Казахстан и ОАЭ: перспективы сотрудничества - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан и ОАЭ: перспективы сотрудничества

Казахстан и ОАЭ: перспективы сотрудничества

Недавно Объединенные Арабские Эмираты посетил с официальным визитом президент Республики Казахстан Н. Назарбаев.

  • 26 Января 2004
  • 4266
Фото - Caravan.kz

Этот визит являлся третьим по счету за последние семь лет (первый визит казахстанского главы государства состоялся в 1998 и второй — в 2000гг.).
Дипломатические отношения, которые были установлены между Казахстаном и ОАЭ в 1992 году в большинстве своем преследуют собой экономическую выгоду для Казахстана и геополитическую — для Объединенных Арабских Эмиратов.
Страны Персидского залива достаточно близки к республикам Центральной Азии. И проблемы общие: безопасности, борьбы с международным терроризмом, наркотрафиком.
Что же собой представляют Объединенные Арабские Эмираты? И почему это государство в последнее время уделяет пристальное внимание Казахстану?
Объединенные Арабские Эмираты — государство, расположенное в Юго-Западной Азии на северо-востоке Аравийского полуострова у берегов Персидского и Оманского заливов. Территория — 84 тыс. кв. км. Население 1.4 млн., в основном арабы. Коренное население составляет примерно 300 тыс., остальные — выходцы из Пакистана, Индии, Ирана, Йемена и ряда стран Африки. Государственной религией ОАЭ является ислам.
По государственному устройству ОАЭ представляют собой конфедерацию, образованную в 1971 году и состоящую из семи эмиратов, каждый из которых имеет одноименное название с основным городом: Абу-Даби, Шарджа, Дубай, Аджман, Умм-аль-Кувэйн, Рас аль-Хайма и Фуджейра. Каждый эмират имеет свое правительство и подчиненные ему службы. Главой государства, президентом, в настоящее время является Его Величество шейх Зайид Бен Султан аль-Нахайан, правитель Абу-Даби.
Ответ на второй вопрос можно найти внутри ОАЭ, а вернее в экономических и национальных интересах Абу-Даби. Так, за прошедшие десятилетия доходы от продажи нефти позволили ОАЭ совершить настоящую экономическую революцию внутри страны: создана современная промышленность, оснащенная по последнему слову техники, сельское хозяйство, опирающееся на новаторские разработки, собранные со всего мира.
Интерес к ОАЭ со стороны мирового сообщества лежит только в нефтяной отрасли, так как Абу-Даби является обладателем огромных запасов нефти, которая стала после 1957 года (год открытия промышленных запасов нефти) отправной точкой небывалого развития экономики региона, что позволило ОАЭ всего за три десятилетия войти число передовых стран мира.
В настоящее время, несмотря на нефтехимическую отрасль, которая занимает значительное место в экономике страны, около 80% всех доходов ОАЭ приносит торговля, что составляет $23 млрд. в год.
Абу-Даби поддерживает постоянные контакты с Астаной. Объединенные Арабские Эмираты положительно отнеслись к созданию на территории Центральной Азии Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Не акцентируя свое внимание на политической ситуации в Казахстане и Центральной Азии, Абу-Даби имеет намерение интегрирования значительных инвестиций в Казахстан. Это стало заметно с 2001 года, когда внешнеторговый оборот между Казахстаном и ОАЭ составил $363,2 млн., в том числе экспорт — $330,1 млн., импорт — $33,1 млн. За первое полугодие 2002 года товарооборот Казахстана — ОАЭ составил $318 млн.
В настоящее время Объединенные Арабские Эмираты являются основным торговым партнером Казахстана в районе Персидского залива. Однако значительные финансовые средства, выделяемые ОАЭ, направляются не на поднятие экономики Казахстана, а на строительство Астаны.
Так из финансовой помощи в размере 15 миллионов долларов, выделенной Абу-Даби, большая часть средств направлена на развитие левобережья новой столицы Казахстана, в первую очередь — на строительство Дворца Президента. Здесь уместно отметить и проект разработки мастер-плана г.Астаны, осуществленный саудовской компанией «Сауди бен Ладин Групп», стоимостью $12 млн.
