Большая коптилка - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Большая коптилка

Большая коптилка

Согласно постановлению правительства РК №1372 от 15 января 2008 года, отечественный автотранспорт должен вскоре перейти на европейские экологические стандарты.

  • 27 Марта 2008
  • 1746
Фото - Caravan.kz

Цель — ограничить предельные нормы вредных веществ, выбрасываемых автотранспортом в атмосферу. С 1 января 2009 года стандарты «Eвро» будут вводиться и для автотранспортных средств, и для топлива к ним.
Миновав стадию «роскошь», автомобиль в наши дни — далеко не только средство передвижения. В прошлом году общее количество выбросов вредных веществ в атмосферу Алматы составило 185 тысяч тонн, и 161,3 тысячи тонн из них — сомнительная «заслуга» городского автотранспорта.
По данным экологической службы, основная часть этой ядовитой массы приходится на долю легковых автомобилей — 78 процентов, так как они составляют 88 процентов от общего количества автотранспорта города. Автобусы вносят свои 14 процентов, грузовики — 8. Проблема постепенно перестает быть головной болью исключительно крупных городов. К примеру, в разработанном на днях реестре экологических проблем Западно-Казахстанской области особо отмечено загрязнение воздушного бассейна автомобильными выбросами. «Сегодня их удельный вес составляет 57 процентов от валовых выбросов в экологию. Причина — в увеличении количества автомашин», — заявил начальник территориального управления по охране окружающей среды Роберт Суербаев.
Да, автомобили «буквально все заполонили». И поскольку пересадить горожан на велосипеды — вряд ли реально, решение об улучшении качества бензина кажется вполне логичным. Но здесь неизбежно встает другой вопрос: качество нефти. Для того чтобы ввести стандарты «Eвро», необходимо заменить оборудование на нефтеперерабатывающих заводах и изменить процесс изготовления топлива.
Наша нефть содержит много серы — это основной компонент, влияющий на процессы сгорания топлива в автомобиле и выброса вредных веществ в атмосферу. Из-за повышенного содержания серы страдает качество топлива. Таким образом, вновь прорисовывается классическая цепочка: нефть — бензин — природа. Нетрудно догадаться, какое из звеньев здесь самое зависимое и слабое.
Как известно, Казахстан входит в первую десятку государств мира по запасам нефти. 62 процента территории республики — нефтегазоносные районы, где открыто более 200 нефтегазовых месторождений.
Согласно прогнозам, запасы отечественной нефти на суше оцениваются в 7,8 миллиардов тонн, а в секторе Каспийского шельфа — 13 миллиардов. Ежегодный объем добычи нефти с газоконденсатом, по оценкам специалистов, к 2015 году может превысить 100 миллионов тонн.
Считается, что по перспективным запасам нефти Казахстан занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Отлично известно также, что добыча, транспортировка, подготовка и переработка углеводородных систем в нашей стране играют ключевую роль, являясь бюджетообразующей отраслью. Богата подземная кладовая — казалось бы, живите и радуйтесь, граждане, этому факту! Но все меньше поводов для радости в тех местах, где идет все более интенсивная добыча нефти. На каждую добытую тонну «черного золота» приходится 50-100 кубометров попутного газа, 200-300 литров воды. Особенно много в нефти присутствует хлоридов. Непросто ее добыть, непросто и довести «до кондиции».
По словам специалистов, среди технологических операций первичная подготовка углеводородных систем занимает ведущее положение по трудоемкости и материалоемкости. И не только по этим параметрам, но и по техногенному воздействию на окружающую среду, поскольку именно на этой стадии из нефти извлекаются так называемые нежелательные примеси. Они-то по ходу дела и выбрасываются в окружающую среду.
