Ледовое представление на маленькой площадке размерами с палубу авианосца, гонки и виражи на автомобилях по свежему льду, причем только на двух — левых колесах (правые колеса вращались в воздухе), а также дерзкие полеты на мотоцикле, слетающем с трамплина — все это происходило на очень крохотном скользком участке малого ледового катка величиной 30 на 60 метров!
Почти все трюки исполняли асы высокого уровня — чемпионы, каскадеры, мастера высокого класса, отличающиеся исключительной храбростью и молниеносной реакцией.
Автор задалась целью разобраться во всех подробностях ледовой премьеры и поэтому побывала даже на генеральной репетиции — с 22.00 до 02.45 — в ночь под Рождество, что дало уникальную возможность увидеть то, что не увидел больше ни один зритель, — полностью всю программу, которая, увы, не совсем получилась в идеальном варианте на самой премьере — 8 января.
Кроме того, удалось взять интервью у легендарного каскадера, за которым пришлось «охотиться» много лет, — он сумел уделить время лишь потому, что оказался в гипсе и впервые за 25 лет сидел в зрительском зале.
Забегая вперед, скажу что ледовое шоу прошло с триумфальным успехом, под бурные овации, под шквал аплодисментов и восторженные крики зрителей!
Но хочу напомнить, что сегодняшний зритель весьма избалован боевиками со множеством трюков, в которых участвуют каскадеры, однако было бы наивно забывать о том, что все дубли в работах над фильмами выполняются до сотни раз (и платят за трюки очень достойные деньги — до сотен тысяч долларов), а при монтаже фильма часть пленки вырезается: остаются самые лучшие, удачные кадры, тогда как «черновая работа» остается «за кадром», — зрители никогда её не увидят.
На этом фоне ледовое шоу алматинских каскадеров — весьма достойное зрелище, а билеты были проданы по очень скромным ценам, — по $ 4 — $ 6, тогда как за рубежом подобные спектакли стоят около $ 300.
Порой наши зрители платят заезжим певцам за пение «под фанеру» по $ 50, а здесь все трюки исполнялись «вживую», — и это было настоящее действо, неповторимое, захватывающее дух.
По сути, ледовое шоу на площадке 30х60 метров состоялось впервые в мире, именно у нас, в Алматы — исторический момент!
Однако автору удалось выяснить, отчего случились минусы — в буквальном смысле тоже, — перемороженный лед плохо отразился на качестве выступления…
Лед был залит, увы, для обычной тренировки хоккеистов…
«Безумство храбрых», — сказал бы Максим Горький. Но это шоу никак не может быть просто «безумством», — наоборот, это весьма детально и точно рассчитанное безумство, до каждого метра, до доли минуты, до винтика, до шайбочки, до шипа!
На ледовой арене Центрального стадиона южной столицы Казахстана произошло то, о чем мечтали давно, к чему каскадеры шли ни один год, а сам процесс подготовки конкретно к этой премьере занял около 4-х месяцев — 120 дней, хотя удалось потренироваться именно на льду только 3 вечера, — но зато каких!
Новогоднее интервью
Бог свидетель, случаются в жизни невероятные вещи: мне досталась в подарок на Новый год, вечером 1 января — яркая открытка — «Приглашение на ледовое шоу», подписанная лично президентом Ассоциации Каскадеров РК — Александром Тереховым.
Я знаю Александра, необычайно талантливого человека, уже много лет, и поэтому «Приглашение» меня сразу же заинтриговало, я решила непременно написать о шоу как можно более подробно.
Саша Терехов — прекрасный дельтапланерист и ас — мотоциклист, отличный автомобилист, да и просто обаятельный человек, и он не может оставить никого равнодушным, — его либо обожают (многие), либо (молча) завидуют. Ему всегда подражают мальчишки, которые видят его либо на полетах, либо на каскадерских шоу, и это очень важно: подрастающему юному поколению нужны живые кумиры, настоящие герои из реальной жизни.
А потому трудно переоценить то важное воспитательное значение, которое несет в себе каскадерское дело.
Мальчишки должны видеть перед собой достойный образец для подражания, а не только артистов в дамских париках и колготках, украшенных накладными ресницами, серьгами, перстнями, увы, напрочь лишенных мужской доблести и отваги.
Полагаю, Фонды развития молодежи РК должны оценить по достоинству тот грандиозный вклад в дело развития нашей молодежи, какой вносят каскадеры, формируя культуру и образ мышления, воспитывая в юных зрителях тот архиважный элемент человеческой духовной чистоты и элементарной порядочности, способность идти на риск ради успеха, закалки силы духа и воли к победе!
