Дать детям, подросткам возможность участвовать в процессе развития, видеть не только сегодняшний быт, но и смело думать о том, что «нацелено» в будущее, — это и может спасти молодежь от массовой деградации.
Мессершмитт тоже ходил на горшок
Еще в прошлом веке, 2 января 1910 года в Москве прошли первые соревнования летающих моделей, где чемпионом стала модель, пролетевшая … 170 метров.
Эти полеты организовал Н.Е. Жуковский, в честь которого названа Воздушная академия.
Еще раньше, в 1871 году, изобретатель Пино собрал маленький, почти игрушечный аэроплан, с резиновым моторчиком, способный летать по несколько десятков минут.
Именно от малого к большому двигался прогресс, поэтому и были созданы настоящие крылатые машины — самолеты, аэропланы, космические ракеты.
Сергей Королев также был юным авиаконструктором, а позднее — создателем космических ракет. Однако мало кто знает, что он еще делал планеры, и даже для пассажиров, и сам летал на них. Но все это началось в детстве, в бесплатном кружке моделистов, и никаких преград развитию не было.
Сколько таких мальчиков ходит без дела по нашей стране, свободных после школьных уроков? Им бы развиваться надо, а у нас мало станций юных техников, дворовых клубов. Мы отстаем от своих возможностей. Обидно.
Мы обязаны развивать интеллект, уровень мышления растущего молодого поколения, закрепляя практикой элементарные знания законов физики, выданных миру еще до появления автомобилей Исааком Ньютоном и прочими учеными, то есть знания, связанные с техникой, помноженные на наш собственный дерзкий и живой ум, стремящийся к еще более высоким вершинам человеческих знаний.
Не потому ли сегодня в мире авиамодельный спорт и другие виды авиационного спорта снова становятся популярны?
Обществу в целом пора осознать важность создания для молодежи клубов юных техников, кружков вязания, кружков шахматистов и так далее.
Здоровый досуг школьников должен быть как-то обеспечен, и, если некоторые родители не в состоянии заплатить за плавательный бассейн, то ребенок должен иметь шанс ходить в бесплатную секцию по баскетболу (волейболу, футболу), что должно найти поддержку в государственных, чиновничьих кабинетах, где за деньги (бюджетные, кстати) занимаются и проблемами молодежи.
Проблем — не море, проблем — океан! И помочь в развитии авиамодельному спорту — их задача тоже. Отдельно взятый депутат — «один в поле не воин», здесь тоже — нужна команда. Не нужно думать, что казахстанцы не способны конструировать. Все известные конструкторы начинали с малого. И Вилли Мессершмитт когда-то учился ходить.
Учитывая прогрессивное направление в изучении космических пространств, мы можем сказать, что авиамоделирование и ракетомоделирование — наиболее важные направления технических видов спорта, как высокоинтеллектуальные занятия для молодежи космической эпохи. Какие ракетоносители, какие системы спутников будут работать на орбитах земли в 21 и 22 веках — это зависит от того, насколько мы внимательно (или невнимательно) сейчас относимся к роду занятий подрастающего поколения.
Напомню, что из многих (юных когда-то) авиамоделистов получились всемирно известные конструкторы, — Королев, Можайский, Жуковский.
У нас есть отдельные показатели успехов в этом направлении, но для масштабов огромного государства, каким является Казахстан, таких скромных цифр мало.
Потенциал наших мальчишек ничуть не хуже, чем российских, американских, европейских и т.д. Наши моделисты уже идут впереди Африки и Австралии (еще бы!).
И если мы дадим шанс юным талантам, они будут строить свои, казахстанские самолеты, не сегодня, но хотя бы — лет через 20-30.
Итоги сезона: все выше, и дальше, и лучше!
Итак, закончен очередной сезон казахстанских авиамоделистов, ракетомоделистов, взрослых и юных. С какими успехами они пришли к финишу 2005 года?
Самые крупные соревнования среди моделистов ракет — этапы Кубка мира, и что особенно вдохновляло спортсменов, проводились они близ космических площадок.
Далеко не каждый болельщик имел возможность побывать на Байконуре на этапах кубка мира, где весьма эффектно взлетали модели ракет и даже радиоуправляемые ракетопланы вертикального взлета, длительного полета и посадки в точно заданном квадрате ограниченных размеров.
