Карьера: ступеньки или лифт? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+24 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Карьера: ступеньки или лифт?

Карьера: ступеньки или лифт?

Блестящая карьера. Еще каких-нибудь двести лет назад это словосочетание было столь же привычно и часто употребляемо, как "человек чести" или "порядочное общество".

  • 24 Апреля 2008
  • 1466
Фото - Caravan.kz

Карьеру делали по-разному. Маленький чиновничек мог годами корпеть над бумагами, надеясь, что его усердие будет замечено, и высшей мечтой своей лелея место делопроизводителя. Иной же светский вертопрах в пять минут получал роскошную должность только потому, что ухитрился родиться с нужной фамилией.
Сегодня слово «карьера» отнюдь не устарело, хотя контекст, естественно, другой. Что же мы, современные люди, подразумеваем под этим процессом — делать карьеру?
Из чего, из каких материалов она сработана — лестница наверх? Как достичь успеха и каким героям улыбается госпожа удача?
Сколько эпох, сколько в одну эпоху живет поколений, сколько в одном поколении разных людей — столько и точек зрения на этот счет.
И все же социологи центра «Икс плюс» смогли найти в этой разноголосице некие закономерности, которые, в общем-то, можно назвать веяниями новых времен. Исследование основывается на данных опросов жителей Астаны и Алматы и, на мой взгляд, интересно тем, что охватывает разные социальные и возрастные категории.
Итак, если замерять проценты в целом, то у нас не так уж много оголтелых карьеристов и тех, кто ради заветной цели готов на все. Примерно 4 из 10 наших сограждан сообщили, что они вообще не строят планов ни на ближайшее, ни на далекое будущее. Плывут по течению — авось, куда-нибудь выплывут. Правда, львиную долю здесь составили люди преклонного возраста, чьи великие свершения, увы, остались в прошлом, а силы уже не те.
Но и среди тех, кому от 18 до 35 лет, как оказалось, 12 процентов на вопрос: «К чему вы стремитесь?» бесхитростно и пофигистически ответили: «Ни к чему».
Позицию «будет день — будет и пища» вполне принимают 25 процентов респондентов так называемого активного возраста — те, кому от 36 до 54 лет.
Добиваться успеха — дело, конечно, хлопотное. Для некоторых проще «сложить лапки». Во время опроса многие молодые люди продемонстрировали явно заниженную самооценку, мол, вряд ли таким, как мы, хоть что-нибудь в этой жизни светит, и лишь каждый десятый считал, что ему все по плечу. И вот что любопытно: чуть больше половины думают, что успех — закономерный результат сочетания труда и способностей. А почти треть, похоже, взяла на вооружение сказку про Емелю на печи. Удача, считают они, приходит сугубо «по щучьему велению», как результат счастливого стечения обстоятельств, и не более того. Во многих пособиях типа «Как добиться успеха» до сих пор приводятся набившие оскомину хрестоматийные истории об американских мальчиках, начинавших разносчиками газет или пиццы, а затем ставших владельцами издательских или ресторанных концернов.
В мыльных сериалах некрасивая, но до отвращения старательная горничная, в конце концов, усаживается в директорское кресло того самого отеля, где когда-то натирала зеркала. В ту пору, когда суверенное поле отечественного бизнеса было еще непаханой целиной, головокружительные карьерные взлеты происходили довольно часто и у нас. В переломные исторические моменты можно лишиться состояния или, напротив, стать обладателем солидного капитала в считанные месяцы, угодить из «грязи в князи» и наоборот.
В начале девяностых случалось, что по разным причинам людям приходилось начинать работу в бизнесе с позиций, которые были значительно ниже их потенциальных возможностей. Поэтому многие очень быстро как бы перерастали свои стартовые должности.
Нынче прорваться из пешек в ферзи не так-то просто. Но, как утверждают менеджеры по персоналу, шансы сделать карьеру в рамках одной компании есть и сегодня. Но постепенно, шаг за шагом. Понятно, что и головокружительные карьерные взлеты возможны. В динамично развивающейся организации это более вероятно, чем в стабильно функционирующей, где все позиции уже поделены. Сейчас компаний со стабильным бизнесом становится все больше, а возможностей быстро добраться до директорского кресла — меньше.
Тем не менее, существует ряд фирм, в которых в качестве кандидатов на руководящие должности вообще не рассматривают тех, кто в свое время не проработал на стартовых позициях. Высокие начальники обязаны начинать снизу, дабы представлять себе весь процесс целиком и грамотно руководить людьми.
Путь рядового сотрудника наверх непрост. Можно ли прийти к долгожданному финишу, не сойдя с дистанции где-то на середине? Известно, что сделать карьеру способен не каждый, а добиться быстрого продвижения по службе — тем более. Какими же качествами нужно обладать, чтобы начальство заметило усердие? Большинство HR-менеджеров ставят во главу угла талант лидера, умение работать в команде, открытость, энергичность, трудолюбие, хорошую обучаемость. По мнению психологов, быстрый карьерный взлет наиболее вероятен для людей предприимчивых и креативных, с авантюрной жилкой, всегда готовых предложить предприятию больше, чем требуется от рядового сотрудника. А вот шансов у людей системных, педантичных, скрупулезно выполняющих свою работу «от и до», — немного.