А вот, дорогие читатели, и первое блиц-интервью в 2006-м году в «Ассоциации каскадеров», где находились Александр Терехов и Владимир Тарабанько:
— Саша, насколько я помню, Вы давно хотели показать оригинальное ледовое шоу на льду, — план вынашивался много лет?
— Вынашивали, вот, «доносились» — (отвечает с юмором А. Терехов), мы задались этой целью, приступили к тренировкам, и шоу наконец-то состоится.
— Вам было не с кем проконсультироваться, потому что никто до вас этого не делал на такой маленькой площадке?
— На такой площадке никто еще не делал. Но вообще-то делал шоу на льду Василий Павлович Тарабанько, — он первый «шиповал» колеса, и теперь нам помогает, и подсказывает, как это все делать наилучшим образом, — он наш первый тренер, он нам всегда помогает.
— Но он организовывал ледовое шоу на большой площадке?
— На стадионе, а мы будем делать на хоккейном корте.
— Каковы его размеры?
— 30 метров в ширину, 60 метров в длину.
— На какой скорости будут передвигаться машины?
— На достаточно разумной, чтобы автомобиль мог ехать по льду и ни в коем случае не мог врезаться в борта ледового поля, где сидят зрители, все должно быть точно и правильно.
— Автомобили будут обыкновенные, без особого электронно-вычислительного оборудования, страхующих автоматических устройств?
— Да, самые обычные автомобили будут ездить по самому обычному льду, к тому же чаще — на двух колесах, что, согласитесь, необычно! Но колеса будут «шипованные», «шипы» — от ледовых мотоциклов для спидвея.
— Они продаются, вы их купили, или заказали на заводе?
— Нет, эти шипы нам дал Василий Павлович Тарабанько.
— Сколько такие шипы ориентировочно стоят сейчас?
— Около 2 долларов за шип.
— Сколько штук нужно на одно колесо?
— 60.
— Значит, на 4 колеса надо 240 шипов! Наверное, эти шипы из особой марки стали, скорее всего, российские?
— Да, шипы из стали особой закалки, и не китайские, а российские.
— А где выступал с шипами на колесах Василий Павлович Тарабанько?
— Здесь, на катке Медео. Видите, афиша «Федерации мотоспорта»: финал чемпионата мира по ледовому спидвею. Именно в честь открытия этого чемпионата состоялось ледовое шоу, в котором выступал Василий Павлович Тарабанько со старым составом группы «Сталь».
— В каком году?
— (Ответил Владимир Тарабанько, сын тренера) — это было в 1991 году.
— А в этом году он будет выступать?
— (снова Владимир Тарабанько). Он в этом году будет зрителем, он долго ждал этого момента, мечтал посмотреть с трибуны, как его воспитанники будут работать, так как у него, скажем случился такой нехороший момент, который заставил его сесть на трибуну.
— А он хотел участвовать?
— Владимир Тарабанько: Да, у него было очень большое желание участвовать.
— Что бы он «делал» в шоу, какой трюк исполнял?
— Владимир Тарабанько: Думаю, что «Ниву» он точно «зашиповал» бы и поставил бы на правую сторону.
— Это его «коронный номер»?
— Владимир Тарабанько: Да, на «правой стороне» немного людей умеют ездить на этой планете.
— Во сколько вам обошлись репетиции?
— Ну, это уже «секрет фирмы», будем так говорить.
— Сколько времени заняла подготовка?
— Около 2-х месяцев, но, если посчитать, что люди работали порой и днем и ночью, то в пересчете будет, наверное, как полгода.
— В прошедшем, 2005-м году вы ездили на гастроли?
— Нет, из Казахстана мы никуда в 2005 году не выезжали.
— Насколько всем известно, Александр Терехов ездил в Москву, на всемирный турнир рыцарей-каскадеров, где сумел вновь занять призовое место?
— Да, в 2004-м году я сумел хорошо выступить и занять второе место на фестивале «Прометей», в 2005-м — третье, исполнял рискованные трюки на автомобилях, — перевороты, сальто и т.д., после которых машина уже не подлежит ремонту, так как от неё остается груда металлолома.
Ночь накануне Рождества
И вот, вечером 6 января, изъявив желание непременно присутствовать на их репетиции (как оказалось потом — генеральной, — третьей), узнаю, что она состоится только после того, как лед освободят фигуристы, которые катаются после хоккеистов, то есть — тренировка каскадеров начнется в … 22.00 часа!
Это значит (еще одно новогоднее чудо) — буквально: в ночь под Рождество!
«Ночь перед Рождеством» у того же Н.В. Гоголя описана весьма красочно, но автору этих строк повезло больше, — уверяю вас.
