Часть первая
Интересная особенность: как только Назарбаев едет в Узбекистан, или Каримов засобирается в Казахстан, аналитики ждут-гадают, будет или не будет создан геополитический союз Астана-Ташкент.
Но чаще всего ожидания связаны с возможным запуском интеграционных процессов в регионе.
С точки зрения потенциальных возможностей эти две страны обладают возможностями, на базе которых можно конструировать любое региональное интеграционное объединение. С точки зрения политико-экономической целесообразности вопрос об интеграции выглядит слишком уж бледно.
Конечно, в политике не бывает случайностей. Каримов приезжает в Астану сразу после того, как там побывал киргизский президент Курманбек Бакиев. Надо полагать, Назарбаев не будет пытаться «изобрести велосипед» и вновь затронет тему центрально-азиатского союза, в состав которого могут войти Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан.
Аргументы казахстанского президента очевидны. «Минувшая зима, повлекшая за собой энергетический кризис, а теперь и продовольственный, — заявил «Независимой газете» Назарбаев, — показала, что назрела необходимость в серьезной региональной интеграции».
На сегодняшний день с открытой поддержкой очередной интеграционной идеи Назарбаева выступил его киргизский коллега Бакиев.
В ходе визита последнего в Казахстан Назарбаев сказал о том, что от интеграции выиграют народы всего региона. В какой-то степени эти слова можно адресовать и узбекскому президенту Каримову, который до настоящего времени предпочитал двусторонние отношения многосторонним. Причем, скепсис Каримова вполне понятен. Многие помнят его высказывание о том, что за последние 10 лет в рамках СНГ было создано несколько организаций, которые оказались нежизнеспособными. Узбекский президент имел в виду ЦАЭС, ЕврАзЭС и ЕЭП. «К сожалению, некоторые мои коллеги, чтобы достичь дешевого авторитета, разбрасываются различными лозунгами, — говорил Каримов, — высокопарно высказываются о сотрудничестве, но на самом деле ничего не делается».
История вопроса пропахла нафталином
Никто, по большому счету, и не сомневается в истинности постулата: объединение совокупных потенциалов центрально-азиатских стран превратит регион в реальный независимый субъект мировой политики. Но мало кто может остаться оптимистом в ситуации, когда оптимизм почти невозможен. Еще с середины 90-х годов прошлого века предпринимались неоднократные попытки интеграционные ожидания воплотить в реальность.
В данной связи достаточно вспомнить январь 1994 года, когда в Ташкенте Узбекистан и Казахстан приняли решение о создании Центрально-азиатского союза (ЦАС). Затем в июне того же года к ним присоединилась Киргизия. Структурно союз напоминал Евросоюз с органами наднационального интегрирования. В 1995 году созданы Государственный совет ЦАС, Совет министров иностранных дел и обороны. В период с 1994 по 1996 годы были разработаны и приняты 180 документов, имевших целью создать правовую базу под интеграцию.
1996 год стал одновременно и временем охлаждения отношений, когда стороны поняли, что не способны практически реализовать решения, принятые в рамках реализации интеграционного объединения.
1998 год можно охарактеризовать как период «возмужания» той же идеи. Региональные лидеры постепенно отказывались от глобальных проектов и пытались сосредоточиться на проблемах, решение которых могло стать основой для реальной интеграции. Создан Центрально-азиатский экономический союз (ЦАЭС) с подключением к процессу Таджикистана.
2001 год стал годом похорон идеи Ислама Каримова о переформатировании ЦАЭС в Центрально-азиатский экономический форум. Фактически предлагалось превратить объединение в своего рода «говорильню», чем-то напоминающую экономический форум в Давосе.
2002 год стал годом трансформации ЦАЭС/ЦАЭФ в Организацию Центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС).
В октябре 2005 года с целью привлечь Узбекистан в региональные структуры принято решение об объединении ОЦАС с Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС).
Реанимация идеи
В начале 2007 года Назарбаев вернулся к идее создания Центрально-азиатского союза. Понять казахстанского президента можно. Он уже вошел в историю как первый президент независимого Казахстана. Теперь настало время совершить качественный прорыв и в преодолении дезинтеграционных тенденций, исторически раздирающих регион.
Казахстан де-факто стал региональным лидером. В то время, как Каримов лишь находился на пороге решения, запускать реформы или не запускать, Акаев пытался перенести на киргизскую действительность западную модель без соответствующей адаптации, ныне покойный Ниязов закрыл страну от постороннего взгляда «за семью печатями», а тогда еще Рахмонов (не Рахмон) никак не мог найти общий язык со своим северным соседом (Узбекистаном), Назарбаев сумел модернизировать страну, построив банковскую систему на западный манер.
Сегодня уже видны огрехи копирования западных бизнес-схем, но исправлять недоработки куда легче, чем выстраивать все с нуля. В РК не только построена успешная по меркам СНГ финансовая система, но республика заявила о себе и как один из ключевых поставщиков углеводородов, привлекая к управлению страной ориентированных на Запад новых менеджеров.
Однако решить проблему региональной интеграции без Узбекистана невозможно. Со своей стороны, Каримов тоже понимает, что без локомотива интеграции — Казахстана — сдвинуть с мертвой точки процессы в Центральной Азии проблематично. Он приехал в Астану после того, как в декабре стал третий раз президентом Узбекистана. Многие наблюдатели говорят о том, что третий срок Каримова можно смело назвать ключевым этапом к бессменному правлению. Это можно называть как угодно, конституционной монархией, авторитарным режимом или каримовской республикой, однако от реалий убежать не удастся. Каримов будет управлять страной столько времени, сколько он сочтет нужным. И с этим придется считаться.
Все познается в сравнении
Говорить о том, что Каримов не хочет интеграции, было бы непростительной ошибкой. Еще несколько назад, когда Назарбаев в очередной раз озвучил интеграционную идею, именно Каримов ее оспаривал. Тогда официальная узбекская пресса ни словом не обмолвилась об идее, словно ее и не было.
Каримову тоже интересна идея организации союза сопредельных государств в регионе с тем, чтобы или возглавить ее, или на худой конец, получить сильные рычаги воздействия на нее.
Ташкент предпочитал строить свои отношения с соседями на двусторонней основе. Такой приоритет появился не случайно. Надо думать, он стал ответом на часто звучащие из Астаны интеграционные идеи. Мол, Казахстан хочет стать инициатором региональной интеграции. Пожалуйста, давайте, дерзайте, только без нас.
Назарбаев столь нежную струну узбекско-казахстанских отношений прекрасно чувствует. Причем, он не может опереться в деле создания интеграционной структуры на российский потенциал влияния в Центральной Азии. Сама по себе идея центрально-азиатской интеграции как раз и предполагает отсутствие в процессе России. Поэтому ни Путин, ни Медведев не будут поддерживать структуру, в которую Россию не собираются звать.
Трудно ожидать, что Ташкент раскроет свои объятия Союзу центрально-азиатских государств. В частности, узбекский политолог Рафик Сайфулин считает, что приоритетом страны сейчас является сотрудничество в рамках ЕврАзЭС. По его мнению, на данном этапе Каримов будет «присматриваться» к работе созданного в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза, в который вошли Казахстан, Россия и Белоруссия.
Однако «присматриваться» вовсе не означает поддерживать. Хотя и политологи время от времени ошибаются в своих прогнозах…
Продолжение следует
Фото с сайта http://www.liter.kz