Убеждена, спецслужбы многих стран мира не отказались бы от подобных технических конструкций самого высокого класса, хотя, впрочем, не исключено, что эта мысль — уже опоздала. Талантливые авиамоделисты собственноручно изготовляют «с чистого листа» подобные экстратехнические летающие эксклюзивные «вещи».
В Казахстане такие асы тоже есть, хотя их мало. В реальной жизни модели длительного полета можно использовать (и за рубежом так и делается) для разведки лавиноопасных районов, для пожарного и экологического мониторинга, аэрофотосъемки (список солидный) — для народного хозяйства!
За рубежом некоторые фермеры эффективно используют радиоуправляемые модели даже для опыления своих угодий ядами от вредителей.
Конструкции ракет, как и самолетов, классифицируются, и состязания проводятся по категориям, согласно правилам ФАИ.
Председатель авиамодельного клуба, постоянный организатор соревнований в Республике Казахстан, мастер спорта Алексей Федорович Оксененко, чемпион (многократный) страны и параллельно — руководитель станции юных техников, который сам начал заниматься авиамоделизмом с 1-го класса, доволен результатами уходящего года, и, критически оценивая положение авиамодельного спорта в целом по стране, все же оптимистично смотрит в будущее:
— В этом году в Алматы были проведены, как городские, областные соревнования, так и республиканские. В честь великого праздника — 60-летия Победы авиамоделисты торжественно продемонстрировали показательные полеты лучших моделей своих самолетов.
Однако не только модели самолетов, но и модели ракет конструируют наши авиамоделисты, модернизируют свою технику, тем самым, продвигая и прогресс. Большое внимание зрителей, и, конечно же, участников было сосредоточено на этапе Кубка Мира ФАИ — «Международные соревнования по ракетомодельному спорту «Кубок Байконура — 2005», а также на этапе Кубка Мира ФАИ по ракетомодельному спорту «Кубок Коркыт — Ата», проводившихся на специальных площадках космического Байконура осенью 2005 года. Погодные условия не стали помехой (пыльные, песчаные бури, а порой, и значительная скорость ветра).
Справедливости ради надо сказать, что всю сложную организационную работу по проведению этого международного чемпионата взяла на себя российская сторона, так как в России внимательно относятся ко всем техническим находкам, новинкам, конструированию, в том числе летательных аппаратов. А если это связано и с воспитанием и времяпрепровождением молодежи, такому делу — всюду «зеленый свет».
Организаторами официально являлись: Международная космическая школа города Байконур, Федерация ракетомодельного спорта Российской Федерации, Федерация космонавтики России, Всероссийское молодежное аэрокосмическое общество «Союз», а также администрация города Байконур, и все спортивные события разворачивались на территории, арендованной Российской Федерацией, на расстоянии в 2 500 км от г. Москвы.
Соревнования проводились в соответствии с правилами ФАИ. Для будущих победителей индивидуального первенства в каждой категории моделей были предусмотрены специальные памятные призы, дипломы и медали, в программу была включена (а затем проводилась) экскурсия по объектам космодрома. Вступительный взнос принимался в российской валюте в размерах всего 360 рублей.
Итак, на этапе Кубка мира (Кубок Коркыт-Ата) по ракетомодельному спорту (FAI — — федерация авиационных видов спорта) принимали участие модели нескольких классов: «S6A», «S9A», «S8E/P», «S7», «S4A».
На этап кубка Мира «Кубок Байконур — 2005» допускались категории моделей: «S6A», «S7», «S8D», «S9A», «S3A», «S4A», затем и «S8E/P». Стендовые оценки моделей, затем и полеты моделей, на время и точность приземления — все это имеет важное значение.
Ракетный «Кубок Байконура — 2005»
Степные просторы вокруг Байконура продуваются частыми ветрами, — там нет смога, но песчаные ветры — не редкость. Так, при полетах моделей класса «S 6A» ветер достигал скорости 7,2 — 8,3 м/с.
