на дизтопливо не коснулась сельского хозяйства…
Что касается транспортного сектора, то глава Тарифного Совета Г.Бабаев отметил, что возможно, в первое время увеличится стоимость проезда, так как на данный момент часть автотранспортных средств работает на бензине, а другая — на дизтопливе. Причем, владельцы автотранспортных средств, работающих на дизтопливе, получали больше дохода по сравнению с теми, кто использовал бензин, ведь солярка стоила гораздо ниже. Обосновывая неизбежность роста стоимости дизтоплива, министр экономического развития отметил, что в Азербайджане цена на этот вид нефтепродукта не только ниже мировых, но и уступает ценам в соседних странах.
Так, в России один литр дизтоплива составляет 51 цент, в Грузии — 70 центов, тогда как в Азербайджане после повышения она достигла 40 центов.
Он также сообщил, что в нашей стране удельный вес дизтоплива в себестоимости сельхозпродукции составляет 8-12%, в частности в зерноводстве — 8-9%, овощеводстве — 12%, картофелеводстве — 16%, хлопководстве — 12-13%, виноградарстве — 3,1-4%.
А в области транспорта, например, по Каспийскому морскому пароходству — 6,3%, железнодорожному транспорту- 6,7%.
Г.Бабаев также заверил, что в ТС не поступило предложений относительно повышения цен на бензин, поэтому этот вопрос не рассматривается.
Однако, по имеющейся информации, вчера исполнительная власть Баку уже обратилась в ТС с предложением повысить стоимость транспортных перевозок в черте города аналогично росту цен на нефтепродукты, примерно в 2 раза.
Об этом сообщает АПА со ссылкой на заместителя руководителя Департамента транспорта исполнительной власти Баку Бабу Дашдыева.
Кстати, некоторые водители не дождавшись решения, уже самовольно подняли цены, в связи с чем в Департаменте транспорта состоялось расширенное заседание, где занимающиеся перевозками субъекты были предупреждены об исключении из маршрутов.
Действительно, вчера население Баку обратило внимание на стоимость проезда в маршрутных такси. Дело в том, что сославшись на рост цены на дизельное топливо,
водители автотранспортных средств самовольно повысили плату за проезд и к тому же стали набивать в тесные салоны «Газелей» и «Мерседесов» стоящими пассажирами.
Более того, водители маршруток грозят забастовкой и не исключено, что если в скором времени решение о повышении стоимости проезда не будет принято на официальном уровне, сотни машин не выйдут на городские маршруты.
Однако в городском Департаменте транспорта бакинской мэрии сообщили «Эхо» о том, что правительство пока не принимало никаких распоряжений о повышении цен на пассажироперевозки.
Во всяком случае, об этом в данную госструктуру указаний не поступало. В то же время, разъяснили, что плата за проезд указана на билете, и это — верный документ. В случае, если на билете нет никаких изменений о стоимости проезда, то и цена за проезд остается неизменной.
В транспортном департаменте не исключают, что городские власти примут меры в отношении водителей, самовольно поднявших цену за проезд в маршрутных автобусах. «Эхо» уверили, что в течение нескольких дней маршрутки будут работать по ранее установленной цене.
В то же время, в этой структуре ждут определенного решения. Руководство Департамента обратилось в вышестоящую инстанцию с тем, чтобы получить определенный ответ относительно вопроса повышения цен за проезд.
Интересно, что водитель маршрутного автобуса N39, пожелавший остаться неназванным, в беседе с «Эхо» отметил, что до сегодняшнего дня он ежедневно сдавал план в 70 тыс. манатов.
По его словам, повышение цен на топливо, естественным образом повлечет увеличение стоимости проезда до 1000 манатов. Впрочем, по его словам, если план не будет повышен, то и плата за проезд может остаться на прежнем уровне.
«Хотя будет сложно, мы может не покрыть свои расходы. Каждый водитель имеет своего кондуктора. Кроме того, ежедневно мы платим диспетчеру. Если же машина арендована, то еще нужно заплатить и за ее аренду. Тогда что же останется водителю?». Он считает, что если не будет повышена плата за проезд, то водители начнут забастовку.
Между тем, некоторые специалисты прогнозируют повышение цен на 40-50% в отдельных областях экономики в результате повышения стоимости нефтепродуктов.
По словам независимого экономиста Губада Ибадоглы, можно ожидать увеличения цены на бензин, электроэнергию и всех видов коммунальных услуг. Но особенно повышение цен скажется в транспортном и строительном секторах. Экономист уверен, что такие резкие шаги правительства обязательно в течение короткого периода в этом году приведут к росту цен в перечисленных сферах.
В области энергетики увеличение стоимости российского газа и последнее повышение цен на нефтепродукты могут привести к росту себестоимости выработки электроэнергии. По этой причине тарифы на электроэнергию также повысятся.
В целом, от роста цен нефтепродуктов, в частности дизтоплива, будут страдать малообеспеченные слои населения, предприниматели в области автоперевозок, т.к. 90% автотранспортных средств работают именно на дизтопливе. Соответственно можно ожидать удорожания услуг во внутригородских и междугородних перевозках.
Пострадают и предприниматели сферы сельского хозяйства, потому, что большая часть сельхозтехники работает на дизтопливе.
Причем, практически вся техника физически устарела, и связи с этим расходует больше топлива. Рост цен должен произойти по двум направлениям — в области выращивания и производства сельхозпродукции и далее — в доставке этой продукции до пункта назначения.
«Если бы правительство пошло на повышение цен на бензин, а не дизтоплива, то это еще не так сильно повлияло бы на другие сферы, и было бы менее социальнозначимым вопросом. Я считаю, что правительство могло бы поэтапно пойти на повышение цен на нефтепродукты в течение года».
