Особые игры особых людей - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-5 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Особые игры особых людей

Особые игры особых людей

Казахстанцы, согласно многочисленным исследованиям, очень политизированный народ. В стране следят за тем, что происходит в республике и у соседей. И живо реагируют на самые разные сообщения, в том числе, о террористических актах и экстремистских вылазках. В последнее время названия известных террористических организаций звучат у нас все чаще.

  • 8 Декабря 2003
  • 1311
Фото - Caravan.kz

Террористическое безветрие
Республика до сих пор самая спокойная в регионе, да и во всем Содружестве. В стране за 12 лет ее существования не произошло ни одного террористического акта. Единственная акция экстремистов произошла в Алматы в 1999 году. Тогда против нескольких сепаратистов из Синьцзяня выставили десятки военных, полицейских и один БТР. Сопротивление экстремисты спецслужбам оказали, но с ним тем более доблестно справились.
Сейчас в республике обнаружилась новая угроза. БТР еще не вызвали, но силы значительно мобилизовали. Как и сепаратисты-99, новые — тоже связаны с радикальным исламом. Движение «Хизб ут-Тахрир» и его сторонники, по информации Комитета национальной безопасности Казахстана, проявляют себя в последнее время чуть ли не ежедневно.
Традиционно комитетчики находят листовки, призывающие к свержению светского режима в Казахстане, к установлению Исламского Халифата и т.д. Оперативно, по горячим следам находят тех, кто распространял эти листовки. Или сразу задерживают сторонников движения с листовками и громко объявляют об этом. У казахстанцев, которым адресованы все эти сообщения, возникает нужное ощущение — в республике появились радикальные исламисты, но с ними борются, смело и хорошо. Но, как и с кем и за что борются на самом деле?
Борьба за власть — борьба за деньги
Терроризм, как и борьба с ним стоят очень и очень дорого. Экстремисты спонсируются государствами и системами. Их финансируют шейхи и султаны. Террористы получают деньги от продажи наркотиков, ворованной нефти и многого другого.
При этом арабские издания в последнее время именно султанам и эмирам приписывают успехи террористов. Арабская элита, значительно влияющая на власть в своих странах (а, как известно, большинство террористических организаций базируется именно в арабском мире), закрывает глаза и обеляет терроризм. Об этом, например, пишет арабская «Аль-Хайат». По мнению автора издания, эмиры проводят различие между насилием джихада и террористическим насилием, не осуждая действия «священных» борцов — воинов ислама, ведущих джихад.
Абсолютно бездоказательным является утверждение, что терроризм является следствием отсутствия или неразвитости демократии. В благополучной во всех отношениях Франции, к примеру, уже более 20 лет экстремисты ведут борьбу за отделение территории. То же самое происходит в развитой Испании. Вопрос, видимо, все же в ином.
В развитых странах (к коим относится и Казахстан, конечно) на борьбу с терроризмом выделяются ежегодно огромные средства.
В развитых странах терроризм зачастую становится предметом торга. Очевидно, Казахстан становится настолько развитой страной, что и у нас спецслужбы начинают повышать цены. В таком случае, нагнетание страстей вокруг активизации деятельности экстремистов становится объяснимым. В КНБ и других ответственных за борьбу с терроризмом структурах ссылаясь на недостаток финансирования предсказывают разгул терроризма. И через пару дней находят десять (или пятнадцать) террористов. И у них обязательно не только листовки, но и две-три винтовки. Пусть даже без патронов — это уже детали. Главное, вовремя. А потом хотя бы миллионов на пять бюджет силового ведомства (неважно какого) увеличат. Но это только одна причина. Есть, безусловно, и другие.
