И вовсе с ума сойти можно, когда врачи и напрямую не говорят, что ребенок — не жилец на этом свете, и сделать ничего не могут.
В такой ситуации находятся сегодня наши дети с врожденным пороком сердца. По данным министерства здравоохранения, в Казахстане ежегодно появляется на свет более 1000 таких малышей, и большинство из них не может получить своевременную помощь на родине — только за границей.
Теоретически лечение могут оказывать всего три медицинских учреждения в республике: клиника им. Сызганова в Алматы и кардиоцентры в Караганде и Астане. Столичная клиника республиканского уровня открылась три года назад и, как планировалось, должна была стать частью медицинского кластера. Но с того времени здесь находились на лечении немногим более 500 пациентов с врожденным пороком. Зачастую больным приходится очень долго ждать очереди на операцию. В основном, это молодые люди до 20 лет, нередко с уже развившимися осложнениями.
Даже полному дилетанту ясно: чем раньше болезнь диагностирована, тем легче с ней бороться. Врожденные пороки сердца — одно из самых ярких подтверждений этого классического правила. Если лечение проведено на ранней стадии, то оно способно принести эффект и снизить количество последствий для больного.
Во всех справочниках и учебниках черным по белому написано: проблемы врожденного порока эффективно решаются только при оказании хирургической помощи в возрасте до года или до трех лет.
Вне аудиторий и кабинетов, в реальной действительности это нередко в буквальном смысле — вопрос жизни и смерти.
По словам координатора по кардиохирургии министерства здравоохранения Сейтхана Джошибаева, «в 2005 году в Казахстане было сделано 800 операций на сердце, в 2006-м — 900, из них 30 процентов — детям до трех лет, причем нередко маленькие пациенты ждут операции годами».
Этого не просто мало, этого катастрофически мало. Если сопоставить цифры, то становится очевидным, что даже силами трех имеющихся кардиоклиник отечественная медицина не в состоянии производить необходимое количество операций.
«В Казахстане на тысячу новорожденных приходится восемь детей с врожденным пороком сердца. Примерно половина из них умирает, не дожив до года. Им необходимо хирургическое вмешательство», — говорит главный внештатный детский кардиоревматолог минздрава Булат Хабижанов.
В чем же дело? Врачей не хватает? Квалификация низка? Но ведь сделали же в Астане нынешним летом первую операцию по устранению дефекта межсердечной перегородки. Пусть под наблюдением мирового светила из Словакии Павла Гавора, но сделали! По новой технологии, без вскрытия грудной клетки, когда не требуются остановка сердца, искусственное кровообращение и вентиляция легких, а на теле не остается рубцов. Два года до этого наши хирурги стажировались в Словакии, осваивая ноу-хау. Значит, можем. Да и состояние медицинской техники, в принципе, сегодня таково, что позволяет диагностировать врожденную патологию сердца у плода еще во время беременности. А это, по мнению медиков, дает возможность либо решить вопрос о прерывании беременности в случае тяжелого порока, либо прогнозировать операцию в первые месяцы жизни ребенка.
Получается, что есть новая оснащенная клиника, способная оказывать квалифицированную помощь, но в полную силу работать она не может. Необходима, считают специалисты, комплексная работа целого ряда медицинских учреждений. Чтобы помощь детям-сердечникам стала действительно реальной, нужно создавать и развивать систему так называемой неонатальной медицины, готовить высококвалифицированных специалистов, посылать их на стажировку за рубеж, методично и целенаправленно обновлять оборудование — ведь в большинстве казахстанских больниц его и вовсе нет, создавать условия для экстренной транспортировки новорожденных. Все это в системном виде сегодня в республике отсутствует.
Проблемы возникают даже при выписке прооперированных малышей из кардиоклиники — врачи на местах попросту не умеют с ними обращаться, то есть, проводить реабилитацию, грамотно отслеживать состояние. И это — в городских поликлиниках. Что говорить о селе…
В прошлом году в Казахстане принята трехлетняя государственная программа по совершенствованию кардиохирургической помощи детям. Сегодня более пяти тысяч детей с врожденным пороком сердца нуждаются в срочных, сложных, дорогостоящих операциях. Нашим медикам их «не вытянуть». Стадия заболевания критична уже сегодня. Согласно принятой программе, современным оборудованием должны быть оснащены клиники в Караганде, Кокшетау, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Костанае, Актобе. Выглядит оптимистично, однако, по мнению специалистов, три года — нереальный срок для кардинального изменения ситуации и решения всех проблем. Не хватает и средств, хотя государством выделяется ежегодно около 150 миллионов долларов на лечение взрослых и детей с тяжелыми пороками сердца.
Кардиологи считают, что необходимо целевое финансирование этого сектора здравоохранения. Тем временем дети, лишенные по сути шанса на жизнь, пополняют печальную статистику смертности. Или годами ждут операции. Пока еще ждут…
Фото с сайта http://www.day.kiev.ua