Поступательное движение - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Поступательное движение

Поступательное движение

Несмотря на прогнозы скептиков, интеграционные процессы на территории СНГ, вероятно, в силу своей объективной природы, дают реальные результаты.

  • 14 Февраля 2005
  • 1003
Фото - Caravan.kz

За 2004 год товарооборот в рамках ЕврАзЭС вырос на 40 % и достиг $28 млрд.
Встречаясь на прошлой неделе с президентом Владимиром Путиным, глава российского министерства промышленности и энергетики Виктор Христенко заметил по этому поводу: «Кооперация заставила всех поверить в плоды объединения.
Если в 2002 году мы имели двухпроцентный рост товарооборота между странами ЕврАзЭС, то в 2004-м имеем более 40 процентов роста».
Напоминая об итогах недавнего заседания Интеграционного комитета в Алматы, В. Христенко сообщил, что в текущем году предполагается завершить переход к созданию Таможенного союза: «В соответствии с решениями президентов стран ЕврАзЭС, 2006 год должен быть годом завершения формирования Таможенного союза… по общей оценке, уже в 2005 году мы сумеем сформировать весь пакет документов, необходимых для перехода к его формированию».
Иными словами, по мнению министра, к концу этого года в рамках ЕврАзЭС вполне реальным может стать «создание основ для функционирования Таможенного союза в рамках трех стран: России, Белоруссии и Казахстана» с возможным присоединением к нему в дальнейшем Киргизии и Таджикистана.
Вопросы унификации таможенных правил и процедур весьма актуальны при обсуждении будущего транспортного режима внутри содружества.
На ближайших переговорах представителей государств экономического объединения будет уделяться особое внимание проекту соглашения о проведении согласованной политики по развитию единых транспортных коридоров.
Генеральный секретарь сообщества Григорий Рапота не так давно отметил, что страны-участницы намерены в текущем году активизировать сотрудничество в транспортной сфере: «Мы хотим, чтобы ЕврАзЭС был сплошной зеленый коридор с точки зрения таможенного оформления, было полное взаимопонимание у железнодорожников, перевозчиков, чтобы один груз, который идет через наши страны, перевозили не пять перевозчиков, а один».
В связи с таможенными отношениями, среди прочих документов, затронутых на встрече, было выделено также соглашение о техническом регулировании. Предполагается, что на следующем заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС будут одобрены три важных документа, в том числе и программа первоочередных регламентов в сфере технического регулирования.
В виду либерализации национальных экономик стран-участниц, таможенные и тарифные барьеры становятся менее чувствительными, и на первый план выходят меры нетарифного регулирования.
В настоящее время прорабатывается ряд вопросов по совершенствованию данных механизмов, например, перечень требований к продукции и к процессам ее производства, направленных на обеспечение безопасности для потребителей.
Как подчеркнул В. Христенко: «Принципиально важно, что мы начинаем выполнять эту работу синхронно».
Повестка заседания в Алматы предполагала обсуждение 27 вопросов. Среди них — экономический блок, характеризуемый как «экономический фундамент ЕврАзЭС», вопросы о проекте межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, о проекте протокола об унификации торговых режимов государств-членов Евразийского экономического сообщества в отношении третьих стран, о проекте типового положения о порядке формирования и использования средств специальных фондов для финансирования межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС и о проекте рекомендаций по гармонизации корпоративного законодательства в государствах организации.
В целом, по состоянию на начало 2005 года в рамках Евразийского экономического сообщества заключено 73 международных договора, из которых 63 уже вступили в силу.
На предстоящем во второй половине марта в Астане заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств планируется обсудить более 20 вопросов по экономической интеграции стран «пятерки».
В числе основных — проект соглашения об обеспечении уплаты таможенных платежей путем внесения на счет таможенного органа денежных средств или путем использования гарантий банков при перемещении товаров под таможенным контролем между таможенными органами стран сообщества.
