Г-н Стивенсон — человек, давно известный в нашей республике. Он немало сделал для того, чтобы Казахстан узнали в Европе и только с положительной стороны.
В этом плане его роль можно, пожалуй, сравнить с той большой работой, которую делает в аналогичном направлении, хотя и несколько другой тематической стороны, иной большой европейский политик (и — забавное совпадение — тоже, как и г-н Стивенсон, однофамилец литературного классика), сенатор из Франции Монтескью.
Г-н Стивенсон много раз посещал зону бывшего Семипалатинского ядерного полигона, написал книгу об испытаниях атомного оружия на нем. Получившая название «Вечная скорбь — Ядерный дневник», она позволила собрать более 100 тыс. долларов, которые были переданы в качестве благотворительной помощи в детскую больницу и онкологический центр в Семипалатинском регионе.
За заслуги он получил звание почетного доктора наук Государственной Медицинской Академии города Семипалатинск, почетного профессора Семипалатинского Госуниверситета им. Шакарима. А в селе Знаменка в этом регионе, «наиболее пострадавшем от испытаний населенного пункта», для которого он собрал 5 тыс. долларов, улицу Ленина переименовали в улицу имени Струана Стивенсона.
«Высоко оценивая его глубокие знания о полигоне, правительство Казахстана… обратилось к г-ну Стивенсону с предложением стать личным представителем страны по вопросам экологии и окружающей среды, с последующем условием выпустить обширный отчет об экологических катастрофах Центральной Азии, вызванных воздействием человека, и большинство из которых стали прямыми последствиями деятельности Сталина в советские времена», — сказано в пресс-релизе. Окончательный отчет по этой работе г-н Стивенсон предполагает представитель на пленарном заседании ОБСЕ в Вене уже осенью текущего года. Он надеется, что сможет предложить не один, а несколько вариантов решений «большого количества значимых проблем».
Идея, сама по себе, благородная. Однако, каков будет КПД попыток ее реализации?
Судя по заявленным срокам — осень-2010 — у г-на Стивенсона на огромную работу осталось около полугода. Удастся ли за это время составить собственное, объективное и квалифицированное мнение по целому ряду сложных вопросов (тем более, что г-н Стивенсон на это время не слагает с себя полномочий евродепутата, а они, вероятно, тоже требуют времени)?
Или же ему придется полагаться на предоставленную с мест кем-то информацию, с риском для объективности и полноты картины? Судя по материалам пресс-конференции, по крайней мере, по некоторым из проблем, которые намерен затронуть в своей работе г-н Стивенсон, его нынешние представления требуют серьезной детализации. Хотя, конечно, все зависит от того, в каком стиле должен быть выдержан и какой глубиной обладать так называемый окончательный отчет осенью в ОБСЕ…
Но куда больший вопрос вызывает ранжир экологических проблем, предложенный г-ном Стивенсоном.
Никто не оспаривает важность проблем Семипалатинского региона, урановых хвостохранилищ или Аральского моря (кстати, в последнем случае у Казахстана уже есть и достижения, о которых, почему-то, упомянуто не было). Как и негативную роль Сталина практически во всех процессах, имевших место на территории бывшего СССР в его эпоху.
Но с той поры в стране образовалось очень много других слабых мест.
Некоторые из них на сегодняшний день не менее остры, чем поставленные шотландским политиком во главу угла его работы.
Можно вспомнить, например, ртутное загрязнение рек северного Казахстана. Или печальную судьбу предгорий юго-восточного региона страны, чреватую серьезными оползнями. Да и, казалось бы, вполне логично было услышать от г-на Стивенсона хотя бы упоминание о тех проблемах, которые привели к недавней трагедии в Кызыл-Агаше.
Может быть, данные проблемы представляются слишком локальными для уровня доклада на пленарном заседании ОБСЕ. Но есть и другие. Например, с точки зрения европейского политика, в том числе, работающего над имиджем Казахстана в Европе, наверное, правильно было бы обратить внимание и на деятельность западных, в том числе, британских, нефтегазодобывающих компаний, в Казахстане. Ну, например, вспомнить печально известный поселок Березовка в Западном Казахстане… Кстати, еще один интересный факт — географическая широта Березовки в ЗКО очень близка к широте Знаменки в ВКО.
Почему все эти, как и многие другие, проблемы, не нашли отражения в выступлении г-на Стивенсона? — спросили его на пресс-конференции.
Из ответа напрашивался вывод о том, что г-н Стивенсон не сосредотачивает свое внимание на тех вопросах, которые, «наверное, важны», но «не будут вызывать в будущем конфликта в мировом масштабе».