Кыргызстан: новый парламент приступил к работе - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кыргызстан: новый парламент приступил к работе

Кыргызстан: новый парламент приступил к работе

На парламентских выборах партия власти "Ак-Жол" одержала сокрушительную победу. Что ждет страну дальше?

  • 21 Декабря 2007
  • 1217
Фото - Caravan.kz

Есть выборы на Западе, где любое отступление от закона приравнивается к госпреступлению; есть выборы в России, где все политические процессы проецируются на лидера страны.
А есть выборы в Кыргызстане, которые напоминают цирк, где ареной служит нищая страна, а бездарные клоуны-политики развлекают бедный и озлобленный народ.
…Итак, в Кыргызстане сформирован трехпартийный парламент: 71 место (из 90) в новом Жогорку Кенеше заняла партия власти «Ак Жол», 11 — за социал-демократами, 8 — за коммунистами.
Три дня (после дня выборов 16 декабря) кыргызский ЦИК считал-пересчитывал голоса. Сначала опубликовал данные, согласно которым оппозиционная партия «Ата-Мекен» прочно занимала второе место после президентской «Ак-Жол» и могла рассчитывать как минимум на полтора десятка мест в ЖК; 5%-й барьер преодолевали и социал-демократы (СДПК) бывшего премьера А.Атамбаева. Откуда взялись коммунисты, которые набирали всего-то чуть более двух процентов?!
Интрига же момента в том, как цинично выбросили из парламента оппозиционеров во главе с их лидером Омурбеком Текебаевым. Какая Конституция, какой закон?.. Так решила власть. «Островок демократии» прибился к материку азиатской автократии — таков неутешительный вывод экспертов.
К.Бакиев заполучил карманный парламент, в котором не оказалось места тем, кто имеет отличное от президентского мнение относительно социально-политического развития страны. Специально для оппозиционеров, как теперь ясно, и был установлен региональный 0,5%-й барьер, который, по данным ЦИК, партия «Ата-Мекен» не преодолела в южной столице страны городе Ош. (Хотя Верховный суд вроде как отменил в начале недели данную норму, но, как оказалось, это он только ее «толкование» рассматривал).
Короче говоря, кыргызские власти так запутались и запутали всех, что даже тот, кто сначала поддерживал официальный Бишкек и его расправу над оппозицией, теперь в лучшем случае вертит пальцем у виска.
Если власть хотела поддержать свой демократический имидж, пропустив «ради приличия» две партийки в ЖК, — то это ей, увы, не удалось. Ибо та же СДПК — как всем ясно, «подкаблучная» партия: с тех самых пор, как весной с.г. ее лидер А.Атамбаев был награжден премьерским креслом после ухода из стана оппозиции.
Что же касается кыргызских «левых» — то это совсем не те левые, которые, например, в России. Там Геннадий Зюганов может и власть критиковать и на президентство претендовать. Ну, а здешний главный коммунист Исхак Масалиев сегодня едва не салютует по-пионерски президентской «Ак-Жол», за то, что его партию, как выразился один политдеятель, «за уши втащили в парламент».
Сегодня, 21 декабря новый Жогорку Кенеш открыл свое первое заседание.
А что же оппозиционеры? Они теперь, ясное дело, бузить начнут. «Ата-Мекен» уже объявила, что с пятницы начинает акции протеста по всей республике: сторонники партии голодовку объявляют, требуя отмены результатов выборов и новые перевыборов в Жогорку Кенеш, дороги перекрывают, митинги устраивают…
Партия «Патриоты Кыргызстана» предложила руководству страны «провести перевыборы по европейским стандартам, желательно с применением электронного голосования».
Миссия ОБСЕ выступила с предварительным заключением, в котором дала негативную оценку прошедшим выборам.
Правозащитные организации, НПО иже с ними устраивают в Бишкеке пикеты, а их членов задерживают и свозят в приемник-распределитель, наравне с бомжами. «Под раздачу» попадают и журналисты, ведущие репортажи «с мест».
Почем нынче демократия для народа?
Однако если оппозиция надеется, что всколыхнутся «широкие народные массы», глубоко заблуждается. Правозащитники, НПО-шники и прочие представители западных деминститутов устраивают всевозможные публичные тусовки — потому, что у них работа такая, они свои гранты «отрабатывают».
А вот социальный протест «людей из народа» (которые перекрывают трассы и проч.) — подогревается спонсорской помощью из партийных касс оппозиционных партий. Это «массовки» от двадцати до пятидесяти человек, не более. И если власть захочет, она завтра выставит против них тысячи своих сторонников, ибо ресурса, в том числе материального, у нее куда как больше. Это и прошедшие выборы показали, и апрельские события в Бишкеке: когда не успела оппозиция выставить свой юрточный лагерь в центре города, как тут же появились аналогичный со стороны власти.
Примечательный штрих к прошедшим выборам. Знакомая массажистка рассказывает:
— Недавно звонили из штаба «Ак Жол». Я ведь в своей пятиэтажке кем-то вроде управдома или коменданта. Так что «по совместительству» агитировала своих жильцов за партию президента голосовать. За это мне оклад положили: по сто долларов каждую неделю, начиная с 26 ноября и по 16 декабря.