Добираясь на репетицию, я решила зайти (как делали в России предки моей матушки) в храм, — Никольский Собор и поставить свечи за здоровье и удачу каскадеров
В 21.55 — приближаюсь к входу в ледовый зал дворца спорта им. Б. Шолака, а у входа — знаменитый каскадер, — сын Василия Тарабанько — Владимир Тарабанько (не Тарабайко! — как пишут ошибочно некоторые столичные корреспонденты) с группой своих каскадеров бурно обсуждает детали предстоящей репетиции. Узнав его, поздоровавшись, уже без сомнений вхожу в полутемное помещение, ведущее к более яркой, освещенной ледовой площадке, находящейся в центре холодного дворца.
Хотя бы 2 часа находясь в этом ледовом дворце, вы довольно быстро ощутите себя непрошенным гостем в угодьях Снежной Королевы (к концу тренировки мне пришлось вести запись в блокноте уже в меховых перчатках, а паста в ручке застывала).
Как же каскадеры работают с холодным металлом машин, если теплые человеческие руки имеют обыкновение прилипать к ледяной стали, а масло от мороза густеет в скрипящих механизмах автомобилей!
У кромки изрезанного хоккеистами и фигуристами ледяного поля стоят ярко раскрашенные машины каскадеров, — несколько «Жигулей» и черная красавица «Хонда», эффектно расписанная по всем правилам современного дизайна на суперменский лад.
Почти в центре катка — оригинальный мостик-трамплин из крепких досок, окаймленных прочным металлическим уголком. Сооружение это — плод фантазии и расчета Александра Терехова, сколоченный уже другим каскадером — Н. Вакуленко.
С разгона, на скорости заезжая на этот мостик — трамплин, мотоцикл способен «взлететь» в воздух с тем, чтобы пролететь над машинами, стоящими бок о бок, плотным рядом.
На розовой «Хонде» каскадер делает круги по ледовой арене, на виражах меняя угол наклона и почти касаясь одной ногой льда. Затем он исполняет трюк «езда на заднем колесе», а затем, уже разогнавшись, едет прямо на «мостик», откуда через секунду взлетает высоко, после чего приземляется, сразу же заворачивая влево, — так как до борта — уже рукой подать (в буквальном смысле).
После этого «полета» мотоциклист вновь делает то же самое, а затем снова едет на скорости, чтобы, взлетев с мостика, уже «пролететь» над стоящими вплотную друг к другу автомобилями. Отлично получается, — очень эффектный трюк, и от него в восторге даже сами каскадеры.
С этой же конструкции способны, разогнавшись, съехать и машины, «встать» затем на 2 колеса, то бишь почти «на бок», и обычно — на левую сторону, так как на правую сторону может ставить (пока) только один человек в Азии — Василий Павлович Тарабанько, который в эту минуту где-то сидит на трибунах, с костылями и гипсом на ноге.
Итак, машина едет по кругу ледовой площадки, делая захватывающие дух виражи на поворотах, затем, разгоняясь, стремительно въезжает уже на мостик, именно правыми колесами, когда левые колеса едут по льду, затем съезжает с мостика, продолжая движение только на «левой стороне», то есть на 2-х левых колесах. Трюк блестяще повторяется, все прекрасно получается!
Затем вновь едет следующая машина, делает вираж, и продолжает движение только на левых колесах, выписывая круги по арене. В этот момент на середину выходят каскадеры, среди них богатырь по имени Харламий Вавулиди, который в оговоренный момент удерживает автомобиль, после чего тот вновь едет. Причем всё также — на левых колесах!
Пьяный бы сказал: бред, но пьяных среди нас не было! Нам не мерещится, — это Володя Тарабанько ведет машину несмотря ни на что, невзирая на остановку, и, не падая на все 4 колеса, — ведет, опираясь лишь на два левых колеса.
При повторном «удержании» движущейся на левых колесах машины, теперь после захвата Харлампия стройные каскадеры быстренько взбираются на едущую машину, пытаясь изобразить из себя две статуи. Так, страх, который я, как зритель, испытывала за этих двух смельчаков, постепенно исчезает. Но это, оказывается, не всё, — пацаны быстренько снимают — «разувают» те колеса, которые «едут в воздухе», затем поднимают их вверх, после чего снова завинчивают, на прежнее место. Трюк оттачивается, всё повторяется, номер чудесно получается.