Многие компании, пришедшие на казахстанский рынок, исповедуют принцип promotion from within (продвижение изнутри). Попасть в такую фирму со стороны на должность из звеньев высшего или среднего менеджмента невыполнимая миссия. Сотрудников набирают только на нижние позиции и растят самостоятельно, с учетом требований внутренней корпоративной культуры. В таких фирмах шансы добраться до вершин значительно выше. Однако нельзя сказать, что карьерный рост сотрудников — дело рук исключительно их самих. Кадровый резерв необходим предприятию как воздух, поэтому логично стремление вкладывать силы и средства в обучение и развитие собственных перспективных специалистов. Помните, в «Служебном романе» герой Андрея Мягкова, «серенький» сотрудник статистического учреждения, мечтая о должности начальника отдела, говорит: «Да и вправду, засиделся я за этим столом. Чувствую себя переростком».
Частенько человек оказывается перед выбором: уйти в другую фирму на более высокую должность или остаться там, где он комфортно себя ощущает и ждать, когда же, наконец, в родном коллективе найдется подходящая вакансия. Увы, однозначного решения этой дилеммы нет. У крупных компаний в данном отношении есть существенное преимущество — чем больше персонала, тем больше направлений, которые нужно развивать. Нацеленному на продвижение по службе карьеристу (в хорошем смысле этого слова) всегда готовы что-то предложить. А вот средние и маленькие стабильные фирмы — не самый лучший полигон для карьерных взлетов. Бывает, что специалисты здесь вырастают быстрее, чем появляются вакансии. К тому же, вряд ли какая-то компания, чтобы сохранить пусть даже очень ценного и преданного работника, кинется платить ему больше, чем принято везде.
В итоговом заключении исследовательского центра общие цифры сухи, как гербарий. Зато во время бесед, по словам социологов, многие люди горячились, тема увлекала, толкала и к воспоминаниям, и к проектам. «Мы в свое время должны были окончить вуз, узнать производство с начала и до конца, чтобы потом нас назначили на высшую должность», — говорила шестидесятилетняя женщина.
А молодой выпускник университета, весьма востребованный на современном рынке труда IT- специалист, выводил гораздо более простую формулу успеха: «Хорошее резюме».
И молодым, и пожилым нужны квартира, машина, некий набор обязательных материальных благ. Но если старшим небезразлично, каким путем это достигнуто, то молодые, как явствовало из их ответов, подобными сложными материями не «заморачиваются». Не все ли равно, сам ты достиг успеха или тебе его «купили» родители, украл ты свои деньги или честно заработал, — ты добился своего, и ты король!
А неудачник пусть плачет. Старших коробит и то, что для молодых женщин все меньшим критерием «успеха» в жизни становятся дети и семья. Те же в свою очередь как будто бравируют тем, что хотят делать карьеру, писать книжки, обойтись без свадебной фаты и совершенно не слушать родительских советов.
Кстати, только что на мировые экраны вышла очень актуальная комедия под названием «Baby Mama» (в переводном варианте — «Ой, мамочки!»). Бизнес-леди Кейт пытается завести ребенка, не потеряв при этом возможности продолжить успешную карьеру. Молодая женщина, со страстью погруженная в работу, понимает, что еще немного времени — и рожать будет поздно. Чтобы совместить и то, и другое, она решает воспользоваться услугами суррогатной матери. Затем возникает… Впрочем, фильм вы посмотрите сами, я лишь приведу слова из интервью актрисы Тины Фэй, играющей главную роль: «Мне все это очень знакомо, потому что все мои подруги — отчаянные карьеристки, не желающие тратить время на беременность. Ну как же — это ведь целых девять месяцев рабочего года!». Тенденция крепнет и у нас: многие казахстанские девушки на первое место ставят трудовые достижения, а семью оставляют «на потом». Демографы говорят об этом с тревогой.
Прежние поколения считали естественным одолевать карьерную лестницу ступенька за ступенькой. Молодые предпочитают лифт, а еще лучше — вертолет. Старшие осуждают их за торопливость и неразборчивость в средствах, молодые не слушают или огрызаются. И вообще, считают молодые, это глупо — слишком упорно «стремиться к успеху». Достигать — можно, а карабкаться к вершине, отказывая себе во всем, — скучно… Мало ли как сложится жизнь, может, и не нужны будут твои заслуги никому. Зато самореализоваться, воплотить все свои планы в жизнь — такая игра, безусловно, стоит свеч.
…Общество меняется. На смену традиционно-казенным службам по трудоустройству пришли рекрутмент, газеты объявлений, целевые сайты, где можно просмотреть вакансии и оставить свое резюме. Причем бесплатно, тогда как в рекрутинговых агентствах за внесение в банк данных нужно платить порядка 1000-2000 тенге, а при устройстве на работу — от 8 до 15 процентов от первой зарплаты.
Пока что отечественные агентства не отличаются высоким профессионализмом — обычно они ведут отбор по формальным признакам. Главное — суметь «впарить» соискателя-клиента потенциальному работодателю, дать шанс на трудоустройство и получить прибыль.
В результате в компании направляется изрядное число слабых кандидатов. Интересно, что в развитых странах услуги по платному трудоустройству сейчас зачахли сами по себе или запрещены законодательно. Наше новое поколение в лице лучших своих представителей еще только начинает понимать, какой это эксклюзив — блестящая карьера за счет собственных мозгов.
Чем больше юных граждан осознает сию простую мысль, тем гуще будет их на ступеньках той самой лестницы, тем активнее начнут они двигаться.
А там, глядишь, и лифт пригодится.

Рисунок с сайта http://wciom.ru