Однако бурное движение воздушных масс не смогло изменить ход соревнований. Среди 18 участников этой категории: казахстанец Виктор Бакулев занял 1-е место по общей сумме баллов зачета из трех полетов модели его конструкции — 1-й длился 180 секунд, 2-й — 123 секунды, и 3-й полет продолжался 102 секунды.
2-е место занял Александр Понятов (Узбекистан), 3-е — Игорь Волканов (Украина). В конце десятки сильнейших в турнирной таблице в этой категории моделей имя Татьяны Левиной, школьницы из Байконура — девушки — весьма редкое явление в мире авиаконструкторов.
В розыгрыше класса «S 4A» также проявляла свой бурный нрав погода — ветер порой достигал 6,8 — 9,4 метра в секунду.
Из 19 участников первое место завоевал Игорь Ибрагимов (Узбекистан), 2-е — Михаил Яшинский (Казахстан), 3-е — Константин Балашов (Узбекистан).
Что любопытно, до 10-го места (среди 18 асов и джентльменов) сумела «дотянуться» юная школьница из Байконура Татьяна Левина.
В категории моделей «S 9A» (опять — в ветреную погоду) 1-е место завоевал Игорь Ибрагимов из Узбекистана (сумма баллов из 152, 147, и 110 секунд полетов), 2-е место занял Константин Балашов, также из Узбекистана (по полетам 161, 0, 180 секунд), а 3-е место досталось Фарходу Бакиеву, тоже — спортсмену Узбекистана
(чьи полеты длились 112, 51 и 167 секунд).
Только 4-е место сумел занять Владимир Меньшиков (Россия), а 5-е место вновь завоевала решительная Татьяна Левина из Байконура.
В более сложной категории — «S 8EP» (высший класс — радиоуправляемых ракетопланов вертикального взлета, длительного полета и посадки в ограниченном квадрате) борьба шла долго, до максимального времени парения. И соревнующиеся использовали ветер и восходящие потоки с максимальными хитроумием и изобретательностью.
Можно сказать, что они наслаждались полетами своих моделей.
Таким образом, первое место завоевал участник из России — Алексей Коряпин, с общей суммой баллов 4000! (что записывается в таблице как 1000, 1000, 1000, 1000).
Второе место завоевал также спортсмен России Александр Загородный с суммой (672, 0, 873, 736 секунд) 2251 полетных секунды.
И 3-е место досталось спортсмену из России — Юрий Тюнтин с общей суммой рабочего времени (1000, 275, 0, 906 секунд) 2181 полетных секунды — занял свое место в турнирной таблице.
Знаменитый мастер спорта, победитель многих международных соревнований авиамоделист Юрий Фильчуков из Алматы, целыми днями «летающий» с моделью в высоких предгорьях Заилийского Алатау, занял только 4-е место, по общей сумме (571, 438, 0, 904) 1913 полетных секунд.
Возможно в степи близ Байконура более плотные ветры, другая турбулентность воздушных потоков, кроме того, его третий полет был зачтен с числом очков «0», по техническим причинам, но автор предполагает, что именно Юрий Фильчуков — реальный претендент на место № 1 в будущей мировой таблице авиамоделистов в этой категории.
Следует подчеркнуть, что эта сложная категория моделей была представлена только 6-ю участниками, но даже в этом случае не все шесть моделистов приняли участие в полетах моделей.
В завершающем же классе моделей «S 7» (модели — копии ракет) блеснул Виктор Мазепа (Казахстан) с моделью «Meteor 01» с общей суммой баллов — 607, включающей высокую стендовую оценку жюри — 536.
Ракетомоделист Евгений Прощалыгин (Казахстан) занял 2-е место с аналогичной копией «Meteor 01» со стендовой оценкой 513, вошедшей в общую сумму баллов -518.
Но 3-е место сумел завоевать Куршид Кудратилаев (Узбекистан) с моделью «Diamand BP 4» со стендовой оценкой 278 и общей суммой (стендовая оценка плюс полетное время) — 334.
Некоторые моделисты сумели только выставить свои модели для стендовой оценки, но не участвовали в полетах.
Старты ракет — «Кубок Коркыт — Ата»
В розыгрыше этапа мира ФАИ — Кубка «Коркыт — Ата», в классе «S 6A» принимали участие спортсмены — моделисты из России, Узбекистана, Казахстана.
