Дуга нестабильности в Северо-Восточной Азии - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+18 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дуга нестабильности в Северо-Восточной Азии

Дуга нестабильности в Северо-Восточной Азии

Азия сегодня, как и ранее, представляет собой проблемный регион. Но внимание мирового сообщества больше приковано к Центральной Азии в связи с угрозой роста терроризма.

  • 24 Декабря 2003
  • 1698
Фото - Caravan.kz

При этом вне поля зрения остается та часть Азии, которая за внешним благополучием сохраняет потенциальную угрозу не только для региона. В нашем случае речь идет о Северо-Восточной Азии.
Это отрезок суши, на котором переплетаются интересы многих стран мира: Японии и России, Южной и Северной Кореи, Монголии, Китая и Тайваня. Насколько спокойным он стал за последнее десятилетие и может ли он называться беспроблемным регионом в будущем — большой вопрос.
Вполне вероятно, что это обусловлено несколькими факторами, которые в свою очередь можно разделить на две группы.
Итак, первая группа — внутренние факторы, которые существуют внутри региона.
Во-первых, наличие спорных территорий между государствами, что само по себе говорит о потенциальных конфликтах на межгосударственном уровне. Корейский полуостров и Тайваньский пролив уже длительное время остаются очагами военных конфликтов.
Во-вторых, разногласия по внешнеполитическим вопросам между Северной и Южной Кореями, которые постепенно приобретают конструктивный характер по мирному урегулированию.
В-третьих, милитаризация региона, то есть сосредоточение большого количества вооруженных сил в приграничных с соседними странами районах. Нужно учитывать, что только вооруженные силы стран региона распределены следующим образом: армия КНР — 1.600.000 человек, Северной Кореи — 1.000.000, Южной Кореи — 588.000, Тайваня — 270.000, Японии — 148.000, России (только на Дальнем Востоке) — 110.000 человек.
В-четвертых, экономические санкции, которые применяют друг к другу страны региона, что само по себе влияет на межгосударственные отношения в регионе.
В-пятых, (но этот фактор имеет все, чтобы стать на первое место в этой группе) наличие атомного оружия.
И, последний фактор — нахождение в регионе государства, которое не признает ни одна страна Северо-Восточной Азии. В данном случае речь идет о Тайване, который длительное время прикладывает усилия к тому, чтобы международное сообщество признало его в качестве суверенного государства.
Что касается второй группы, так называемых внешних факторов, то они выглядят следующим образом.
Во-первых, нужно учитывать, что здесь переплелись геополитические интересы не только стран региона, но и стран Западной Европы, а также США. При этом возникновение противоречий между странами региона и другими странами способствует росту напряженности как в регионе, так и во всем мире. Это хорошо просматривается на примере конфликта между США и Северной Кореей, который имел большой резонанс не только в регионе.
Уместно в этой связи будет вспомнить, что уже к концу 2002 г. четыре государства региона — Япония, США, Китай и Россия — фактически начали «соревнование» за расширение своего влияния на Корейском полуострове.
Во-вторых, экономический потенциал региона настолько велик, что он является объектом пристального внимания со стороны всех государств мира, которые заинтересованы в отстаивании своих позиций на мировом рынке.
В-третьих, как и в первой группе — это наличие атомного оружия, которое является определяющим фактором не только в регионе, но и влияет на расширение границ роста конфронтации и вовлечения в свою орбиту других стран уже всей Средней Азии, а не только ее Северо-Восточной части.
В-четвертых, за пределами региона существуют не только страны, которые заинтересованы в укреплении мира и стабильности в регионе, но и такие, которым выгодна ситуация неопределенности в регионе и неуверенность стран региона в выборе своих внешнеполитических линий.
При всех вышеуказанных факторах роста стабильности и напряженности, в регионе имеются два источника постоянной напряженности. Это территории Корейского полуострова и Тайваньский пролив. Вокруг этих территорий постоянно сосредотачиваются и пересекаются интересы таких государств как Япония, Китай, Россия и США. Кроме того, не нужно упускать из вида и территориальные вопросы о принадлежности четырех островов между Японией и Россией.
Многие политические деятели считают, что наличие на территории государств военных баз США сможет сыграть стабилизирующую роль в регионе.
Но насколько оправданно американское присутствие в Северо-Восточной Азии?
Даже само по себе наличие военной группировки США в регионе не играет какой-либо стабилизирующей роли. Это же очевидно!
При постоянном росте милитаризации региона военная группировка США, насчитывающая военнослужащих в несколько раз меньше, чем у других государств Северо-Восточной Азии не сможет даже своим физическим присутствием сыграть стабилизирующую роль.
Зато запросто обострит межгосударственные отношения в регионе. И катализатором может стать очередное заявление президента США, подобное январскому 2002 года, в котором он отнес КНДР к «оси зла».
Кроме того, при наличии у стран региона атомного оружия присутствие американских военнослужащих будет автоматически сводиться к нулю как на дипломатическом уровне между странами региона, так и между странами, чьи геополитические интересы сосредоточены в Северо-Восточной Азии.
Особо нужно отметить наличие в регионе межгосударственных блоков и попытки создания собственной региональной системы безопасности. Здесь нельзя упускать из внимания, что баланс сил между четырьмя странами — Японией, США, Китаем и Россией — и Японо-Американский договор о безопасности играют одну из основных ролей в сфере безопасности. При этом продолжаются инициативы отдельных стран региона по созданию системы кооперативной безопасности в рамках Асеановского регионального форума (АРФ), который стал первой в этом регионе организацией, нацеленной на создание доверия и предупреждение конфликтов, и в рамках ко-торой проходят многосторонние переговоры о региональной безопасности.
Несмотря на то, что в регионе Северо-Восточной Азии углубляются межгосударственное сотрудничество и взаимозависимость, и в экономической и в политической сфере, он остается самым «милитаризированным» регионом мира.
Нужно отметить, что при столкновении интересов стран региона в будущем 2004 году, которые могут послужить причиной необратимых процессов, вся Центральная Азия автоматически становится невольным участником в этой «игре». Таджикистан, Кыргызстан и в первую очередь Казахстан своими относительно спокойными социально-политическими условиями будут притягивать беженцев из стран Северо-Восточной Азии, которые появятся сразу же после начала военных действия на территории одной из стран региона. При этом отсутствие и слабый контроль за соблюдением пропускного режима на границе Казахстана с другими сопредельными республиками будет являться одним из определяющих факторов в выборе беженцами этой республики в качестве места жительства.
Другой фактор, который также будет автоматически втягивать страны Центральной Азии во все коллизии региона — это наличие американских и российских баз на их территории, что может в последствии пагубно отразиться на их внешнеполитических отношениях с другими государствами региона.
Безусловно, улучшение за последние 10 лет двусторонних отношений между Китаем и Южной Кореей, Китаем и Россией, Россией и Южной Кореей, и даже Китаем и Тайванем, особенно в экономической сфере.
Причастность стран Северо-Восточной Азии к региональным организациям как АРФ, АТЭС тоже влияет на создание доверия между странами региона и способствуют формированию общей экономической политики на базе взаимных интересов.
Но эта ситуация является нестабильной и может в любой момент перерасти в конфликт со всеми вытекающими последствиями.