При этом он уверен в том, что правительство не сможет справиться с ростом уровня инфляции, который в 2006 году планируется на уровне 5%, в 2007 году — 4%, а к 2009 году прогнозируется снизить до 2%. Поскольку при таких темпах повышения цен прогнозы по достижению такой амбициозной цели представляется трудным.
«На рост инфляции не всегда действуют только монетарные факторы, здесь нужно учесть и другие моменту. К тому же нужно учесть, что текущий год с точки зрения роста инвестиций был трудным».
Другой независимый экономист — Инглаб Ахмедов заявил «Эхо» о том, что рост тарифов на дизтопливо, керосин и печное топливо приведет и к росту цен на бензин.
«Это будет не последнее повышение, так как стоимость бензина сейчас ниже дизтоплива, и это ненормально. Поэтому несмотря на заверения, вполне может быть повышение цен на бензин тоже». «Кроме того, повысятся тарифы на газ и электроэнергию, несмотря на обещания правительства».
Дело в том, что на данный момент страна импортирует российский газ по повышенным ставкам, следовательно, назрел вопрос роста тарифов на электроэнергию и газ. Тем более, что Международный валютный фонд, учитывая возможности госбюджета, которые позволяют поддержать определенные категории населения, неоднократно рекомендовал повысить цены на энергоносители».

В этой ситуации Ахмедов прогнозирует, что в стране будет иметь место другая инфляционная ситуация. И он уверен, что «отголоски» повышения цен будут ощущаться позднее, как это случилось в 2005 году в результате повышения тарифов на газ в ноябре 2004 года. «Традиционными методами вряд ли удастся удержать инфляцию в двузначных цифрах. Я считаю, что это — начало инфляционного периода и нужно быть готовым к этому».
По его мнению, заявления министра экономического развития о том, что правительству удастся придерживаться инфляции на уровне однозначной цифры, неубедительны.
«Любое повышение цен на нефтепродукты быстро отражается как на формировании цен на товары первой необходимости для населения, так и на стоимости услуг. А если учесть, что нынешнее повышение цен непропорционально, то, по логике, нужно повысить цены и на другие виды топлива».
ДОСЬЕ
Следует отметить, что ТС также повысил оптовые цены на авиационный керосин на 33,2% (около 280,6 новых манатов).
В целом, со дня обретения независимости, в стране 4 раза были повышены цены на нефтепродукты. Последний раз цены на нефтепродукты, за исключением мазута, повышались на 10-12% в ноябре 2004 года.
По данным ИА «Туран», дизтопливо стоило 900 манатов за литр (0,18 долларов), АИ-76 — 1600 (0,33 долларов), АИ-93 — 1800 манатов (0,37 долларов), АИ-95 — 2000 манатов (0,40 долларов).
Предшествующее этому повышение розничных цен произошло 19 апреля 1995 года. Так, внутренняя цена тонны сырой нефти составляла 200000 манатов, реактивного моторного топлива — 742400 манатов, печного мазута — 264100 манатов, кокса — 403392 манатов, литра бензина марки АИ-95 — 1300 манатов (0,29 долларов), АИ-92,93 — 1100 манатов (0,25 долларов), АИ 72,76 — 1000 манатов
(0,22 долларов), дизтоплива — 520 манатов (0,12 долларов), бытового печного топлива — 320 манатов (0,07 долларов), керосина — 420 манатов (0,09 долларов), моторных масел марки М-12, М-8 — 1400 манатов, промышленных масел И-12а — 800 манатов, турбинных масел — 950 манатов, трансформаторных масел — 1380 манатов, прочих масел — 900 манатов.
Самое первое повышение цен на нефтепродукты правительство произвело 23 ноября 1993 года. Например, цена бензина АИ-92 выросла до 192 рублей (0,18 долларов) за литр.
Интересно, что в декабре 2005 года средняя цена бензина на американских АЗС составила 1,880 долларов за галлон или 0,49 долларов за 1 литр (1 галлон — 3,785 литра).
При том, что средняя зарплата в США составляла 3065 долларов, а в Азербайджане — 112 долларов. В то же время дизельное топливо в США стоит дороже бензина.
В Европе, например, в Германии, в прошлом году цена 1 литра дизтоплива заметно приблизилась к стоимости самого дешевого сорта бензина. Но здесь, в отличие от Азербайджана, все-таки есть разница, которая составляла 12 евроцентов. Максимальное значение этого показателя в свое время равнялось 23 центам. При этом организации, представляющие интересы немецких автомобилистов, заявляли, что цены на дизтопливо завышены, как минимум, на 10 центов за литр.
В соседней России в конце декабря прошлого года цены на бензины снизились на 0,05 — 0,1%, при этом стоимость дизельного топлива не изменилась, сообщает Верген Групп.
Средние розничные цены на моторное топливо в Москве составили: Аи-92 — 17,45 рублей/л; Аи-95 — 18,45 рублей/л; Аи-98 — 19,47 рублей/л; Дизельное топливо — 16,73 рублей/л. В Московской области разница еще заметнее: Аи-92 — 16,67 рублей/л; Аи-95 — 17,68 рублей/л; Аи-98 — 19,06 рублей/л; Дизельное топливо — 15,85 рублей/л.
В целом, как говорят специалисты, например, вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун, «выход» дизельного топлива из нефти больше, а условия его производства и очистки — проще. Следовательно, его цена должна быть ниже. В Азербайджане все наоборот.
Надолго ли?

А.МЕХТИЕВА, Д.АЛИЗАДЕ, Н.АЛИЕВ