Нам поможет "зеленый рюкзак" - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нам поможет "зеленый рюкзак"

Нам поможет "зеленый рюкзак"

Станет ли экология новым школьным предметом? Удастся ли ей "подвинуть" другие предметы в сетке Государственных стандартов? Изменится ли законодательство в области образования в пользу экообразования?

  • 30 Января 2004
  • 1618
Фото - Caravan.kz

Что по этому поводу думают Министерства образования и охраны окружающей среды РК? Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА) при поддержке ОБСЕ заявил о запуске в Казахстане проекта «Содействие развитию экологического образования в системе средней школы».
Как утверждают разработчики проекта, пришло время серьезно посмотреть на экологические проблемы и научиться не создавать экологических рисков, чтобы потом не пришлось их устранять.
Как это сделать? Нужно воспитать новое поколение экологически грамотных людей. Все это понимают. Но что самое приятное, все усиленно двигают экологию в образование: и чиновники, и политики, и экологи.
Татьяна Шакирова — руководитель проекта по Центральноазиатскому региону говорит, что решение об экологическом образовании было принято на самом высоком уровне еще в 2001 году.Тогда Министерство экологии РК и парламент проводили совместную коллегию по образованию, где уделили данному вопросу максимум внимания. В 2003 году родилась программа по экообразованию в странах Центральной Азии. В прошлом году в Бишкеке была встреча представителей пяти стран ЦА, на которой была принята общая декларация. В документе говорилось, что экологические проблемы — общие, значит, и решать их надо сообща. После чего была создана региональная международная рабочая группа из 13 человек. Она подготовила проект по экообразованию.
В мае в Киеве состоялась встреча министров образования, где на их рассмотрение был представлен большой обзор экопроблем. После Киева рабочая группа подала пять заявок в каждую из пяти центральноазиатских стран с предложением начать работать над программой по внедрению в образование экологических знаний. Казахстанское отделение ОБСЕ первым откликнулось на это предложение. И вот результат.
Сегодня мы говорим об «экологической прививке», которую намереваются в качестве эксперимента сделать в нескольких школах городов Алматы и Караганды. Старшеклассники будут изучать экологию. Но это будут не отдельные самостоятельные предметы по экологии. Курс экологических знаний пройдут педагоги смежных предметов: по химии, физике, географии, биологии. Каждый из них сможет дополнить знания по своему предмету экологическими выкладками, которые уже подготовлены специально для учителей и оформлены как курсы повышения квалификации. Заготовлен большой банк информации в виде книг, видеоматериалов, фото, таблицы — все это будет предоставлено в помощь учителям, которые захотят принять экологическую культуру и привнести ее в свой профильный предмет.
На встрече в Алматы, посвященной обсуждению данного проекта, представители Министерства образования уже сказали свое первое слово по поводу методологической основы проекта.
Он действительно научен. Министерство образования, одно из первых увидевшее пособие для учителей — как будущий учебник в помощь учителю — вынесло свой вердикт, признав его пособием нового поколения, которое обязательно будет рекомендовано Министерством средним школам. В настоящее время пособие находится на экспертизе в Министерстве экологии.
Кто и как написал это пособие по экологии? Памятуя страшную эпопею с учебниками нового поколения, теперь любая новая книга вызывает сопротивление. Однако как уверяют разработчики проекта — их пособие — приятное исключение. Почему? Потому что речь идет не только о книге по экологии, это целый образовательный модуль, предложенный в помощь освоения темы… учителям (не ученикам, а учителям).
Сначала педагоги должны получить нужные знания, а потом уже очередь дойдет и до учеников. «Кроме того, учебная литература по экологии действительно умная, интеллигентная, современная. Над пособием работал авторский коллектив Центра вместе с зарубежными специалистами, в частности представителями Британского совета и неправительственной британской организацией обучения на природе, — говорит Татьяна Шакирова. — Кроме того, в пособии использованы наработки и материалы, собранные Дмитрием Кавтарадзе, тренером международного класса в области устойчивого образования в экообразовании, профессором МГУ. Когда он последний раз приезжал в Казахстан и проводил семинар для Центральноазиатских стран, привез с собой настоящий походный «зеленый рюкзак».
Он был набит пакетами документов, над которыми автор работал в течение десяти лет. В материалах были представлены — разработки экологических игр для детей, обучающие материалы нового образца, интерактивные методики. Пособие составлено таким образом, что экологические проблемы видны в свете политических, экономических, социальных и чисто бытовых проблем. Учебник заставляет думать взрослых и детей над многими банальными на первый взгляд вопросами».
В настоящее время Центр получил грант на перевод данного пособия с русского на казахский язык. Также получено большое одобрение из Великобритании. Запад официально разрешил распространить пособие по всем пяти Центральноазиатским республикам. В общем, с учебной литературой у нового предмета не будет проблем. А вот с законодательной базой страны трения могут возникнуть с первого дня существования.
Понимая это и предвидя сложности такого характера, разработчики проекта внесли в его работу несколько позиций.
Одна из них полностью посвящена анализу существующих законов в области образования так или иначе затрагивающих вопросы экологии. Юристы должны будут подготовить перечень поправок к законодательству, которые помогут поднять статус экологических знаний. Хорошо бы вообще издать новый закон.
Но региональный Центр прекрасно понимает, что он не обладает такими полномочиями, как инициация законов. Кроме того, неблагодарное это дело — писать законы.
Поэтому было решено, что рекомендации к уже существующим программным документам будут более уместны, и как уверены разработчики, более эффективны. Слишком долго у нас в стране пишутся законы и еще дольше принимаются.
Поправки доходят до места назначения быстрее и надежнее. К тому же при обсуждении этого вопроса министерские чиновники признались, что у нас неплохое законодательство, но оно не работает в силу существующих несоответствий. Если предложенные поправки устранят несоответствия, и законы заработают, то новый статус экологическим знаниям в стране будет обеспечен автоматически.
Ну, что, все вроде бы логично. Но смущает будущая расплывчатость экологии, которую будут преподавать в рамках других предметов. Не потеряется ли рациональное зерно? Разработчики, согласны с опасениями, однако выбора нет. Они не могут изменить образовательные стандарты и предложить старшеклассникам изучать еще один дополнительный предмет. Хотя когда вспоминаются результаты исследований влияния окружающей среды на здоровье человека (люди занимались наукой по много лет и досконально изучили проблемы Балхаша, Сорбулака, онкологии) становится страшно и непонятно, что может быть важнее жизни самого человека? Неужели математика…