Однако разработанный законопроект о юридическом статусе психологов в нашем обществе не встретил понимания народных избранников.
Депутаты лишь скептически пожали плечами: к чему?
«Псюхе» (или «психе» (кому как больше нравится) — по-гречески «душа». Совсем недавно, в эпоху воинствующего диалектического материализма было принято считать, что такого понятия вообще не существует.
Советский научный мир разделился на два враждующих лагеря. Одни ученые, пропагандирующие материалистический (а, точнее, вульгарно-натуралистический) взгляд на природу человеческого разума, отстаивали свои взгляды, основанные на том, что «мозг рождает мысль, как печень желчь». В качестве решающего аргумента приводились труды Павлова и Сеченова. (Но, вот закавыка, оба ученых были людьми глубоко верующими, и души, как таковой не отвергали).
Другой лагерь был представлен теми, кто не разделял понятия «душа» и «разум». Они видели и понимали, что процессы, протекающие в центральной нервной системе человека, материальны по своей природе. Но мозг человека нельзя сравнить с механизмом машины или внутренностями животного. Все намного тоньше…
И те, и другие вот уже несколько веков бьются над разгадкой феномена человеческого разума. В своих попытках объяснить процессы человеческого восприятия, эмоций, реакций ученые продвинулись далеко вперед, родив по пути немало оригинальных теорий и — практических методик самосовершенствования. Однако…
Прости, читатель, но здесь нам снова придется употребить так надоевшее слово «однако». И сделать это необходимо потому, что кроме психологии существует другая наука — «психиатрия». Примечательно, что в названиях присутствует один корень. Значит ли, что психиатры и психологи занимаются одним и тем же? Нет! Любой психиатр скажет, что область применения его знаний сугубо медицинская. Он лечит людей психически нездоровых с искаженным восприятием реальности. Искаженным… Относительно чего? Ван Гог, Достоевский, Мусоргский, Берлиоз, Королев, Булгаков, Эйнштейн всей жизнью своей опровергали общепринятое понятие «норма». В глазах публики они выглядели людьми «ненормальными». А какие тогда — «нормальные»?
Еще одна проблема. Разрешив народное целительство, государство дало широкую дорогу различным «биоэнерготерапевтам», имеющим возможность влиять и манипулировать человеком. Их «ученые степени» редко подтверждаются системой научных опытов и экспериментов. Но они тоже апеллируют… к душе!
Итак, кому вручить свою душу?
— Конечно же — к психологу, — считает вице-президент Казахской Ассоциации Психологов, тренер высшей категории Татьяна Анатольевна Абдрашитова. — В том-то и разница между психологом и психиатром, что последний врачует болезнь, а первый — предотвращает заболевание. Сегодня уже не надо никого убеждать, что в основе большинства соматических заболеваний лежит личностный конфликт. Недаром великий Авиценна говорил, что язва возникает не от того, что человек ест, а от того, что его самого внутри съедает.
К психиатрам действительно приходят уже тогда, когда внутренняя неудовлетворенность человека, его неразрешенная проблема приводит к психическому заболеванию, опасному для него самого и, нередко, для окружающих. Как знать, сколько самоубийств можно было бы предотвратить в зародыше, если бы на пути несчастного встретился психолог, умеющий вовремя объяснить, как выйти из той или иной ситуации или просто изменить к ней отношение?
— Психолог не назначает медицинских препаратов, не ставит диагнозов, не лечит — объясняет Галия Мукатаева, тренер КАП, врач-психотерапевт. — В арсенале его инструментов тесты, направленные на выявление качеств характера, темперамента, способностей, и система упражнений, направленных на самосовершенствование. Все это в совокупности обеспечивает личностный рост, повышает адаптацию к стрессовым ситуациям.
Сегодня стало очень модным приглашать специалистов на различные формы коучингов (англ. Coaching — инструмент личностного и профессионального развития, начал формироваться в 70-х годах 20 века. Вышел из спортивного тренерства, позитивной, когнитивной и организационной психологии, объясняющих и внушающих представление об осознанной жизни и возможностях постоянного и целенаправленного развития человека — прим. ред.).
Крупные фирмы, стремясь к усилению работоспособности служащих, и, следовательно, доходности предприятий, опираясь на данные прикладной психологии, пытаются выявить в сотрудниках качества нужные для достижения поставленной цели, определить фронт работы персонала согласно способностям. И это тоже — область психологии. Данная отрасль развивается и набирает все большую популярность.