Вырывается из глубины зала черная красавица «Хонда», с ней рядом пристраивается белый «Жигуль» и вдруг начинается… «кордебалет» двух машин, с виражами, с брызгами из крошек льда, и при всем этом сумасшедшем ритме под яростную музыку оба водителя — и Саша Терехов, и Роман Ваганов прекрасно держат дистанцию, безупречно контролируя ситуацию и не сбиваясь с заданного темпа ни на секунду!
Это великолепный «снежный вальс» двух авто, точнее не вальс, вихрь, усыпанный шлейфом, как метелью из крошек льда, завихряющихся с яркой космической неподражаемостью вслед за машинами — черной и белой.
Красота во всех смыслах. Представьте еще, что обе машины расписаны по современным правилам «каскадерского дизайна»!
Но номер, где машину надо на полной скорости резко тормозить и разворачивать на 180 градусов быстро (якобы) ставить в «гараж», — то есть в воображаемый треугольник, края которого лишь обозначены живыми людьми, — Александр Терехов выполняет сам.
И, как я не старалась увидеть момент грубого касания хоть одного человека этой шустрой машиной, мне не удалось увидеть ни одной ошибки. Всё получалось хорошо, никого он не касался даже краешком, и даже как-то забывалось, что это всё происходит вообще-то на скользком, опасном льду. Голый большой тормозной путь, который всегда непредсказуем, но шипованные машины безопасно работали на пошарпанном хоккеистами льду, выдерживая и дистанцию, и темп.
Однако номер «волочение горящего человека» поверг меня в ужас. Вдруг узнаю в человеке инструктора-парашютиста алматинского аэроклуба Максима Молдованова, за плечами которого уже 1200 прыжков. Его, в «горящем» ковбойском снаряжении протаскивает машина, затем уже на самом краю арены «пожаротушители» с пеной из команды каскадеров прекращают процесс горения, и на льду остаются только следы от «адреналинового» трюка. Я подхожу к Максу: узнает меня или нет? Узнал, — значит в здравом уме!
Но вид «вращения» горящих колес по льду с голыми по пояс мужиками в такой холод — это вам не Рождественская елка!
Супермен с костылями
В зале без особого труда нашла легендарного человека, с которым мечтала познакомиться давным-давно, еще в то, советское время.
В полумраке, на холодном пластмассовом сиденье, прислонив два костыля к свободным спинкам переднего ряда, сидел рослый, плечистый джентльмен, полный сил и энергии и, несмотря на позднее время суток, совершенно невозмутимо, невзирая на дискомфорт из-за толстого слоя гипса на ноге, слегка укутанной в тонкое зеленое одеяло с картинками из сказки, делал замечания по сценарию шоу, внося коррективы в действо.
— Василий Павлович, вы не находите, что «ЭТО» — безумство, — слишком мала площадка и слишком скользкий лед для виражей на столь коротких дорожках, — машина не успеет повернуться, — существует такая опасность?
— Нет, все будет нормально, я уверен: никто их каскадеров даже не коснется бортика, но вот получатся ли удачно на 100 % все задуманные трюки!
— Вам довелось выступать на разных ледовых площадках мира, у Вас достаточный опыт, Ваше имя известно в каскадерском мире уже давно. А на все ли приглашения из разных уголков планеты Вы сумели откликнуться, сумели поехать туда и выступить, или еще не всё осуществилось (пока)? Из каких стран подобные заманчивые приглашения Вам приходили?
— Из Канады: Ванкувера, Монреаля, Торонто, из крупнейших городов Германии, из Чехословакии, Польши, Аргентины, Австралии и т.д.
— Действительно ли это ледовое представление на малой площадке — будет проходить впервые в мире, неужели никто «такого» ещё не делал?
— Делали ледовые шоу на больших площадках, где есть место разогнаться и остановиться, где есть возможность что-то подкорректировать, но ничего подобного тому, что здесь готовят наши ребята, мир ещё пока не видел.
Мы — единственная группа в мире, которая на такой ограниченной площадке работает и никто более. Даже если кто-то будет работать без льда на такой площади и то — будет сложно. Здесь нужна точная, ювелирная работа.
— А Вы сами на каких ледовых площадках выступали, каковы были их реальные размеры?
— Например, на двух чемпионатах мира по спидвею, которые проводились у нас на «Медео», нашей группе приходилось «делать открытие» этих двух чемпионатов в 1990-м и 1991-м годах, и площадь стадиона олимпийская, по периметру — стандартная — 400 метров. Тогда как сегодня мы работаем на площадке размерами 30х60 метров, то есть в условиях, где практически невозможно работать, мы должны показать класс.
— На каких машинах вы тогда выступали на «Медео»?
— На «Жигулях». Вообще, я являюсь представителем Волжского автозавода. Я проработал в городе Тольятти, в течение 5 лет водителем-испытателем. Поэтому знаю эти машины очень хорошо.
