Узбекистан накануне нового года: штрихи к портрету - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+9 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Узбекистан накануне нового года: штрихи к портрету

Узбекистан накануне нового года: штрихи к портрету

Часть первая

  • 26 Декабря 2005
  • 973
Фото - Caravan.kz

Год 2005-й уходит в прошлое, на пороге новый, 2006-й. Накануне не самого однозначного праздника в Узбекистане обычно подводят итоги, думают о годе грядущем и мечтают о днях, когда в этой стране произойдут перемены.
В государственных учреждениях засиживаются допоздна, чтобы подбить итоги, отчитаться по бюджетным делам, подумать на досуге о том, что волнует каждого узбекистанца.
Коммерческие структуры, компании и фирмы в 2005 году получили мощный заряд оптимизма, связанный с обещаниями на самом высшем уровне либерализовать предпринимательство, убрать лишние препоны, открыть новые возможности, сделать бизнес более привлекательным и интересным. Естественно, в плане материальном.
Хотя справедливости ради нужно заметить, что затянувшаяся история с принятием новой редакции Налогового кодекса не очень хорошо пахнет. Наверное, уже в тысячный раз обманутое предпринимательство вряд ли поверит в посулы о кодексе-сказке, который снимет с повестки дня многие вопросы и проблемы.
Дехкане в большом шоке от того, что в конце декабря текущего года снег и не собирается выпадать. Будущий урожай под угрозой, да и как детям объяснить который подряд бесснежный Новый год?
Учителя и врачи с нетерпением ждут первого месяца 2006 года, когда их заработные платы должны в очередной раз увеличиться. Разумеется, повышение окажется оправданным, если потребительский рынок не отреагирует новым повышением цен, а коммунальные службы — хитроумным ростом тарифов.
РЫНОК уже отреагировал. Рост цен на основные потребительские товары напоминает мишку-коалу из далекой Австралии. Медленно, но верно к концу 2005 года они становятся все менее узнаваемыми. Узбекское правительство предприняло ряд жестких мер, чтобы погасить инфляцию, и надо сказать, эффект они дали. Уровень обесценивания узбекского сума обрел вялотекущий характер, ежедневно обменные пункты повышают обменный курс, но никаких обвалов, характерных для середины 90-х годов прошлого года не зарегистрировано.
Активизировались частные менялы, которые составили конкуренцию легально открытым повсеместно обменным пунктам. Трудно сказать, какими суммами они оперируют, но очевидно одно — здесь вращается денег не меньше, чем через обменные пункты, а может быть и больше. Возле обменных пунктов можно стать свидетелями, как прямо из-под носа работников столь уважаемых заведений уводят клиентов. Менялы предлагают курс доллара на 10-20 сумов выше, чем в обменных пунктах. Этого вполне достаточно, чтобы не самый богатый узбекский обыватель выбрал частника. И потом, сдавая доллары в обменники и покупая СКВ, необходимо предоставлять паспорт. Скажу сразу, это не совсем удобно, а для многих владельцев американских долларов или европейских евро и вовсе неприемлемо.
ПИТАНИЕ в столице Узбекистана дорожает. Колбасы, сыры, яйца, мясо, сливочное масло становятся все дороже, но это трудно заметить людям, которые наведываются на рынки один или два раза в месяц. На 50, 100 сумов цены в коммерческих магазинах растут регулярно, а на базаре творится настоящий бум. Бум, который связан с приготовлениями к Новому году. Всем нужно покупать подарки, да не все на это имеют средства. Торговцев материальные затруднения среднего жителя Ташкента волнуют в последнюю очередь. Цены на конфеты, апельсины, мандарины, вафли, печенье, без которых нормальные подарки не сделать, выросли сразу на 20-30 процентов.
Женщины, занимающиеся изготовлением и продажей тортов, открыто жалуются на тех, кто им сливки поставляет. Этот продукт стал дороже на 40-45 процентов. Яйца тоже не стоят на одном месте: только за последнюю неделю они подорожали на 10-20 сумов. Но самые большие открытия ждут организаторов новогодних корпоративных и иных посиделок на самом базаре. Фрукты, которые до сих пор недорогими не назовешь, стали просто недосягаемыми для простых смертных. Рост цен на яблоки, груши, виноград, хурму, бананы, мандарины и апельсины не иначе чем фантастическими не назовешь. Один лишь хлеб формовой как стоил 150 сумов, так столько и стоит. Есть предположение, потому что незаметно для потребителя снижен вес булок…
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ в замешательстве. В 2005 году был принят блок президентских указов и постановлений, главными пунктами которых можно отметить передачу полномочий выписывать штрафные санкции судам и предоставление финансовой отчетности налоговым службам не ежемесячно, как это было раньше, а один раз в квартал. Сейчас идет процесс внесения необходимых поправок, дополнений и изменений в законы и другие нормативные акты, чтобы запустить механизм либерализации предпринимательской деятельности. С другой стороны, не было, нет и, наверное, не будет ни одного решения на высшем уровне, которое бы открыто провозглашало новые препоны на пути развития узбекского предпринимательства. Принимая новые ставки таможенных ставок, узбекское правительство объясняет это необходимостью защиты отечественного товаропроизводителя, рост акцизов объясняются необходимостью защитить внутренний рынок от внешней товарной экспансии. Очевидно, объяснить можно все и вся. Но ведь ситуация ни в сфере предпринимательства, ни в любой другой сфере не претерпевает коренных улучшений. Если вообще не загоняется в тупик.
Понимая всю тщетность попыток реанимировать предпринимательское движение изнутри, государство в который раз взяло вожжи управления в свои руки. Правда, мало кто из серьезных аналитиков верит в то, что очередные благие помыслы могут материализоваться во что-то конкретное, позитивное. Судя по имеющейся информации, изменения в плане налогообложения по новой редакции Налогового кодекса не будут столь существенными, чтобы обеспечить прорыв. Взаимоотношения бизнеса и правительства ограничиваются дежурными встречами, в ходе которых обсуждается все, кроме насущных проблем предпринимательства.
А сами встречи все больше обретают аристократический лоск, когда приглашения на них становятся чуть ли не выигрышным билетом в лотерею.