Казнить РУ нельзя, помиловать! - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+5 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казнить РУ нельзя, помиловать!

Казнить РУ нельзя, помиловать!

Часть первая

  • 15 Ноября 2006
  • 1193
Фото - Caravan.kz

Отношение Европейского Союза к Узбекистану в целом, и к андижанским событиям, в частности, напоминают отношение родителей к избалованному ребенку.
После того, как Ислам Каримов напрочь отказался от независимого международного расследования, в течение долгого времени старался заполучить андижанских беженцев, устроил настоящую охоту на неправительственные организации, Европа отреагировала.
Санкции, которые выразились в запрете 12 высшим должностным узбекским чиновникам легально въезжать на территорию Евросоюза, приостановлении всех неполитических контактов и эмбарго на торговлю оружием, были разбавлены озабоченностью европейцев репрессиями в отношении узбекских правозащитников, увеличением числа ограничений на деятельность неправительственных организаций. Евросоюз также потребовал от узбекского руководства принять активные меры по демократизации страны.
За полтора года, прошедшие со времени андижанских событий, позиция Узбекистана не претерпела коренных изменений.
На пресс-конференции в Брюсселе после завершения заседания Совета по сотрудничеству Евросоюз-Узбекистан министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов подтвердил, что позиция его страны по отношению к андижанским событиям осталась неизменной, чем, в принципе, исключил вероятность проведения какого бы то ни было международного расследования.
При этом он сослался на то, что Узбекистан, будучи независимым, суверенным государством, обладает всеми необходимыми средствами для проведения полномасштабного расследования трагических событий, произошедших в Андижане, и имеет полное право самостоятельно принимать решения, относящиеся исключительно к его внутренней компетенции.
Также глава внешнеполитического ведомства Узбекистана подчеркнул, что его страну интересуют более близкие контакты с Евросоюзом, но отношения должны основываться на принципе «невмешательства».
Спустя полтора года позиция Евросоюза заметно смягчилась. На том же заседании Совета по сотрудничеству было заявлено, что обе стороны выразили готовность к возобновлению отношений. Министр иностранных дел Финляндии Пертти Торстилла (страна, председательствующая в Евросоюзе) сообщил о том, что найден компромисс по андижанскому вопросу. Согласно взаимной договоренности до конца 2006 года состоится встреча экспертов ЕС и Узбекистана, которые совместно обсудят и изучат материалы по андижанским событиям. При этом Торстилла заявил, что, несмотря на встречу экспертов, требование о проведении международного расследования остается в силе.
В данной связи возникают два вопроса: какие материалы официальный Ташкент намерен вынести на обсуждение и изучение европейских экспертов и насколько далеко готова пойти Европа в своей готовности очередной разыграть узбекскую карту?
О материалах, которыми готов поделиться официальный Ташкент упоминал на пресс-конференции Владимир Норов. Это, по его заявлению, материалы, собранные правоохранительными органами Узбекистана, которые в ходе своего расследования опросили 12 тысяч свидетелей и потерпевших, провели 3200 экспертиз, обнаружили и изъяли 9486 вещественных доказательств. При этом материалы уголовных дел составили 2800 томов. Так что европейским экспертам придется несладко.
Если такой вариант сотрудничества между Ташкентом и Брюсселем пройдет, то Узбекистан, сможет, сохранив полный статус-кво, отвлечь на неопределенное время мировое сообщество от реальных проблем Ферганской долины.
Евросоюз в своем нынешнем формате проглотит от Узбекистана любую пилюлю. В то время, как европейцы озабочены российской энергетической угрозой, пытаются в свете новых вызовов усилить свое влияние в Центральной Азии, официальный Ташкент набирается смелости чуть ли не шантажировать своих европейских партнеров.
Глава узбекского внешнеполитического ведомства Норов на той же пресс-конференции рассказал об успешно развивающихся отношениях Узбекистана со странами центрально-азиатского региона, Россией, Китаем, арабским миром. Но ключевым моментом встречи с прессой стало его заявление о том, что еще неизвестно, кому принятые Евросоюзом в одностороннем порядке санкции нанесли больший ущерб.
Между тем генеральный директор по внешним сношениям Совета Европы Энеко Ландабуру заявил, что «в жизненных интересах Евросоюза развивать отношения с Узбекистаном и другими странами региона в таких областях, как энергетика, транспорт и охрана природы». По его мнению, ЕС должен играть большую роль в Центральной Азии, ключевой страной которой является Узбекистан. И даже, несмотря на критический настрой специального представителя ЕС по Центральной Азии Пьера Мореля, Европа все больше склоняется к мнению, что кроме общечеловеческих ценностей существуют другие. Другие — это энергоносители, дефицита которых европейцы боятся больше, чем режима Каримова.
Заявление Владимира Норова имеет четко выраженный подтекст. Не хотите сближаться с Узбекистаном, пожалуйста, мы повернемся лицом к России и Китаю. Выработаем единую политику в сфере поставок углеводородов, и когда-нибудь методом энергетического шантажа добьемся еще большего, чем просто отмена санкций. Европейские представители узбекскую сторону поняли, и теперь предпринимают шаги к тому, чтобы каким-то образом под благовидным предлогом выйти из режима односторонних санкций.
Но принесет ли благодушие Европы мир и стабильность в Центральную Азию? Любое смягчение позиций под нажимом или откровенным шантажом официального Ташкента Евросоюза может сыграть роль бумеранга. Снаряд, выпущенный из рук, обязательно вернется к хозяину. Каким образом, можно спрогнозировать.
Попытки Евросоюза спрятать андижанскую проблему под сукно могут сказаться, во-первых, на доверии рядовых граждан Узбекистана к Евросоюзу, в частности, и вообще к Западу, в целом.
Активизация России и Китая в Узбекистане породили в них надежду на то, что российско-китайский капитал способен вывести узбекскую экономику из состояния долгосрочной стагнации. Сейчас заметно, что многим из этих надежд не суждено сбыться. Разочарование медлительностью русско-китайского тандема накладывается на ситуацию, когда в Узбекистане идет процесс обострения социальных проблем. И в данном контексте вмешательство европейцев вполне оправданно.
Но насколько данное вмешательство должно идти по пути смягчения требований по андижанской проблеме? Если Евросоюз все же решит окончательно выйти из режима санкций (а все идет именно к этому), то поддержку местного населения им не дождаться. Сфера влияния России будет расширяться, а сфера влияния ЕС уменьшаться до минимума.
Нет ничего хуже непоследовательности и шатаний. Именно к этому сводится политика Евросоюза в Узбекистане. Заигрывания с официальным Ташкентом выгодны исключительно правящей верхушке, и тем, кто за ней стоит. Они останутся на своих ключевых постах и продолжат линию, которая эффективна. Чем жестче отстаиваешь свои позиции, тем быстрее Европа сдается. Сейчас в Ташкенте среди обывателей все больше в ходу именно эта мысль.
И потом официальный Ташкент окончательно убедится в своей неуязвимости и правильности избранных приоритетов. Сотрудничество с Россией и Китаем будет продолжено еще в более широком формате, чем до этого. Оно будет играть роль дамоклова меча для ЕС.
Понимают ли это в Брюсселе, или делают вид, что не понимают? Пытаясь нащупать точки соприкосновения с Каримовым, они теряют больше, чем в конечном счете получат.
Как только режим санкций будет смягчен, это послужит сигналом официальному Ташкенту начать вторую стадию центрально-азиатской игры. В которой у ЕС не будет козырей.