— А родились вы в Алма-Ате?
— Да, в 1953-м году, но жизнь заставила по работе и по всем делам практически во всех странах мира побывать. Раньше, до этого, у нас в Казахстане каскадеров не было, судьба распорядилась так, что мне пришлось стать каскадером № 1 в РК. А вообще-то я работал в Тольятти в лаборатории «испытаний и технической рекламы автомобилей «ВАЗ», с 1980 — по 1985 (86) годы.
Я приехал сюда, в Алма-Ату, работая в Тольятти. И тогда, в 1983-1984 гг, успел поработать по «заграницам», — с ведущими каскадерами мира, — в Канаде, в городе Ванкувер, в 1985 году мне было оказано доверие, чтобы я за рубежом «показал» в действии машину «Нива» производства СССР (Волжского автозавода), и это была очень ответственная миссия!
Вообще, от ВАЗа нас было 8 человек. Практически все машины, которые выпускали в то время на нашем заводе, у нас были по 1 экземпляру, в показательной программе (8-я модель, 7-я, 6-я), каждый наш водитель представлял какую-то одну модель.
— Вы показывали машину на льду или на грунтовом покрытии?
— Я показывал «Ниву» на Королевском стадионе с пробковым покрытием. Было много зрителей. Это происходило во времена, когда СССР за рубежом представляли как «холодную Сибирь». Но, когда мы приехали, довольно аккуратно одетые (по-европейски) — нам тогда, кстати, Вячеслав Зайцев готовил костюмы, чтобы мы выглядели, как подобает, в том числе и костюмы с надписью «СССР», — публика нас встретила с симпатией и восхищением.
— Вы им показывали вождение на двух правых колесах, что, как нам известно, даже сейчас мало кто умеет делать в мире?
— Я им показал и на левой, и на правой стороне, на полноприводном автомобиле, они (канадские зрители) никогда прежде не видели этого вообще! Никто не мог и предположить, что полноприводный автомобиль мог ездить в таких условиях, что можно поставить машину буквально с ровной дороги (без мостика — трамплина), джип «Ниву» — сразу на 2 колеса, на левые или правые!
Во-первых, автомобиль — тяжелый (и в управлении), развесовка автомобиля совсем другая. А когда ещё показали, что джип может вставать с виража на два колеса, прямо на ходу, то аплодисментов было! Вы же сейчас видите: сегодня на репетиции машина едет, заезжает правыми колесами на мостик, левые едут по земле, и так, после мостика, правые колеса продолжают «ехать» в воздухе.
А я уже в 80-х годах демонстрировал дома и за рубежом езду на двух колесах без всякого мостика, причем не только на левых, но и на правых, и так, и до сих пор, никто в Казахстане ещё не ездит, кроме меня.
— Что, не очень способные ученики, или просто ленятся?
— Нет, у меня способные, хорошие ученики. Вы представьте себе, что у меня была команда — 16 человек, в том числе моих учеников, из этих 16 человек уже остались тут только двое — я и Вова (сын).
Все те, кто раньше выступал в группе «Сталь» — в разных странах мира работают на каскадерских площадках, они уехали за рубеж по приглашениям, им предложили приличную зарплату, достойную столь опасного труда, и вот теперь таким образом, самые лучшие каскадеры из числа моих учеников — сегодня «зарубежные асы»!
Ну, а Вова Тарабанько — президент компании «Азия-авто», я у него теперь работаю тренером, а «Бипэк-авто» — спонсор, который выпускает «Ниву», «Шкоду» у нас в Казахстане, в Усть-Каменогорске, а еще мы (В. и В. Тарабанько) — являемся водителями-испытателями на этом предприятии.
— На «Шкоде» не пробовали делать трюки?
— Они только недавно стали их выпускать. В принципе — без разницы, на каком автомобиле работать, — надо «дружить с головой», думать лучше.
— Надо иметь хорошую реакцию?
— Не только реакцию. Поймите, есть «профи», а есть «любители». Вот если сейчас, сюда, на ледовую площадку, к примеру, «запустить» «любителя», то он поразобьет все эти «борта», которые стоят дорогого, и его ещё увезут отсюда на «Скорой помощи». А если будет работать «профи», то он сначала прикинет, всё обдумает. И только всё продумав, начнет действовать.
— На таком ограниченном участке, как этот каток, но на грунтовой площадке, трюки, наверное, было бы легче исполнять?
