Малайзия и Казахстан: перспективы сотрудничества - Караван
  • $ 492.65
  • 525.71
+1 °C
Алматы
2024 Год
11 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Малайзия и Казахстан: перспективы сотрудничества

Малайзия и Казахстан: перспективы сотрудничества

Казахстан и Малайзия, Астана и Куала-Лумпур на протяжении последних нескольких лет не перестают друг другу напоминать о своих дружественных намерениях в той или иной области сотрудничества и налаживании двухсторонних контактов.

  • 5 Марта 2004
  • 7870
Фото - Caravan.kz

Малайзия и Казахстан схожи по многим аспектам, особенно географическом и социальном. По национальному составу страны также являются неоднородными. Большинством в Малайзии являются коренные жители — малайцы. Государственной религией в Малайзии является ислам, но не запрещаются и другие религии. Ислам играет важную роль во внешней политике Малайзии.
Схожи и программы государственного развития: задачи стратегической программы Казахстана «Стратегия-2030» по многим параметрам пересекаются с малазийской стратегией «Видение-2020».
Традиционно экономика Малайзии была агрокультурной. На протяжении многих лет страна экспортировала натуральный каучук, олово, ананасы, пальмовое масло.
После проведения экономических преобразований страна стала ориентироваться не только на добычу и выращивание аграрных культур, а и на производство продуктов питания, народного потребления.
В результате чего Малайзии удалось избежать участи сырьевого придатка развитых стран. Как следствие правильно выбранной экономической стратегии вместо экспорта сырья на мировые рынки, Малайзия начала производить товары народного потребления.
Насытив свой внутренний рынок, Малайзия стала продавать товары за рубеж, в том числе и в Казахстан. Из-за этой деятельности Малайзия извлекла определенную выгоду и на настоящее время уже не является субъектом массового импорта.
Государственная политика поощрения инвесторов дала видимые результаты. Страна стала местом концентрации большого количества иностранных инвестиций, следуя демократичной политике инвестирования и наличием привлекательных условий для инвесторов.
Стоит отметить, что только за последние 10 лет производственный сектор превысил товарный и аграрный секторы. Сегодня Малайзия является третьей страной в мире по производству компьютерных компонентов после США и Японии и второй после США в качестве экспортера данных технологий.
Немаловажную роль в Малайзии играют и нефтедобывающие компании. Малайзия богата своими природными ресурсами. Страна экспортирует всю свою нефть и газ за рубеж, в основном в Японию.
Свое сотрудничество с Казахстаном Малайзия видит в нескольких плоскостях. Во-первых, это торговля. Отмечается увеличение объема торгового оборота между Казахстаном и Малайзией. Так внешнеторговый оборот двух стран в 2001 году составил 11,9 миллиона долларов, в том числе экспорт — 1,4 миллиона, а импорт — 10,5 миллиона.
В 2002 году эти показатели возросли до 12,8 миллиона долларов. При этом экспорт составил 2,6 миллиона, импорт — 10,2 миллиона.
С января по июль 2003 года товарооборот достиг уже 9,6 миллиона долларов (экспорт — 1,3 миллиона, импорт — 8,3 миллиона).
Для сравнения: Объединенные Арабские Эмираты имеют опыт интегрирования значительных инвестиций в Казахстан. Так в 2001 году внешнеторговый оборот между Казахстаном и ОАЭ составил $363,2 млн., в том числе экспорт — $330,1 млн., импорт — $33,1 млн. За первое полугодие 2002 года товарооборот Казахстана — ОАЭ составил $318 млн.
За пять лет (1994-1999гг.) объем двусторонней торговли между КНР и Республикой Казахстан возрос в шесть раз. В 1994 году товарооборот составлял около 200 миллионов долларов, а к концу 1999 года товарооборот вышел на отметку в 1 миллиард 138 миллионов долларов. И в последующие годы объем торговых сделок неуклонно рос. Таким образом, ежегодный прирост составил 20%.
По сравнению с другими странами дальнего зарубежья, где объемы на порядок выше, подобная картина между Малайзией и Казахстаном может только обнадеживать лишь в том случае, что налицо виден рост объема торгового оборота.
Строительство. Малазийские строительные фирмы осведомлены, что в настоящее время в Казахстане реализуется большое количество строительных проектов. И один из важнейших связан со строительством столицы Казахстана — Астаны. В этом отношении у Малайзии и Казахстана есть общее: и та и другая страна большое внимание уделяют своим столицам. Разница лишь в том, что в Казахстане в настоящее время идет строительство Астаны, а в Малайзии строится новый административный центр — город Путраджайа. Нынешняя столица Малайзии очень загружена, хотя и имеет население чуть более 1 млн. человек.
