За что нас надо любить? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
За что нас надо любить?

За что нас надо любить?

В Казахстане избирателей, где-то под 10 миллионов человек. Точнее вам даже Центризбирком не скажет. И все эти миллионы на следующий год начнут любить.

  • 19 Декабря 2003
  • 1060
Фото - Caravan.kz

А, что делать, когда на 2004 год назначены парламентские выборы. Тут нашим политическим партиям и независимым кандидатам в депутаты деваться уже некуда. Как говорится, «хоть тушкой, хоть мумией», а в высший законодательный орган страны пробраться надо.
Опыт цивилизованных, да и большинства постсоветских стран показывает, что на политические выборы в высшие органы власти, как правило, приходят 50 — 60 процентов потенциальных избирателей. Не думаю, что у нас этот показатель будет сильно отличаться.
Значит, за эти 5-6 миллионов голосов казахстанцев, а вернее говоря, — за их умы и сердца, и пойдет Великая Предвыборная Битва.
Так кто он, наш избиратель?
Как не покажется кому-то странным, но осенью 2004 года политиков ждут открытия. К примеру, они фактически впервые столкнутся с так называемым «средним классом». Да, он в республике сильно отличается от своих западных образцов. Но он уже существует. Этот класс, еще не очень организован, но права свои и обязанности перед обществом он уже осознал.
И, кто поймет это первым, кто станет предлагать реальные меры по защите его интересов, а также развитию малого и среднего бизнеса, тот и завоюет голоса этой части избирателей.
Еще раз хочу подчеркнуть важность реальных предложений по защите прав «некрупных» бизнесменов. Их на выборы сегодня (и завтра) можно привлечь только таким образом. Всяческие же рассуждения о демократии вообще, и об изменении Конституции страны, в частности, — бизнесменов ныне интересуют слабо. Они люди конкретные.
Такой же вялый интерес к этим «ударным» для кого-то, предвыборным лозунгам сегодня существуют и со стороны сельского электората. Самого, кстати, многочисленного и консервативного. Крестьянам надо понравиться лично. Им нужны — харизма и конкретные идеи, а не стильные пиджаки и слова «транспарентность», «экстраполяция» и т.п.
При этом надо понимать, что сельские жители разъединены вопросом о собственности на землю, но объединены вопросом государственной помощи аулу. Проблемы пересмотра долгосрочной аренды; борьбы с вредителями и крупными землевладельцами; процентов по кредитам; реальности господдержки и т.д. — вот что волнует крестьян.
Поэтому, надеяться на то, что сельский электорат пойдет за теми, кто пропагандирует, к примеру, выборность всех и вся сверху и донизу и наоборот, — просто утопия.
А вот пенсионеров, еще один мощный избирательный пласт, звать на выборы не надо. Сами придут. Тут главное, — с чем в сердце они посетят избирательные участки. С какой идеей. Коммунистические былины и повышение пенсий — это очень хорошо. Но и идеи возрождения нации, укрепления суверенитета страны, светлых перспектив для молодежи нашим дедушкам и бабушкам тоже не чужды.
Кто быстрее и доходчивее донесет их до старшего поколения избирателей, тот и будет «на коне».
С самой молодежью — сложнее. Используя циничный сленг политологов, у нее нет «рефлекса выборов». На халяву попить пива на концерте, организованном одной из партий — это, пожалуйста. А на выборы…
Про демократию ей рассказывать, — только время терять. Она про советский режим или не помнит совсем, или знает что-то, но очень смутно. Ведь со времен начала горбачевской перестройки прошло уже 18 лет. То есть, родившемуся тогда молодому человеку — завтра уже пора идти на выборы. А вот про льготы при учебе, повышение качества военной службы, создание новых рабочих мест, решение квартирного вопроса — это сработает. Но главное, конечно, убедить молодых избирателей пойти на выборы.
Не надо политикам забывать о пролетариате,
интеллигенции и т.н. «маргиналах».
Нынешние политики, почему-то, боятся даже произносить слово «пролетариат». Видимо на них давит их же прошлое. Но рабочий класс от этого никуда не делся. Он не исчез. И тоже требует для себя социальных и политических гарантий. Наверное, первых — даже больше.
Интеллигенции, которой стало много меньше, по сравнению со временами СССР, все так же присуще недовольство любыми действиями властей. «Горе от ума» теперь наслаивается еще и на экономическую беспомощность этого слоя избирателей. Государство сегодня, кроме орденов, медалей и званий, — ничего дать ему не может.
Кому такое понравится?
В то же время, есть тенденция по снижению электоральной активности интеллигенции. И это тоже надо учесть нашим политикам.
Что же до маргиналов, то тут все настолько ясно, что даже писать страшно. Но это тоже избиратели. И за их голоса тоже надо бороться. Тут даже можно посочувствовать политикам.
И еще. Вспомним про выборы в самой демократичной из демократичных стран — США. Там ведь даже кандидаты в президенты не чураются «ходить в народ», встречаться с как можно большим числом избирателей лично. Не говоря уже, о кандидатах в депутаты.
А у нас? Покрасоваться на телеэкранах, — это пожалуйста. Обругать соперника в подконтрольных себе СМИ — сколько угодно. Можно и подметную листовочку еще отпечатать. Но вот встретится с как можно большим числом избирателей лично, — это, извиняйте! Вдруг еще не тот вопрос зададут. Или еще чего-нибудь похуже…
Но, что делать, господа партийные функционеры, если у вас работа такая, — голоса избирателей собирать…