— Я должен сказать о том, что был такой момент, когда я учил своих ребят (группу «Сталь»), показывал, как ездить и делать трюки на танцплощадке типа такой, например, как в алматинском парке «Famyli». Я их заставлял, чтобы они умели работать на любом покрытии, в любую погоду, на любой площадке.
Это было отличие наших ребят от всех групп, с которыми мы встречались: из Чехии, Польши, Германии, Италии, из Союза — «Скифы», «Тольяттинцы» и американцы, канадцы, — порядка 10-12 групп, которых мы своим мастерством положили на обе лопатки.
— А как же каскадеры из Голливуда?
— То, что мы делаем, мало кто делает. В Голливуде есть каскадеры, имеющие гораздо больше возможностей — им можно машины переворачивать, ломать, взрывать в процессе исполнения трюка, или дубля.
Вот Саша Терехов ездил в Москву, на всемирный фестиваль каскадеров «Прометей» и привез 3-е призовое место, — то есть мы — третьи, а то и вторые в мире, значит, голливудских звезд — тоже положили на лопатки.
То есть при тех условиях, в которых голливудские каскадеры работают, когда они могут бить автомобили каждый день, когда у них больше возможностей, в том числе и материальных, у них все необходимые условия, чтобы вообще быть непревзойденными, даже если говорить о страховке, то каскадеры у них застрахованы на огромные суммы.
Если я, Тарабанько, для соблюдения всех официальных правил при поездке за рубеж, ещё в 80-х годах, как помню, был застрахован заводом «ВАЗ» на $ 150 000 — $ 200 000 (иначе мы не имели бы права выехать работать за границу), то их (голливудские) каскадеры в то же время были застрахованы на $ 2- 3 миллиона. Есть разница, скажите?
Наши каскадеры сегодня готовятся к шоу, к такому рискованному, аналогов которому не было пока в мире — на необычайно малой ледовой площадке. Никто в мире такого ещё не делал. И «вылезают» наши каскадеры на своем личном энтузиазме, своих деньгах и костях, — это значит, нас так ценят. А потом, может, одумаются, да поздно будет.
Сейчас из старой группы «Сталь» один из моих учеников — каскадеров работает в Бельгии, один — в Греции, три — в Германии, два — в Канаде, а еще один — в Австралии. То есть, бригада, которая здесь, в Алма-Ате, научилась искусству трюка на автомобилях, мои ученики, работают по всему миру, где их ценят должным образом, все они пристроены там, потому что «профи». Они прилично зарабатывают, так как за рубежом они высоко ценятся, — ребята созваниваются, узнают новости.
И снова о шипах (без роз)
— Василий Павлович, а вот эти ваши шипы… Это правда, что на одно колесо два дня приходится их накручивать?
— Знаете, это очень сложная вещь. Во-первых, прежде чем накручивать, ещё надо знать, как накрутить. Если вы накрутите не так, как надо, то машина или мотоцикл не поедут, — вот в чем весь секрет. Должен сказать: многие давно уже пытались ставить машину на два колеса на льду! Но у всех многих ничего так и не получалось, потому что это целая наука. Вот этому я отдал — посвятил целых четыре года своей жизни (!).
— Чтобы овладеть секретом и постичь все тайны и тонкости этого дела?
— Чтобы научиться шиповать. Ведь нет никаких готовых справочников, книг о том, каким именно образом это лучше делать. Я многое постиг методом «тыка», и этот длительный поиск «методом проб и ошибок» отнял у меня очень много времени. Единственное, что я взял за основу, — простое, от спидвея. А дальше уже пришлось думать самому, додумывать, искать, пробовать что-то новое, — а вдруг так будет лучше?
— Вам удалось найти, наконец, оптимальный вариант?
— При СССР многие пытались. Вы представьте себе, что единственный завод гигант в СССР — в Тольятти, где была целая лаборатория, специалисты которой, работая по «этим» делам, не могли этого сделать.
— И до сих пор не сделали?
— До сих пор…
— То есть, Вы можете, в принципе, продать свое «ноу-хау» теперь тольяттинцам?
— А я своим ребятам и отдал эту идею, — подарил все свои секреты, а заодно и шипы из своих старых советских запасов, пришло время.
А больше, до этого времени никто так не ездил. Единственное, на похожих шипах есть гонки. Но там определенные должны быть шипы, и они намного короче, чем наши, длиной всего 3,5-4 мм, а здесь — 25-30 мм.
Вот следите: сейчас машины пойдут. Вы услышите характерные звуки, с каким они царапают лед: «кр-кр-кр».
— Так на одном колесе — около 60 шипов? И вот этот металлолом сколько лет у Вас пролежал?