Путраджайа находится в 60 километрах к востоку от столицы, и туда переносится несколько государственных департаментов. Исходя из опыта строительства таких городов, Малайзия предлагает Казахстану услуги своих строительных компаний. При этом Куала-Лумпур также рассматривает возможности участия своих специалистов и компаний в реализации инфраструктурных проектов.
Нефтегазовая отрасль. Особая сфера интересов Малайзии в Казахстане. Все страны мира понимают, что наиболее доступная нефть находится в слаборазвитых странах со слабым нефтедобывающим и перерабатывающим комплексом. И Малайзия в этом случае не является исключением. На территории данной страны с успехом функционирует национальная нефтяная компания «Petronas», которая работает более чем в 30 странах мира и располагает средствами, превышающими бюджет страны.
В мае 2001 г. в Астане состоялось подписание соглашения о создании совместного предприятия между казахстанскими компаниями Nord Oil, «Кокше-ойл» и малайзийской компанией Newwin Engineering. Цель создания совместного предприятия — строительство нефтеперерабатывающих заводов в городах Петропавловск и Кокшетау.
Для Казахстана Малайзия представляет интерес по следующим параметрам. Малайзия является участницей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). С 1 января 2003 года АСЕАН ввела понятие свободной торговой зоны среди своих членов. И Малайзия становится для Казахстана возможным «окном» на рынок стран АСЕАН, объединяющей 450 миллионов человек.
Его Величество Верховный Правитель Малайзии Саид Сираджуддин Ибни Аль-Мархум Туанку Саид Путры Джамалуллаила Янг Ди-Пертуан Агонг XII пользуется заслуженным уважением в авторитетной межправительственной организации Движение неприсоединения.
Малайзия также является одной из стран имеющих значительное влияние в Организации Исламская Конференция. И в этих случаях партнерство со столь авторитетным государством для Казахстана, постоянно пропагандирующим многовекторную политику и геополитически расположенным ближе к Азии, является одним из факторов влияющих на стабильность в регионе, а также предполагает перспективу сотрудничества со странами исламского мира.
Как в Казахстане, так и в Малайзии в настоящее время рассматриваются проекты соглашений о сотрудничестве в области образования, культуры, туризма. И как следствие этого, казахстанские специалисты ежегодно проходят стажировку в научных и высших учебных заведениях Малайзии в области дипломатии, медицины, банковского дела, менеджмента, финансов.
Но наиболее интересным для Астаны представляется перспектива обретения Казахстаном статуса наблюдателя или полноправного члена в Региональном форуме Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности. Для этого Казахстан принял меры к тому, чтобы малазийские представители стали участвовать в деятельности СВМДА в качестве наблюдателей.
В этом отношении Астану не пугает даже финансовый кризис Малайзии в 1997 году, когда падение денежной единицы Таиланда повлекло за собой обесценивание индонезийской рупии, южнокорейского вона, а затем и малайзийского ринггита. Что в свою очередь привело к потере доверия у инвесторов, а также к изъятию краткосрочных капиталовложений из страны.
Также Казахстан не смущает и специфика торгового оборота с Малайзией, в основе которого лежит казахстанский экспорт продукции химической и металлургической промышленности, а со стороны Малайзии идет импорт перерабатывающего оборудования, маргариновых изделий, мебели и комплектующих, натурального каучука.
Создается впечатление, что Астана и Куала-Лумпур четко определили рамки своего сотрудничества. Для Малайзии основой является рост геополитического влияния в Центрально-азиатском регионе и перспектива добычи и транспортировки нефти и газа. Для Казахстана сотрудничество с Малайзией по многим параметрам определено как получение кресла наблюдателя/члена СВМДА.
Конечно, принимая во внимание аморфность межгосударственных объединений и союзов стран СНГ, призванных обеспечивать безопасность в регионе, Казахстан вынужден вступать и в другие межправительственные организации. Но где гарантия того, что Астана, используя свою нефть в качестве «входного билета» в СВМДА не окажется в очередной организации, способной выносить только декларативные решения?
Вполне вероятно, что многовекторность во внешнеполитической деятельности Казахстана в этом случае не сыграет отведенную ей роль, а только поможет очередной стране использовать природные богатства Казахстана в своих интересах.