Кроме этого, существуют договоренности с Объединенными Арабскими Эмиратами и Государством Катар на строительство, дворца Президента РК и Исламского центра, включающего в себя как соборную мечеть, так и медресе. Стоимость этих двух проектов по некоторым расчетам составит около $70-80 млн.
Справедливости ради нужно отметить, что на проекты по развитию новой столицы Казахстана — Астаны была направлена целевая безвозмездная финансовая помощь от многих государств Арабского мира: Государства Оман ($10 млн.), Королевства Саудовская Аравия ($15 млн.), Государства Кувейт ($10 млн.). В этом направлении наиболее активными выглядят представители Исламского банка развития, Кувейтского фонда арабского экономического развития и Саудовского фонда развития, которые выразили интерес в софинансировании и предоставлении технической помощи, суммарный взнос которой составляет 150-170 млн. долларов США.
С одной стороны данная помощь является позитивным моментом в развитии межгосударственных связей Казахстана с Арабским миром. С другой стороны инвестиции, носящие односторонний характер не могут не настораживать. Если страны буду вкладывать инвестиции в какую-либо сферу экономики Казахстана, не приносящую им политической или экономической выгоды, то они фактически не увидят результаты этих финансовых вливаний. А при финансировании строительства столицы Казахстана, главы государств при каждом посещении Астаны могут апеллировать своими вкладами в развитии суверенной республики для заключения тех или иных контрактов с казахстанской стороной.
Это полностью соответствует восточным традициям, когда тот, кто помог возвести дом, считается почетным гостем, перед которым открыты двери и сердце хозяина.
Одной из основных причин, побуждающих страны Арабского мира, в том числе и ОАЭ, оказывать внимание и помощь Казахстану является нефтегазовые месторождения.
Все встречи между странами Арабского мира и Казахстаном на различных уровнях в той или иной мере затрагивают вопросы, связанные с нефтью. Это можно увидеть на примере визита делегации во главе с тогда еще наследным принцем княжества Абу-Даби, заместителем главнокомандующего вооруженными силами Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) шейхом Халифа Бин Заида Аль Нахаяном.
Когда делегация посетила Актау не только с целью знакомства с социально-экономической ситуацией в Мангистауской области, но и также для обсуждения вопросов инвестирования нефтегазового сектора. Как следствие этого одно из перспективных южных направлений экспортного трубопровода стало исследоваться эмиратской компанией «Даббах групп холдинг», а компаниям региона переданы права недропользования по нескольким блокам на шельфе Каспийского моря.
Объединенные Арабские Эмираты, также как и многие страны убеждены, что Каспий может дать еще 40 млрд. баррелей нефти, а по более оптимистической оценке — 65 млрд. баррелей промышленных запасов нефти. Отсюда и столь трепетное внимание Абу-Даби к Астане и ее облику. Понятно, что руководство Объединенных Арабских Эмиратов осознает, что нефть имеет свойство заканчиваться, даже если она присутствует в большом количестве.
Поэтому стратегически правильным для руководства ОАЭ будет выбор рационального использования отечественных нефтяных ресурсов. И в этом случае Казахстан с его пока еще значительными запасами природных ресурсов представляет собой достойную замену арабским месторождениям.
Абу-Даби в настоящее время выбрал тактику сохранения своих запасов и использования недр других стран, которые не только не задумываются о долгосрочных перспективах, но и идут на контакт в решении проблем Объединенных Арабских Эмиратов.
Создается парадоксальная картина в области сотрудничества стран Арабского мира с республиками бывшего СССР. А в целом — впечатление, что контакты между Центральной и Юго-Западной Азией возможны только в области нефтегазовой промышленности. При этом республики Центральной Азии находятся в заведомо более проигрышном положении, чем их партнеры по бизнесу.