— Ну, ещё с советских времен, я льдом занимался тогда, меня это очень интересовало, планы были, — а команды по спидвею у нас в Казахстане не было. Поставка шипов шла сюда, в республику, а они никому не надобились в то время. Поэтому шипы у меня и сохранились, приберег.
— Но вообще шипы не будут ни гнуться, ни ломаться? Они многоразового использования?
— Если они правильно «зашипованы», тогда всё будет классно. Хорошие шипы.
— И Вы контролировали каждое колесо?
— Зачем? Я не контролирую. Я просто дал свои образцы, которые я сам когда-то делал. Я им подарил, отдал и говорю: «Вот так сделайте, и — поедете».
Лед бывает разным
— Василий Павлович, нужен и особый, толстый лед, наверное?
— Лёд нужен толщиной не менее 10 см.
— Этот 8 см, говорят.
— Вообще, кроме толщины, лед имеет и другие свойства: он бывает разный -«мягкий», который заливают на стадионах. Вот здесь, сейчас, он — как стекло. Опять же — это зависит от воды. Почему у нас на «Медео» поставлено несколько мировых рекордов, причем не только по конькам, но и по спидвею, по скорости. Потому, что там особая специальная вода есть, без всяких примесей. У нас на «Медео» — кузница рекордов. Тонкостей много. Понятно, что качественный лёд может обеспечить успех спортсменам..
— Это у Вас уже десятая или двадцатая репетиция?
— Какая десятая? Третья!
— Так сейчас — уже ночь на 7 января, а 8-го — шоу. И Вы с трех репетиций хотите хорошо выступить? Думаете, получится?
— Да, сейчас увидите, получится. Это в третий раз ребята «выехали на лед», представляете? Благо, что у них подготовка хорошая.
— Вы ведь тоже планировали здесь, в этом шоу выступать?
— Я вообще планировал и на правой и на левой стороне проехать, и показать вот здесь в действии ту «Ниву», которую выпускают уже у нас, в Казахстане, в Усть-Каменогорске, которую нам дали для испытаний.
Открытый перелом
— Василий Павлович, что с ногой?
— Открытый перелом. Так, видать, богу было угодно, что ли, что я сейчас в гипсе… Вот, первый раз за всю жизнь, сижу тут на трибуне, это за последние 25 лет — даже событие.
— Вы так неудачно переходили дорогу?
— Это на тренировке получилось, я занимаюсь с курсантами: учу водителей — экстремалов и водителей — телохранителей. И получилось так, что один не очень грамотный, мягко говоря, водитель, кстати, с 25-летним стажем (!) — целую жизнь за рулем, — этот курсант сделал грубую ошибку при вождении, и буквально «вырвал» мне практически всю ступню, хотя я и успел отбежать, перестраховываясь. Я бы таких, как он, вообще за руль не пускал! Этот случай ещё раз подсказывает мне, что надо очень, очень серьезно подходить к тем людям, которые ездят. Если уж он меня на ровном месте «поймал», хотя я успел вовремя среагировать, и открытый перелом «устроил», то что тогда говорить о тех «недоучках», которые ездят как попало по городу, наезжая на столбы и деревья!
— Это было не на льду?
— На ровном месте, на асфальте.
— Когда это случилось?
— 22 числа будет 2 месяца. Он мне снес всё, что можно, зашили, спиц понаставляли.
— У Вас было много переломов, наверное?
— По такой жизни, конечно, было всё. Но, ведь если мы идем на какой-то трюк, то мы всё просчитываем. Но здесь — грубейшая ошибка моего же курсанта, водителя с 25-летним стажем!
— Как называются курсы, где вы преподаете?
— Это единственный в Казахстане «Специализированный учебный центр Ассоциации охранных организаций РК, подготовка телохранителей, оперативных водителей, экстремальное вождение в разных дорожных условиях», кстати, на базе КНБ.
Маэстро готов поделиться опытом
— Василий Павлович, шипы — из ваших запасов, вашему методу «шипования» Вы посвятили 4 года жизни, ученики — ваши, в том числе А.Терехов. Здесь все пропитано духом романтики, риска и … духом здорового авантюризма. Но тот опыт, которым обладают ваши ученики — это ценность, которую можно обрести, только общаясь с вами, с опытнейшим мастером, учителем.
— Вот то, что ребята могут и будут делать, на ледовых дорожках — это годы упорных тренировок. Если хотя бы 2 % наших водителей Алматы умели бы так ездить, то аварий и столкновений было бы гораздо меньше!