Так, первое место в турнирной таблице занял Игорь Ибрагимов (Узбекистан), в первом, во втором и третьем полетах он занял наибольшее число баллов — 450, чем обеспечил себе почетное 1-е место.
2-е место занял Александр Понятов (Узбекистан) с числом баллов 355, и только 3-е место досталось Виктору Бакулеву (Казахстан), с 309 баллами.
В категории «S4A» (Кубок «Коркыт — Ата») более всего было заявлено именно казахстанцев. Первое место в упорной борьбе завоевала начинающая спортсменка — юная Татьяна Левина (Байконур), — в крупной сумме по трем полетам она набрала 439 баллов.
Первые дни полетов для девушки стали отличным уроком, — с 10-го места она перебралась на 1-е, оставив позади себя сильнейших соперников!
Следом, 2-е место в турнирной таблице занял Игорь Ибрагимов (Узбекистан) — 391 баллов, и только 3-е место Константин Балахонов (Узбекистан) с 360-ю баллами.
Еще больше казахстанских моделистов участвовало в категории моделей «S 9A».
Однако здесь лидерами стали моделисты Узбекистана: 1-е место досталось Константину Балахонову, который набрал по трем полетам всего 349 баллов, 2-е место с числом баллов 331 — Александру Понятову (также Узбекистан), и 3-е место (без оценок первого — пропущенного по техническим причинам полета!) с реальной суммой 2-х полетов (вместо 3-х с общим числом 273 балла) завоевал россиянин Роман Хорош. Кстати, его первый полет, если бы состоялся, мог обеспечить призовое 1-е место.
В наиболее фантазийной категории «S 8EP» — класс «ракетопланов», то есть моделей вертикального взлета, но с более мягкой, планирующей посадкой в заданном микро-квадрате выступило меньшее число соревнующихся участников.
К восторгу зрителей, здесь выступал со своей моделью известный в мире (по чемпионату мира в Турции 1996г.) алматинец Юрий Фильчуков, талантливый моделист — конструктор, способный создавать уникальные вещи высочайшего класса. Однако, его 3-й (из 4-х) несостоявшийся полет картину омрачил, вместо первого места Фильчуков занял только 3-е — с общей суммой 1979 баллов.
Первое же место завоевал Алексей Коряпин (Россия) с общей суммой баллов 2576, а призовое 2-е — Юрий Тюнтин (Россия) — с 2475 баллами.
Однако автор убеждена, что, если бы 3-й полет Юрия Фильчукова состоялся, то наш соотечественник стал бы победителем в этой сложной категории — «ракетопланы». А вообще-то мастер спорта (международного класса) Ю. Фильчуков непобедимый ас по моделям длительного парения.
Следует подчеркнуть, что в этом классе моделей приняло участие менее всего моделистов — реально из 7 заявленных участвовало только 5 спортсменов, — из Казахстана и из России (спортсмены Узбекистана в классе «S 8 EP» «не летали»).
Зато в категории моделей «S 7» казахстанцы блеснули. Первое место с общей суммой баллов — 611 (по лучшему полету — 88 баллов и стендовой оценке — 523 балла) занял Геннадий Дмитриенко (Казахстан), 2-е, с общей суммой баллов — 575 (по лучшему полету — 55 баллов и стендовой оценке — 520 баллов) Виктор Мазепа — (тоже Казахстан). Оба моделиста выступали с моделью — копией ракет «Метеор — 01»! Но 3-е место завоевал Фарход Бакиев (Узбекистан) с моделью — копией «Ariane 01». Его общая сумма баллов была — 564 балла, его лучший полет набрал 55 баллов, — точно так же, как и у Виктора Мазепы — лучший — 55 баллов, но стендовая оценка Бакиева была ниже — всего 509 баллов, в результате ему досталось только 3-е место. С копией «Satyrn 5» (модель «Сатурн») занял 4-е место Фурхат Уталов — тоже спортсмен из Узбекистана.
Также были представлены и модели — копии ракет «Diamand BP 4», — целых три такие копии выставили (и показали в полетах) Хуршид Кудратилаев (5-е место), а также Александр Понятов (6-е место) и Константин Балахонов (7-е место) — все три любителя «Бриллианта» — из Узбекистана.
