Почему в Узбекистане маленькие пенсии - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+11 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему в Узбекистане маленькие пенсии

Почему в Узбекистане маленькие пенсии

Процесс реформирования пенсионной системы, запущенный в Узбекистане с начала текущего года, вызывает неоднозначную реакцию населения.

  • 10 Февраля 2005
  • 6511
Фото - Caravan.kz

Специалисты пытаются спокойно и взвешенно проанализировать возможные последствия. Народный банк форсирует подготовительную работу, создав в своей структуре еще одно подразделение.
А рядовые граждане, в частности 48-летний строитель Нормат Исматов, пытается вычислить, сколько он успеет заработать в накопительной системе до тех самых пор, пока его торжественно не проводят на пенсию. Все просто как «дважды два». Нормату осталось трудиться еще 12 лет. Так как строительная организация, в которой он работает, полугосударственная, значит, по новому закону работодатель будет перечислять на индивидуальный накопительный счет Исматова один процент от начисленного.
Сейчас его заработная плата 100 тыс. сумов в месяц (примерно 100 долларов — прим. А.А.) и если вывести сумму начисленного, получается примерно 145-150 тыс. сумов. Один процент от этой суммы составляет 1500 сумов. Умножив это на 144 месяца (12 лет на 12 месяцев) получаем искомую сумму — 216 тыс. сумов. Много это или мало? Если принять во внимание цену одной весьма скромной свадьбы — 1000-1500 долларов, то потенциальные накопления Исматова окажутся просто мизерными.
Конечно, существует один небольшой нюанс, а именно тот факт, что базовая государственная пенсия все же останется у Нормата, и она останется по сути основной. Хотя уже сегодня все узбекистанцы пенсионного возраста прекрасно понимают, что госпенсии хватает только на то, чтобы не умереть с голоду.
Еще до пенсионной реформы в Узбекистане существовала система на основе Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан», принятого в 1993 году. По ней существовали три вида пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Главным принципом являлась солидарная система, означающая, что работающие сегодня платят налоги, из которых формируется пенсия тех, кто ушел на заслуженный отдых. Не секрет, что пенсий, а уровень их крайне низок, не хватало ни на одежду, ни на транспорт, ни на лечение.
Эксперт Уктам Абдурахманов на вопрос, почему пенсии в Узбекистане такие маленькие, отвечает так: «Пенсии в стране маленькие из-за того, что Пенсионный фонд занимается несвойственными ему делами. Во-первых, Пенсионный фонд не должен отвечать за социальные пособия, которые он на сегодняшний день выплачивает. Во-вторых, Пенсионный фонд отвечает за льготы, которые взяло на себя государство. В результате всевозможные льготы и пособия искажают деятельность Пенсионного фонда».
По мнению независимого аналитика, просившего не называть его имя, «пенсионная реформа в соседнем Казахстане была начата несколько лет назад. Судя по имеющимся данным, средняя пенсия в соседнем государстве была повышена президентским указом до уровня, позволяющего пенсионерам жить спокойно. Минимальные потребности пожилого человека она покрывает. Узбекистан довольно заметно отстал от Казахстана по темпам пенсионной реформы, а желание сосредоточить все поступающие средства в Народном банке и тем самым искусственным путем не допустить конкуренции может сыграть с правительством злую шутку. Чем больший контроль за деньгами предусмотрен со стороны государства, мы это знаем по опыту, тем быстрее они исчезнут».
Опасения аналитика вполне обоснованы. Согласно прогнозам демографов, начиная с 2012 года, в Узбекистане темпы роста численности населения пенсионного возраста будут превышать темпы роста трудоспособного населения.
Уже к 2025 году численность пенсионеров возрастет более чем в два раза по сравнению с 2000 годом. Это, несомненно, ухудшит финансовое состояние пенсионной системы, так как темпы роста расходной части Пенсионного фонда превысят темпы роста доходной части.
Поэтому уже в начале 2005 года в спешном порядке запускается накопительная пенсионная система, даже несмотря на видимые погрешности и ошибки при разработке проекта.
Как заявляет эксперт У.Абдурахманов: «Пенсионный фонд существует за счет выплат работодателей, но не работников. По нашим расчетам существует возможность сократить в полтора раза налоги, отчисляемые в Пенсионный фонд. Для этого нужно исключить все лишние направления его работы и обеспечить повышение пенсионных выплат».
Сегодня в Узбекистане имеется одна большая проблема. При существующей пенсионной системе работодателю невыгодно указывать реальную численность своих работников, ведь благодаря подобному укрывательству можно минимизировать отчисления в пенсионный фонд.
Быть может новая накопительная система сдвинет с места весь этот груз проблем? Сдвинет, если люди перестанут скрывать свои истинные доходы. Ведь существующая ныне солидарная система напрямую зависит от зарегистрированных доходов людей.
В Казахстане этап легализации капиталов уже пройден и, по оценкам тамошних финансистов, страна получила около 500 млн. долларов, которые были сняты с заграничных счетов и инвестированы в экономику этой страны.
В Узбекистане ни парламент старого типа, ни нынешний двухпалатный и не думает рассматривать законопроект о легализации капиталов. Как можно ожидать «выхода из сумрака» теневых капиталов, если нет на то правовой базы?
В силу чего ни старая солидарная, ни зарождающая накопительная не смогут функционировать эффективно. Эксперт У.Абдурахманов убежден: «Насколько экономические реформы будут содействовать созданию доходов и легализации скрытых доходов, настолько эффективнее будет работать сегодняшний механизм пенсионной системы».
Добавлю, не только сегодняшний, но и завтрашний (накопительный — прим. А.А.). В данной связи вполне уместно коснуться темы подоходного налога. Чем он ниже, тем выше доходы людей — это прописная истина. Узбекское правительство обещает ежегодно снижать ставку подоходного налога на 4-5 %. По данным Центра экономических исследований, если убрать все несвойственные Пенсионному фонду выплаты, возможно, ему будет достаточно и 26 % подоходного налога, чтобы нормально функционировать. А если к тому же начнут расти доходы населения, то пенсия, по мнению специалистов Центра, будет повышаться.
Чтобы докопаться до глубинной сути рыночных механизмов мы должны стать прожженными прагматиками. Холодный расчет и трезвая голова.
Холодный расчет говорит, что в Узбекистане нет правовой базы для тех, кто хочет легально пользоваться благами цивилизации и показать свои деньги.
Трезвая голова в ответ просто молчит…