— Василий Павлович, имея такой грандиозный опыт и такую легендарную биографию, не считаете ли Вы, что пора, наконец, Вам сесть … за учебники, то есть писать самому такие ценные книги по вождению, где вы могли бы изложить свой драгоценный опыт каскадера-инструктора, виртуоза по автовождению с мировым именем, знатока с большой буквы, способного «выжать» из машины всё, что в неё вложено конструкторской мыслью, и даже больше. Думаю, наш департамент дорожной полиции был бы заинтересован, да и ГИБДД России.
— Если ко мне поступит такое предложение, — готов поделиться опытом со всеми!
— Сколько же у Вас позади километров пробега?
— Если в год около 50 000 км, за 25-30 лет — считайте, около 1 500 000 км…
Территория Снежной Королевы
Итак, 8-го января, около пяти часов вечера, на стадионе имени Б. Шолака, многие зрители уже заняли свои места на трибунах. До начала представления осталось четверть часа, прожектора (пока еще) не светят на полную катушку, — но машины каскадеров давно, уже заранее, — на кромке ледового катка. В тихом полумраке, на голом сером льду фантастично отражаются силуэты машин, и впереди всех автомобилей — ярко-розовый, как фламинго, мотоцикл «Хонда».
Под энергичную музыку постепенно начинается представление, свет становится ярче и опаздывающие зрители, виновато торопясь, занимают места на трибунах. Но что это: серый, металлический оттенок слишком ровного слоя льда, почти без царапин и следов, под ярким светом внушает странные опасения. И даже постучать по дереву не могу — кругом пластмассовые сиденья.
Выкатываются: шоу начинается с парадного круга каскадеров по ледовой арене. Далее — уже не всё идет по плану. Не сразу и не идеально получился трюк «замена колес на ходу», так как «вырывало шипы», вместе с кусочками резины.
Как выяснила автор позднее, найдя того специалиста, который морозил покрытие в тот день: лед накануне делали для обычной хоккейной тренировки, он должен быть для них минус 10 С (для фигуристов и для каскадеров нужен лед минус 6 С).
7 января в 23.00 морозильники были уже отключены, но ввиду большого тоннажа льда (1 сантиметр льда на этой площадке равен 18 тоннам, а толщина 6 — 7 сантиметров!), масса льда очень медленно меняла температуру, и, кроме того, из-за сильного холода снаружи температура льда не поднималась до — 6 С, и лишь только 8 января, уже во время шоу, когда сами зрители согрели зал своим теплом и дыханием, только ближе к концу каскадерского шоу лед стал приобретать ту необходимую температуру, позволяющую выполнять все запланированные по плану каскадерские трюки!
Несправедливая ирония Судьбы! Насмешливая улыбка Фортуны! Это шоу на рекордно малой площадке должно было войти в Книгу рекордов Гиннеса. Но главное — оно состоялось.
«После бала»
Только через некоторое время мне удалось-таки встретиться в спокойной обстановке с организатором и руководителем этого шоу, президентом «АК», — Ассоциации каскадеров РК, асом Александром Тереховым, который весьма недоволен был и событиями, и тем, что поторопился уже «выдать цех прессы»:
— Я самолично организовал это мероприятие, продумал все номера программы (разумеется, согласовывая с каскадерами-участниками шоу) и я лично вложил в организацию и проведение смелого уникального действа не только свои силы, время, но и средства, в том числе — материальные, хотя спонсоры тоже помогли, а вот корреспонденты уже успели написать, что все это сделал другой человек! Это непрофессионально — такое написать! При всем моем уважении к Василию Павловичу Тарабанько, как к учителю и каскадеру, я не могу отказываться от своих поступков — всё это организовал, продумал, и этим руководил лично я…
— Саша, тренировок на льду было только три, почему так мало?
— Потому что они стоят дорого.
— Некоторые номера на репетиции получались лучше, чем на самом шоу?
— Во-первых, «переморозили» само ледяное покрытие, хотя я предупреждал тех, кто должен был следить за всем этим, я даже специально звонил им, но они, видимо, не представляли себе, чем это может закончиться. Мы же не хоккеисты, не фигуристы, которые катаются по льду, у нас шипы на колесах, и эти шипы от такого льда просто «повырывало», вместе с кусками резины! Если бы лед «морозили» меньше, всё получилось бы лучше.
— Вы теперь не можете или не хотите выяснять с ними даже отношения, после того, как всё уже позади?
— Не буду выяснять: уже прошедшее время, — и всё-таки наше шоу состоялось!
На следующее шоу каскадеры планируют пригласить детей-сирот из детдома, — пусть воспитатели их привезут, — вход будет бесплатный, сиротам тоже нужно хоть немного радости. Жаль, что в этот раз я не успел это организовать…
фото Ивана Беседина