Любопытно, что в стендовых «показах» принял успешное участие (но не смог летать) казахстанец Евгений Прощалыгин с той же моделью, что и его призеры — соотечественники, — с копией «Meteor 01». Причем его стендовая оценка была достаточно высокой — 512 баллов, то есть, если бы состоялся даже «слабый» «полет» его модели — копии, то именно он, Евгений Прощалыгин (Казахстан) занял бы 3-е место. Таким образом, у команды Казахстана были прекрасные стендовые оценки моделей ракеты «Метеор», но, как видим, не всем повезло.
Мастерская — бюро
Конструкторское бюро Оксененко сияет желтизной африканского дерева. Легкая, летучая бальза, покупаемая за доллары, идет на фюзеляжи и крылья. Мастерская авиаконструктора увешана великолепными пестрыми моделями и копиями разных самолетов и планеров, и что самое важное — все они созданы в этой же мастерской, и все, как один, прекрасно летают.
Один минус — каждая модель требует много времени для изготовления, впрочем, не только времени, но и немалых денег. Моторчики стоят дорого, особенно импортные, хорошее, качественное топливо для сердца самолета — не менее нужный, ценный товар. Кроме того, многое в крылатой жизни летающей машины зависит от того, чьими руками создано это чудо.
Сегодня на гигантском столе (размерами с палубу авианосца) в мастерской Оксененко делается копия военного времени — легендарный «ЯК — 9».
Копия будет летать, участвовать в грядущем чемпионате мира. Однако поедет с ней не сам Алексей Оксененко-младший, который сейчас скрупулезно и делает этот чудный большекрылый самолет, а спортсмен — коллекционер, который и «заказал» эту машину молодому талантливому авиамоделисту — конструктору, сыну старшего авиамоделиста, знаменитого Алексея Оксененко (мы не будем пока называть имя заказчика, назовем позже, с его согласия).
Работа не из легких: по сохранившимся чертежам славных времен минувшей Великой Отечественной войны Алексей Оксененко, недавний выпускник Академии Гражданской авиации, тщательно, по деталям, создает машину — точную копию тех легендарных самолетов, на которых советские асы «ковали» победу в небе, сметая противника с территории СССР.
Ее каркас уже готов, осталось довести до совершенства плоскости. Вряд ли копия будет летать с такой же скоростью, как и оригинал, — масштабы не те, но то, что она будет летать отлично и затем окажется в списке чемпионов, автор этих строк ручается — т.к. знаю А. А. Оксененко давно. Его качественные самолеты, как правило, летают на протяжении многих лет, без аварийных посадок. Свою дипломную работу выпускник Академии Гражданской авиации тоже посвятил авиаконструкторским проблемам.
Японцы часто используют перспективные идеи своих ближних и дальних соседей, доводя до совершенства с присущей им скрупулезностью. Это уже давно известно в инженерно-технических, в том числе и авиационных кругах. Еще в советское время подобная утечка идей и незапатентованных изобретений была очевидна.
Комментарий специалиста
Говорит председатель авиамодельного клуба, постоянный организатор соревнований в Республике Казахстан, мастер спорта Алексей Федорович Оксененко:
«В этом году в соревнованиях авиамоделистов в Алматы участвовало больше людей, чем в прошлом. То есть тенденция к росту популярности есть. Однако мы могли бы проводить больше соревнований, в том числе и в регионах.
Порой уже спустя какое-то время узнаешь, что из областей не смогли приехать авиамоделисты по причине нехватки денег на дорогу до Алматы. Неужели местные спорткомитеты и акиматы не в состоянии найти сумму денег для поездки маленькой команды своих авиамоделистов, те же Фонды развития молодежи?
Кроме музыкальных тусовок, на что еще идут средства из Фонда? Не все же любят танцевать, кто-то и руками, и мозгами работает, и такие специалисты, наверное, стране нужнее.
Творчество, в умном смысле слова, нужно нашей молодежи, и именно творчество воспитывает в гражданах трудолюбие и ум. Международные соревнования «Кубок Байконура», «Кубок Коркыт — Ата» полностью спонсировала Россия. Даже проезд участников.