Кроме того, главы правительств обсудят проект соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств сообщества, проект концепции Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, и проект соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Последний вызывает значительный интерес у представителей всех стран «пятерки». Целью данного соглашения является создание благоприятных условий для инвестиций, обеспечение государственной поддержки и защиты прав инвесторов государств ЕврАзЭС, осуществляющих инвестиционную деятельность на территориях других государств сообщества.
Документом, в частности, предусматривается предоставление режима наибольшего благоприятствования при осуществлении инвестиций и распоряжений ими, обеспечение открытости инвестиционного законодательства, определение порядка рассмотрения споров и возмещения ущерба, нанесенного инвестором этих страны, предоставление гарантий по использованию полученных в результате инвестиционной деятельности доходов.
Большую инициативу в продвижении проекта проявляют россияне, которые заявляют, что «при высоком производственном и кооперационном потенциале государств ЕврАзЭС, российские предприниматели готовы расширять свой бизнес и инвестировать в производственные мощности», впрочем, — признают они, — для этого необходимо проделать довольно серьезную работу по формированию адекватных условий. Но, как полагают российские представители, моральные и материальные затраты в близкой перспективе окупят себя: по убеждению В. Христенко, «создание режима наибольшего благоприятствования откроет и для нас, и для наших соседей рынки с очень перспективными возможностями».
Одним из самых важных пунктов переговоров продолжает оставаться вопрос сотрудничества в сфере ТЭК.
Как ожидается, в нынешнем году государства-участники Евразийского экономического сообщества приступят к формированию совместного топливно-энергетического баланса, определение которого позволит «достаточно хорошо и четко видеть общие перспективы, потребности и возможности их покрытия».
Наиболее динамично и содержательно отношения в области энергетики складываются между Казахстаном и Россией.
Очередным тому подтверждением стали переговоры премьер-министра Даниала Ахметова с Виктором Христенко, имевшие место в начале месяца. На них были рассмотрены «вопросы, касающиеся разработки и освоения нефтегазовых месторождений, а также совместной деятельности в сфере электроэнергетики», причем, по официальной информации, «в ходе обмена мнениями стороны пришли к взаимопониманию по всем обсуждаемым темам».
В числе проблем, связанных с электроэнергетическим сотрудничеством, детально обсуждались различные аспекты создания казахстанско-российского СП на базе Экибастузской ГРЭС-2, о котором начали говорить еще в 2000 году. В настоящее время диалоги по данной теме проходят в достаточно конструктивном ключе и касаются не только вопросов урегулирования старых долговых обязательств, но и планов по расширению станции Экибастузского каскада.
Согласно достигнутой договоренности, двусторонние консультации будут продолжены в первой половине марта.
Разумеется, на встрече в Астане российские власти в очередной раз выразили удовлетворение тем, что «помимо традиционных отношений в топливно-энергетическом комплексе, российские промышленные предприятия расширяют свое присутствие в Казахстане».
Тем не менее, энергетическая тематика все еще является одной из приоритетных: казахстанские министерства и ведомства, а также руководство соответствующих нацкомпаний получили распоряжение премьера принять конкретные меры для ускорения работы по урегулированию правовых и иных вопросов, касающихся совместного освоения нефтегазовых структур Курмангазы, Хвалынское и Центральное.
Недавнее обращение «Роснефти» к правительству республики с предложением снизить подписной бонус с $150 млн. до $5 млн. при заключении соглашения о разделе продукции по Курмангазы, и письмо в адрес президента Владимира Путина с просьбой о содействии в подписании этого соглашения в I квартале 2005 года, подтверждают существующее мнение о некоторой активизации указанного переговорного процесса.
Одобренные на последнем заседании Интеграционного комитета проекты соглашений о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств ЕврАзЭС, также как и другие документы (о взаимодействии пограничных ведомств, о техническом регулировании, валютном регулировании и др.), должны быть в близком будущем рассмотрены президентами стран-участниц сообщества. Как проинформировал вице-премьер Сауат Мынбаев: «Эти проекты будут вынесены на заседание Совета глав государств».
Вероятно, на саммите многие вполне сложные вопросы, касающиеся сотрудничества в энергетическом секторе будут в значительной мере прояснены, поскольку этого настоятельно требуют не только экономические, но и политические интересы участников интеграции.