В Казахстане до сих пор целый ряд радикальных организаций действуют вполне легально. В соседнем Кыргызстане четыре подобных движения объявили вне закона. В России, где террористов гораздо больше, чем в Кыргызстане, это сделали гораздо раньше. У нас вопросом занимаются уже много лет, но так ничего и не сделали. Нет слаженности в действиях структур, отвечающих за борьбу с терроризмом. Бездействует миграционная полиция. Только в Алматы постоянно живут тысячи граждан Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, среди которых могут быть хизбутовцы, члены Исламского Движения Узбекистана и других радикальных организаций. И они спокойно себя чувствуют без регистрации и прописки. А тех, кто все-таки регистрируется и прописывается, вряд ли детально проверяют на предмет их политических и религиозных убеждений.
Сказать, что активно работает в этом направлении КНБ, тоже нельзя. Задержания распространителей листовок — апофеоз деятельности сотрудников этого ведомства. А западные издания еще в конце 90-х годов предупреждали — во всех странах Центральной Азии действуют или могут действовать террористические организации. Во всех материалах исследователей региона Казахстан также упоминается как место постоянной дислокации экстремистов. Выходит, потенциальная угроза гораздо ближе, чем кажется, а мы знаем только о листовках и тех, кто их распространяет.
Между тем, те же спецслужбы, которые, по единодушному мнению политологов, и тормозят процесс запрещения радикальных организаций, заявляют во всеуслышание об их активизации в республике. Предположение можно сделать такое — в Казахстане работа в этом направлении ведется плохо или ведется в другом направлении.
Человеческий фактор
В последние годы Казахстан потерял главное — специалистов. В советское время многое работало хорошо, но лучше всего — идеологическая машина страны. Идеологи бывшего СССР сейчас работают в научных институтах и исследовательских конторах на Западе. У нас таких специалистов не осталось, а ведь именно они и создавали не только программы по «кодированию» голов граждан, но и концепции защиты государства и общества от внешнего вторжения.
Проблема заключается в том, что в республике до сих пор нет комплексного подхода к решению различных вопросов, в том числе и экстремизма. В больших городах этот важный фактор почти не учитывается, видимо, в надежде на относительную стабильность жизни и сытость населения. А вот в городах малых и, тем более в селах, проблема стоит очень и очень остро. Гипотетический экстремист с полной уверенностью может ехать в казахстанское село и рассказывать там о своих идеях. Их там воспримут, потому что других просто нет. Прибавьте к этому низкий уровень жизни, безработицу и прочие трудности переходного периода и получится, что в стране потенциальных пособников террористических организаций или людей, сопереживающих им — половина населения. Та же арабская «Аль-Хайат» утверждает, что терроризм приходит не только из-за бедности или отсутствия в стране свободы слова, а, в первую очередь, в виду отсутствия понимания причин экстремизма у людей, ответственных за безопасность страны, в том числе и силовиков.
Терроризм и его формы
Между тем, реагировать силовикам республики в самое ближайшее время придется, возможно, на новые экстремистские угрозы. К примеру, на терроризм скрытый. Газета «Новости недели» провела расследование случая распространения в Алматы литературы антисемитского содержания. Журналист рассказывает, что купил пару книг в обычном книжном магазине, случайно обратив внимание на названия: «Это должен знать каждый русский, казах и чеченец» и «Всемирный русский конгресс (основные положения)». В этих изданиях участники Всемирного русского конгресса предлагают срочно начать борьбу с евреями, которые виноваты во всех бедах русского человека. Не стесняясь в выражениях, авторы брошюр обвиняют евреев во всех смертных грехах и бедах человечества. А также призывают «подняться на борьбу с еврейством».
Филиалы Великого русского конгресса, оказывается, действуют в четырех странах, а штаб-квартира организации находится в Казахстане. Внимательно познакомившись с изданиями великороссов, в редакции «Новостей недели» сделали вывод: господа из ВРК призывают к разжиганию межнациональной розни. Призывают и разжигают, а в Комитете национальной безопасности реагируют на это абсолютно спокойно. Книга находится на прилавках магазинов (по крайней мере, пока). Видимо, недосуг ответственным структурам. По крайней мере, этот факт доказывает одно — неготовность силовиков к борьбе с новыми возникающими угрозами. И неизвестно, ограничатся ли великороссы и иже с ними только выпуском безумных брошюр. Что говорить о банальной пропаганде, когда над миром повисла угроза терактов против евреев в каждой стране мира.