«В нефтедобывающих регионах Казахстана сложилась крайне неблагополучная экологическая ситуация из-за нефтяных загрязнений, которые наносят существенный вред здоровью населения этих регионов, — говорится в отчете республиканского научно-производственного центра «Экон». — Интенсивно загрязняются воздушный бассейн, грунтовые воды, разрушается и уничтожается почвенная оболочка, гибнут животные, птицы, рыбы. Основными причинами таких загрязнений являются аварийные и технологические выбросы из скважин, потери нефти из магистральных нефтепроводов при ее транспортировке. Наряду с ними существенный вред причиняют многочисленные озера так называемой амбарной нефти, образующихся в результате различных аварий в процессе добычи или трубопроводного транспорта нефти. Площадь, занимаемая самым большим нефтяным озером, достигает 70 гектаров, а глубина доходит до 2,5 метров. На предприятиях нефтегазовой отрасли ежегодно скапливаются десятки тысяч тонн отходов, по своим свойствам идентичные амбарной нефти. Установлено, что главными газообразными загрязнителями окружающей среды являются: углеводороды, сероводороды, диоксид углерода, оксиды углерода, азота и серы, сажа, меркаптаны; жидкими — нейтральные нефтесодержащие, солесодержащие, сернистощелочные, кислые и сероводородсодержащие сточные воды; твердыми — замазученный грунт, асфальтосмолопарафиновые отложения, нефтешламы, а также тяжелые металлы. Только в технологических процессах глубокого обезвоживания и обессоливания предприятие с мощностью 15-16 тысяч тонн перерабатываемой нефти образует 26-30 тонн нефтешламов».
Итак, уже в будущем году все АЗС в Казахстане должны продавать только те марки бензина, которые соответствуют европейским экологическим стандартам: с низким содержанием серы и бензола.
Собственно, теоретически перейти на новые нормы можно уже сейчас: под стандарт «Евро» адаптированы большинство иномарок и последние марки российских автомобилей с инжекторными двигателями, в которых установлены специальные датчики. Компактное устройство обеспечивает циркуляцию выхлопов, в результате чего снижается процент токсичного угарного газа. Уже есть автомобили с датчиками «Евро-3» и «Евро-4», но в наших условиях эти приспособления бесполезны. Наверняка каждый водитель знает, что на заправках бензин смешивают с дизельным топливом и продают как высокооктановый. По мнению экологов, давно пора создать независимую службу, которая бы производила замеры качества топлива на АЗС. Государство же должно законодательно взять процесс под свой контроль. Пока этого не произойдет, все благие помыслы так и останутся на бумаге.
…Лет двадцать назад, в Москве, на международном симпозиуме по охране окружающей среды я познакомился за брейк-кофе с одним из светил на мировом экологическом небосклоне Юджином Бьорком (в советском «девичестве» — Евгением Берковскимприм. авт). Американцы привезли документальный фильм о крушении в океане нефтеналивного супер-танкера, и никакой кофе, честно говоря, после этих кадров в горло не лез.
Птицы, увязшие крыльями в черном месиве — еще живые, пытающиеся взлететь…Детеныши нерп, агонизирующие от интоксикации… Не понимали, что происходит — об этом кричали их глаза, показанные крупным планом, без музыки, без комментариев… Фильм бил по нервам. Да и вообще данные по отравлению природы уже тогда приводились совершенно шокирующие. По молодости я задал американскому гостю глупый вопрос: «Можно ли что-нибудь сделать, чтобы как-то восстановить нарушенный баланс?» Седой ученый взял меня за рукав пиджака и весьма чувствительно дернул. «Вот сейчас я оторву к чертям рукав «с мясом», разорву вашу рубашку на клочки, потопчу все это хорошенько, подожгу, брошу в урну, залью кофе, кетчупом, а потом попрошу вас сделать все, как было. Даже порванную ткань невозможно реставрировать незаметно, а ведь мы говорим о глобальных вторжениях человека в окружающую среду. Таких бездумных и необратимых, после которых уже и штопать нечего».
Шли годы, совершенствовались технологии, совершались небывалые прорывы в различных сферах — мозг человеческий демонстрировал все новые и новые фантастические способности. Одно лишь у нас оставалось на уровне «авось, надолго хватит» — отношение к природе.
Я часто вспоминаю тот пример мистера Юджина — когда вижу спиленные вековые деревья и посаженные на их месте заведомо обреченные прутики. Не прибавляют оптимизма и круглосуточно полыхающие факелы на нефтеразработках, выносящие в атмосферу вместе с остатками сопутствующего газа тонны копоти и ядовитых веществ. Когда проезжаешь мимо подобных образчиков варварства, кажется иной раз, что снится жуткий сон в стиле «сюр». Проснешься — и нет безмолвной степи с красно-черными кострами в небе, нет «выхлопного» смога над городами…
Увы, это не сон, это — наша реальность.

Фото с сайта http://www.ng.ru