Никто не хотел вымирать - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Никто не хотел вымирать

Никто не хотел вымирать

Сладкий воздух свободы сыграл с нами злую шутку. Нахлебавшись его, большинство из нас оказались в чистом поле и без портков. И главное, неизвестно - откуда ждать помощи?..

  • 13 Декабря 2003
  • 826
Фото - Caravan.kz

Тут нельзя не отметить, что многие из нас оказались «на воле» не по своей воле. Такая тавтология произошла из-за того, что, не достроив социализм, мы отправились строить капитализм. А локомотив реформ так лихо набрал ход, что внушительная часть казахстанцев просто не успела запрыгнуть на подножку уходящего в светлую даль состава.
Да, что уж там говорить, если сегодня даже работодатели (т.е. капиталисты) сами просят, требуют более тесного сотрудничества с властью? Сами понимаете, каково же ныне тем, кого государство «перепрофилировало» в шоп-туристов, а капиталисты никак не могут их из этого «бизнеса» вытащить.
А все потому что, в свое время государство попросту отказалось от опеки таких отраслей промышленности как легкая, деревообрабатывающая, машиностроительная. Кому и что в этот момент ударило в голову, — уточнять не буду, — что сделано, то сделано. Замечу лишь, что эти отрасли, не только перспективны в любой экономике, они и еще и успешно функционировали в нашей стране!
Вот и остались мы на углеводородной «игле»…
И ладно бы правительство, признав свои огрехи в «новой экономической политике», стало бы сегодня возрождать эти отрасли, опираясь на чемпионские макропоказатели. Но нет, дальше слов о диверсификации промышленности ничего не идет. Слов красивых и душевных — много; подкрепляемых красивыми схемами и графиками. И… все.
Дошло до того, что недавно состоявшаяся очередная 6-я ассамблея Конфедерации работодателей республики чуть ли не полностью была посвящена проблеме сотрудничества с властями именно в деле реанимации легкой, деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.
На этом мероприятии было с удивлением отмечено, что сегодня у государства нет даже самого захудалого комитета или агентства (не говоря уже о министерстве!), который бы хоть как-то определял и координировал стратегические интересы экономики страны в этих отраслях. То есть, на уровне госменеджмента просто не осталось специалистов, которые бы понимали, что же происходит в этой сфере промышленности.
Отсюда и неувязки при подготовке различных госпрограмм; отсюда и повальное ветшание основных фондов в вышеупомянутых отраслях; отсюда не совсем нормальная налоговая политика по отношению к ним.
Понятное дело, что менеджерских и материальных успехов правительственным чиновникам легче всего достигать, тесно опекая сырьевые отрасли. Но ведь есть еще и здравый смысл, который должен подсказывать: простых граждан республики нефтью и газом не накормишь. А, значит, надо развивать те отрасли, которые тоже дают неплохую экономическую отдачу. То есть, надо помогать капиталистам (читай — работодателям) развивать подобные производства. Помогать создавать им рабочие места. Тогда и простые казахстанцы будут сыты, и головы у чиновников будут целы.
Сегодня, когда власть на словах поворачивается лицом к местным производителям (а не только к добывателям), думается, пришло время серьезного общественного давления на правительство, — с целью добиться перехода от слов к делу.
Вопрос-то, действительно, судьбоносный. И касается он не только сокращения безработицы, и увеличения материального благосостояния населения. Речь идет о том, что, развивая различные виды производства, государство тем самым развивает и собственную нацию. Потому как нации иждивенцев, или нации стригущих купоны со своих природных богатств, — такие нации неминуемо вымирают.
И примеров тому в истории — сотни.