Террорист у дверей
В конце ноября скандал разразился не в малом городе, а в самом крупном. В Алматы около пятидесяти молодых людей провели акцию протеста. Перед этим они молились в мечети. А, выйдя на улицу, превратились из праведных поборников Ислама в нарушителей общественного порядка. Молодежь протестовала против действий президента Узбекистана в отношении мусульман.
За день до этих событий Астана выдала Ташкенту двух его граждан. По версии властей, молодые люди — активисты Исламского Движения Узбекистана. Любой человек, следящий за новостями, найдет связь между этими событиями и, несомненно, ошибется. Обратим внимание на действия силовиков по обезвреживанию террористов. Алматы — чрезвычайно спокойный в отношении проявлений экстремистов город (отсутствие почвы в больших городах). И просто необходимо его встряхнуть, чтобы и здесь помнили и знали — террорист у двери — бойся, но знай, мы тебя обязательно защитим. Акция была не Бог весть что, но оперативность реакции на нее со стороны силовиков просто поразила. Оперативно обезвредили нарушителей порядка, правда, дав возможность прессе пообщаться с парой-тройкой участников акции. Оперативно распространили комментарии полиции. Неизвестна только судьба протестовавших. А все остальное сделано чисто и ладно. Город вздрогнул и испугался. И поверил в силу своих спецслужб.
Борьба на убывание
Есть еще одна причина усиленной активности казахстанских спецслужб в отношении экстремистов и она, по нашему мнению, не менее весома, чем все остальные. Руководители Комитета национальной безопасности в республике, как по заведенной схеме, меняются раз в два года. Иногда председатели КНБ на своем посту сидят чуть дольше. Сейчас как раз «подходит срок» нынешнего главы силового ведомства — Нартая Дутбаева. В декабре будет два года, как он руководит КНБ. И самое время ему и его команде задуматься о мерах, которые бы помогли им остаться на своих местах. Обезвреживание организованных террористов пришлось весьма кстати. Возможным преемникам вряд ли удастся быстро разобраться в сложных технологиях борьбы с экстремизмом. Понадобится время и новые усилия, чтобы понять необходимые тонкости. А нынешняя команда хорошо знает свое дело и ее уход в «сложный момент» становится несвоевременным.
Особые игры особых людей
Игра, которую ведут с государством спецслужбы, получается чересчур замысловатой и пугающей своим вероятным финалом. Во-первых, остается без ответа вопрос о готовности к реальной борьбе с терроризмом. Если экстремисты все-таки есть, то, наверняка, скоро они перейдут от распространения листовок к более активным действиям и будут ли готовы наши спецслужбы к такому повороту событий? Во-вторых, PR силовиков выходит двусторонним, чтобы не сказать, что он выходит боком всей стране. Откровенная реклама Комитета национальной безопасности и ее сотрудников приводит к раскрутке имен радикальных организаций, которые уж если до сих пор не пришли, то обязательно вот-вот нагрянут. А почву им уже подготовили. Лихо почти разбудили. Населению сообщили не только о названиях организаций, но и об их целях. А значит, сочувствующие обязательно найдутся.
Удивляет, что в КНБ этого не понимают. То ли совсем не осталось специалистов, разбирающихся во внутренней и внешней политике, то ли эта игра придумана неслучайно?
И параллели приходят в голову далекие от оптимизма. В Кыргызстане несколько лет назад силовики, набивая себе цену, тоже очень много говорили об угрозе экстремистских проявлений на юге. И экстремисты не заставили себя долго ждать. Причем, с их появлением возник, прежде всего, вопрос о состоятельности спецслужб.
В Казахстане о проблеме терроризма тоже активно говорят. Совсем не хочется думать, что кыргызский сценарий повторится и у нас. Кто поручится, что спецслужбы Казахстана в подобной ситуации проявят себя значительно лучше, чем силовики соседней страны?