Вот это размах, уважаемые господа оппозиционеры! Куда вам до такого?! Когда каждый дом — «под колпаком» и на содержании кыргызского «белого дома».
Но беда нынешних оппозиционных партий даже не в том, что у них нет таких финансовых средств, как у власти. Главная проблема, на наш взгляд, в отсутствии настоящих лидеров. Многие из вожаков многочисленных кыргызских партиек (первоначально на нынешнюю выборную гонку записалось аж 50 партий, но потом осталось 12) — увы, далеко не стратеги и не мыслители.
Более того, зачастую — это ментально и социально ущербные личности, выплеснутые на поверхность люмпенизированной толпой. После мартовской революции тюльпанов 2005 года многие из них уже побывали во власти: в правительстве, в парламенте…Они привыкли к персональным машинам, выстроили на халяву особнячки, полюбили сауны с девочками. И теперь от этого всего «просто так» отказаться?! Да нет, конечно!..
Ради того, чтобы все вернуть, они готовы хоть под власть лечь (как нынешние социал-демократы и коммунисты), хоть вновь вести людей на баррикады (как оппозиционеры).
Например, глава партии национального возрождения «Асаба» (и один из тюльпановых вождей) А.Бекназаров давеча заявил, что уже весной могут состояться досрочные выборы президента (?!).
На чем основывается данный громогласный выпад против власти и лично Курманбека Бакиева? Нелишне вспомнить, как весной нынешнего года «добровольную отставку» прочил главе государства тогдашний лидер «объединенного фронта» Феликс Кулов. И что — Бакиев ушел? (И где теперь Кулов?).
А.Бекназаров, похоже, даже не подозревает, что досрочные выборы для Курманбека Бакиева — прекрасный подарок, чтобы «намертво» закрепиться в своем кресле (по данному сценарию, как известно, сейчас развиваются события в Грузии).
И если досрочные президентские выборы все-таки состоятся, то они точь-в-точь продублируют нынешние парламентские. Последние, кстати, ряд экспертов неслучайно назвал репетицией президентских выборов.
А что же сам президент? Как он воспринимает происходящее в стране?
Сейчас, похоже, глава государства находится в некоей эйфории. Накануне Курманбек Бакиев заявил на встрече с депутатами парламента от партии «Ак-Жол»: «Вы первая политическая партия, пришедшая к власти в результате демократических выборов, вы костяк такого парламента, какого еще не было в стране. Это крупный шаг вперед на пути демократических реформ… Прошедшие выборы были одними из самых честных и чистых за время существования Кыргызстана. Результаты выборов хорошие, в целом они прошли организованно. Конечно, не обошлось без нарушений. Но в серьезной борьбе этого не миновать. А где нарушений нет? В Европе и США они тоже имеются».
Конечно, с кыргызской оппозицией власть разделалась лихо. И теперь любое выступление оппозиционеров, любой митинг — будут трактоваться властью, как дестабилизирующие действия, как подстрекательство к новой революции (а революциями народ сыт по горло).
Что впереди?
Недавно аналитики спорили: какой вариант парламента выберет Бакиев: казахский (однопартийный) или российский (несколько партий). Теперь говорят: выбрал «смешанный» — другие партии есть, но нет оппозиционеров.
Впрочем, «любое сравнение хромает» — как говорил вождь мирового пролетариата. А уж сравнение с Россией и Казахстаном (тем более с Европой и США, где «тоже имеются нарушения») — на обе ноги.
Наши главные партнеры-покровители по СНГ мчатся на всех парусах к благополучию и процветанию, а в Кыргызстане из года в год жизнь только ухудшается.
Наконец, Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев — лидеры общегосударственного масштаба, которые мощно двигают вперед экономику своих стран, имеют реноме «отцов нации», являются пассионариями-вдохновителями для всего народа. И именно поэтому «нарушения» в выборных процессах России и Казахстана можно смело списывать на, так сказать, технические издержки, которые мало кого волнуют.
Кыргызстан — совсем другое дело. У нас за полтора десятка лет независимости ничего кроме демократии и свободы слова не наработано. А их, увы, на хлеб не намажешь. Но с другой стороны, это была наша единственная, так сказать, конвертируемая валюта во взаимоотношениях с цивилизованным миром. А теперь народ взяли и такой игрушки лишили.
Это, во-первых. Во-вторых, Курманбек Бакиев после двух с лишним лет пребывания в президентстве ассоциируется прежде всего с лидером своего клана, ставленником Юга страны — не более. И до лидера нации ему еще шагать и шагать. Неслучайно и основной электорат победившей на нынешних выборах в Жогорку Кенеш партии «Ак-Жол» — это южные регионы Кыргызстана.
«Региональный мотив» по-прежнему доминирует в кыргызском «делании политики», начиная с захвата власти в марте 2005 года.
«Северяне не хотят во власти нашего Бакиева, но мы должны его поддержать!» — вот на что до сих пор бьют здешние доморощенные клановые «технологи».
Они играют с огнем. Приятно, конечно, что в новом составе Жогорку Кенеша 15 мест «кидается» нацменам, еще больше — женщинам… Но ведь это так, для проформы. Главная-то проблема остается: как остановить раскол общества и страну спасти?

Изображение с сайта http://www.tazar.kg