Но помимо бизнес-задач существует целый пласт социальных проблем, ежедневно встающих перед обществом. Рост суицидов, наркомания, алкоголизм, увеличение числа разводов и численности «отказных» детей, рост числа последователей агрессивных религиозных сект. Что поделать, если экономический рост оказывается столь бурным, что человеческая психика за ним не поспевает, и, как за спасательную соломинку хватается за суррогат.
Психологи, обладая уникальными наработками в этой области, оказались… не востребованы!
Свидетельством тому стал недавний семинар-интенсив, проходивший в столичной семейно-врачебной амбулатории «Демеу». Тематика практической конференции охватывала множество тем: от межличностных отношений в семье до технологий самопрограммирования, ориентированного на результат. Увы, участниками этого действа, на которое были приглашены известнейшие тренеры России и Казахстана, стал лишь относительно небольшой коллектив специалистов, и людей, для которых психология стала своего рода хобби. Штатные школьные психологи и аналогичные специалисты учреждений здравоохранения, немногочисленные психологи управленческих структур крупных предприятий и компаний мероприятие проигнорировали. Почему?
— Наши специалисты не находят себе ниши в современном обществе, — считает Татьяна Абдрашитова. — Стоит только психологу появиться в школе, как педагоги немедленно «ставят его на место», стремясь сделать учителем. Психологов в лечебном учреждении также «подминают под себя» коллеги-врачи. Мы устали говорить, что это совершенно отдельная отрасль услуг населению.
Облеченные властью, скорее всего, по незнанию, не торопятся обращаться к ним за помощью. Но, как говорит пословица: «Свято место пусто не бывает!» Колеблющиеся души наших соотечественников становятся объектом атаки со стороны различного рода колдунов, проповедников, гадателей, знахарей. Вот они-то с удовольствием посещают тренинги психологов дабы обогатиться новыми технологиями и превратить их в оружие манипулирования человеком.
— Пришедший на прием к такому «узкому специалисту», проговаривает свою проблему, как бы исповедуется, получая временное облегчение своих душевных мук. А, что дальше? — задается вопросом тренер КАП Ярослава Оспанова. — Даже если целитель показывает ему интуитивно нащупанную им технику выхода из ситуации, он не ведет своего пациента дальше. Оставляет на полпути «недолеченным».
Очень условно это можно проиллюстрировать так: не умеющего водить человека посадили в автомобиль за баранку и включили зажигание… О последствиях можно только догадываться.
Законопроект, представленный Казахской Ассоциацией Психологов не только закрепляет понятия «психолог», «тренинг», определяет место и статус ученых в нашем обществе, но и содержит нормы, реализация которых не даст обратить «учение о душе» во вред человеку. Прочная гарантия этому — запрет на оказание услуг людьми, не имеющими специального образования.
Иными словами, каждый, кто публикует объявление, содержащее слова «психологическая консультация», обязан иметь диплом ВУЗа по специальности «Психология». В этом есть своя логика. Согласитесь, никто не доверит делать аборт филологу или слесарю. Душа, хотя и бесплотный, но важнейший орган человеческого тела.
Депутаты отнеслись к законопроекту с подозрением. Зато другая идея вызвала интерес, как у народных избранников, так и у некоторых чиновников правительственных учреждений. Видя, что психологические тренинги набирают все большую популярность в обществе, у кого-то возникла мысль включить услуги психологов в перечень лицензируемых видов деятельности. Мысль, на самом деле здравая. Положение о лицензировании было бы своеобразной «дорожной картой» в отсутствии специального закона и защищало бы психологов от недобросовестных «конкурентов». Но беда в том, что лицензия подчас становится скрытым видом налога. Кроме того, разрешительные функции всегда открывают дорогу к коррупции.
К чему в этой ситуации может привести лицензирование? К тому, что целая отрасль сферы оказания услуг населению, стараниями энтузиастов только-только набирающая силу, может «уйти в тень». И значит снова — нелегальные кабинеты на квартирах, объявления на столбах…
А главное, что в образованную законодательную брешь хлынут полчища самозванцев-специалистов, которые будут «лечить» людей, также как гувернеры учили пушкинского героя — «всему шутя».
Поможет ли это нам сберечь свои души?
Фото с сайта http://management.web-standart.net