Да, у нас есть Фонды, но что-то никто (до сих пор) из их руководителей не позвонил мне и не предложил сотрудничество или помощь. И какой Фонд услышит, «глас вопиющего в пустыне»?
Те же КСК спешат ли организовывать дворовые клубы, или потрепались, и все?. Если же руководители «Фондов развития молодежи» хорошо организовали свой досуг, то я рад за них. Но, а как же школьники, миллионы детей?..
Кто им даст помещения, кто их оборудует всем необходимым? Дети, с которыми я занимаюсь и занимался, не пойдут никогда грабить или воровать. У них — золотые руки, они умеют все: пилить, чинить вещи, клеить кафель, разбираются в двигателях, в смазочных маслах, ГСМ, они чертят, вообще — технически мыслят, потому, что я их этому учил и учу. Все мои ученики и воспитанники находят достойное место под солнцем. Но вот те беспризорные, что болтаются по улицам после школы, особенно — у кого нет отцов (таких много), кем они станут, — ведь не все пойдут учиться в ВУЗы, не у всех есть средства на это?
А те молодые люди, кто ничего не умеет делать руками, кроме как воровать, — нам они нужны? Это же паразиты общества. Так не лучше ли с юных лет детей собирать в клубах авиамоделистов, шахматистов, юных техников? Чтобы затем армия воров и наркоманов стала меньше, — у нас же тюрьмы давно переполнены! У меня у самого недавно украли бумажник, едва я ступил на территорию Зеленого рынка. В интересах всего общества — растить нормальное, здоровое, ценное, продвинутое, трудолюбивое поколение. Организовать бесплатные клубы и кружки — ДАТЬ ШАНС подросткам вырасти достойными гражданами, не безработными, и не ворами, дать им какую-то возможность тратить их детское время на развитие! После занятий в авиамодельном кружке любой пацан сможет работать, на тех же СТО. Как сказал классик: «Труд гонит от нас три зла — скуку, порок и нужду!».
Перспективный подход
В этой связи хочется напомнить, что на протяжении многих лет проводятся Международные соревнования по ракетомодельному спорту среди юношей «Кубок Байконура», под патронажем (!) главы администрации города Байконур и организатором их является Международная Космическая Школа города Байконур.
И на ракетомодельном шоу происходит запуск более 1500 (!) ракет, сделанных руками школьников Байконура, учащихся всех школ города. Главный приз соревнований — Кубок Байконура — вручает Глава администрации города Байконур чемпионам.
Это весьма торжественная церемония, на которой присутствуют многие жители города. Достойное внимание уделяется развитию молодого поколения и ракетомоделизму, как виду технического спорта, продвигающего цивилизацию. Их разработками затем будут пользоваться страны, континенты, их изобретения будут продаваться в другие, менее развитые страны, отстающие в развитии, скажем так.
Масштабное переосмысление уровня подачи знаний детям, государственная организация досуга молодежи — мышление и развитие юных личностей архиважно. вынужденным бездельем по каким-либо причинам — это благородная задача, хотя и сложная.
Но вот что любопытно: специально разработанное архитекторами и построенное в советское время многоэтажное помещение для детского творчества в Алматы, в центре города, на Сейфуллина-Калинина, где размещались десятки кружков для школьников (и дошкольников), долго работало на развитие молодежи — 34 добрых советских года.
Однако, в отличие от градоначальника Байконура, бывший мэр Храпунов отнюдь не столь благодушно отнесся к досугу детей, — специально построенное для детей помещение — «Дом молодых талантов» было попросту отобрано у детворы (администрацией города), кружкам же дали время «быстро собрать вещи и покинуть помещение», затем недвижимость была то ли передана, то ли продана, перепродана, и «трюкам» именно с этим домом еще не видно конца.
Кроме того, общеизвестно, что в середине прошлого века зарплаты тренерам и руководителям кружков выплачивало само государство. Именно в ту пору не было на улицах бездельничающих пацанов, меньше был и уровень детской преступности.
P. S. Некоторые из тех кружков нашли место в тесных, сырых подвалах, некоторые же — за неимением помещения и средств просто прекратили свое существование. Кто и когда вернет детям их «Дом детского творчества»?
На снимке: Отец и сын Оксененко
Фото: С. Астрелина