Милые бранятся… - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+20 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Милые бранятся…

Милые бранятся…

…а родные тешатся, что все обойдется без крови.

  • 15 Февраля 2008
  • 1216
Фото - Caravan.kz

За соседней стенкой вновь разбушевались страсти. Молодая семейная пара образовала «ячейку общества» всего пару лет назад. Вчера были вздохи под луной и клятвы о вечной любви, сегодня — крики, плач, звуки битья…Причем, не только посуды.
Ежегодно у нас в стране в результате бытового насилия совершается более 3 тысяч преступлений.
По данным Бахатбека Косаева, начальника управления общественной безопасности ДВД г. Алматы, в их числе более 200 убийств, более 300 случаев — нанесение тяжких телесных повреждений.
Вопрос противодействия бытовому насилию поднимался активистами гражданского общества и, прежде всего, представителями различных организаций по защите прав женщин и ребенка, довольно давно. Практически с первых дней приобретения страной статуса независимости.
Недавно их голоса услышали. Внимая поручению президента страны на IV форуме женщин Казахстана, который состоялся в декабре 2004 года, а также соблюдая 32 пункт перспективного плана законопроектных работ Правительства республики Казахстан на 2006-2007 годы, утвержденного постановлением правительства РК от 3 августа 2004 года, был разработан проект Закона «О противодействии бытовому насилию».
Сейчас 20-й вариант этого законопроекта находится в руках депутатов нижнего Парламента на рассмотрении.
Дабы законопроект не превратился в очередной государственный документ, который никто не читает, которым никто не пользуется, потому что он «не работает», правительственные органы и представители гражданского общества 13 февраля собрались в Алматы на заседании круглого стола по обсуждению «Правовых аспектов предупреждения и совершенствование законодательства в области предотвращения бытового насилия».
Начали заседатели, что называется, с «головы», то есть, названия проекта.
— Учитывая, что законопроект должен быть направлен на предотвращение бытового насилия, само название законопроекта «По противодействию бытовому насилию» не совсем верно отражает содержание, — поправила существующий заголовок Зульфия Байсакова, председатель правления объединения юридических лиц «Союз кризисных центров».
— Согласно филологическим трактовкам, законопроект следует назвать «О предупреждении и пресечении бытового насилия». Необходимость его разработки была обусловлена отсутствием правового механизма предупреждения насилия, не содержащего признаки преступления и административного правонарушения, между близкими родственниками и «иными лицами, проживающими совместно.
На данный момент законодательно урегулирован лишь механизм привлечения к ответственности лиц, причинивших вред здоровью либо совершивших сексуальные домогательства. В то же время, вне правового поля остаются действия, наносящие моральный ущерб, который, в конечном счете, негативно отражается на здоровье и психике пострадавших.
С этим согласны и чиновники.
— В нашем государстве отсутствуют правовые механизмы, которые бы могли регулировать отношения в сфере противодействия бытовому насилию. На сегодняшний день они в большей степени в тени, потому совершенно очевидна значимая роль НПО, — заявил Болат Тлепов, заместитель директора Департамента внутренней политики, выступая перед заседавшими.
Между тем само принятие закона позволило реализовать намеченные цели, в частности, по разработке подзаконных актов, направленных на создание основ профилактики бытового насилия и снижению криминализации сферы семейно-бытовых отношений.
Но многие вопросы, по словам экспертов, остались за бортом содержания потенциального закона. Так, в частности, был проговорен момент никчемного бумагомарания, который именуется «написанием заявления».
Сегодня без заявления ни один человек в погонах не станет заниматься делом, если на то нет официальной бумаги.
— Не нужно ставить зависимость разбора дела от подачи заявлений, — считает Гульсара Тленчиева, директор общественного фонда «Алматинский женский информационный центр. — Потому что сегодня пострадавший или пострадавшая подаст заявление, а завтра придут либо органы власти и скажут забрать свое заявление, потому что раскрыть его не могут, либо пострадавший сам в «смятении чувств» или под дулом пистолета или обыкновенной угрозы, придет и заберет его. Между тем, жертвы домашнего насилия порой пытаются все же заявить о себе.
— В 14 кризисных центров из 11 регионов Казахстана обращаются чаще всего женщины (84%) по вопросам физического, психологического насилия, экономической зависимости и постоянных угроз, — говорит Зульфия Байсакова, председатель правления объединения юридических лиц «Союз кризисных центров». — Мужчины тоже обращаются в кризисные центры (2%), 4% обращений поступают от пожилых людей. У нас очень плохо развита система обращения детей, которая в процентном соотношении достигает 5%. В большей степени их обращения говорят о сексуальном насилии. Около 5% психологическому и физическому насилию подвергаются инвалиды.
По данным Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политики РК, в 38 случаях из ста пострадавшие обращаются к родственникам, в 34 — в правоохранительные органы, в 28 — никуда не обращаются.
— Основная причина, по которой факт причинения насилия замалчивается, заключается в боязни всенародной огласки, — поясняет Баян Донобаева, консультант секретариата Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политики РК.
Во имя улучшения существующего положения и было начато создание такого проекта. Кстати, до сих пор в уголовно-процессуальном законодательстве не определено правовое значение сферы семейно-бытовых отношений, что, по словам авторов проекта, «является деструктивным признаком, препятствующим развитию механизма профилактики правонарушений в этой сфере».
— Мы убедились на опыте изученных нами зарубежных стран, что введение данного закона снижает количество трупов женщин, детей и мужчин, которые стали жертвами в результате семейно-бытовых конфликтов, — заявляет Гульсара Тленчиева, директор общественного фонда «Алматинский женский информационный центр». — Согласно тем международным обязательствам, которые принял на себя Казахстан, этот закон гармонично продолжил бы раздел конституции РК по правам и свободам человека. Право на жизнь, как известно, является приоритетом по отношению ко всем остальным правам человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни.
Однако не все разделяют точку зрения того, что данный закон сможет как-то изменить существующее положение.
Как считает Андрей Андреев, юрист общественной организации «Правовая инициатива», сам закон нам ничего нового не дает вообще…

Рисунок с сайта http://www.artinfo.ru