Ограниченная интеграция - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+18 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ограниченная интеграция

Ограниченная интеграция

Человек в инвалидной коляске - привычное явление в странах Европы - для нас пока необычное зрелище.

  • 5 Декабря 2007
  • 2246
Фото - Caravan.kz

Этот факт свидетельствует о том, что в стране, несмотря на явный прогресс во многих сферах, продолжают ущемляться права инвалидов. Люди с ограниченными возможностями обречены жить в четырех стенах. Дети-инвалиды не посещают обычные школы и детские сады и вынуждены обучаться в специализированных учебных заведениях. В то же время многие инвалиды имеют желание работать, могут приносить пользу обществу.
Общество не готово к интеграции
В Казахстане официально зарегистрировано около 500 тысяч инвалидов, из которых более 50 тысяч — дети. Об их проблемах общество узнает из уст представителей неправительственных организаций, которых на сегодня насчитывает в стране более 200.
И не все проблемы можно решить только с помощью законов, регулирующих жизнь людей с ограниченными возможностями, например, Закона «О социальной защищенности инвалидов в РК» и Государственной программы реабилитации инвалидов на 2006-2008 годы.
В каждой области Казахстана действует аналогичная региональная программа. Однако количество охваченных реабилитацией инвалидов до сих остается низким — в прошлом году оно составило всего 5 процентов.
В Таразе инвалидам оказывается помощь: выдаются инвалидные коляски, слуховые аппараты, подгузники, обеспечивается санаторно-курортное лечение и так далее. Но все равно людям живется тяжело, остаются проблемы с трудоустройством, так как в городе прекратил существование единственный комбинат, где трудились члены регионального филиала Казахстанского общества слепых. Вопрос возобновления его деятельности находится пока что в стадии обсуждения.
Члены Молодежного общества инвалидов, когда могут самостоятельно выйти из дома или квартиры в многоэтажках, где нет никаких условий для человека в инвалидной коляске, принимают активное участие в городских и областных мероприятиях. Взрослые инвалиды, сплотившись под знаменем «третьего сектора», регулярно обращают внимание чиновников и общественности на свои трудности.
Одной из самых больных тем является отсутствие пандусов. Вообще, проблема эта поднимается постоянно, «набив оскомину». По существующим правилам в городе ни одно вновь сооруженное здание общественного назначения не должно сдаваться в эксплуатацию без оборудованных пандусов.
На деле же сплошь и рядом эти правила нарушаются либо исполняются формально — если сооружают пандус, то не соблюдают градус уклона, в результате чего подъем или спуск по нему для инвалида становится экстремальным. Кое-где условия для себя создают сами инвалиды или их родственники, если квартира находится на первом этаже.
А как быть тем, кто живет выше, и чем руководствовались чиновники, ответственные за выделение жилья, выписывая ордер семье, в которой имеется инвалид? И я еще ни разу не слышала о том, чтобы в данном случае на помощь пришли КСК или другие службы.
Увы, несмотря на все звучащие на заседаниях разных уровней, высокопарные рассуждения о социальной поддержке инвалидов и их интеграции в общество, спасение людей с ограниченными возможностями — дело их же рук.
И пусть получается не всегда и не так, как хотелось бы, но результаты есть.
Детская граница
Если обратить внимание на детей-инвалидов, которые сегодня получают образование в закрытых учебных заведениях, то у нас имеется возможность сделать их полноценными членами общества, гражданами Казахстана, проносящими пользу своей стране.
Впрочем, пока мы вынуждены констатировать: дети готовы принять общество, которое, напротив, пока не готово стереть грань, за которой начинается создание иного мышления. Не потому ли часто можно услышать мнение, что ребенок-инвалид не способен находиться среди здоровых детей? Хотя немногочисленные примеры, когда в классе обучается ребенок с ограниченными способностями, показывают, что у этих детей успехи в учебе значительно выше, чем у нормальных учеников.
Максим Н., страдающий неизлечимым генетическим заболеванием, после школы окончил ТарГУ, получил диплом и успешно трудится на одном из частных предприятий, осуществляя компьютерное обеспечение. Семья Максима жила с нами по соседству и мне не раз приходилось защищать мальчика от жестких и несправедливых нападок ровесников. Своему 9-летнему сыну я сразу объяснила, что Максим — такой же человек, как и он, а в чем-то даже лучше.
Почему-то в нашем обществе детей не готовят к таким нюансам. В отличие от стран Европы, где малышам предлагают мультфильмы типа «Привет, Арнольд!», который в последнее время транслируется по спутниковым каналам. Честно сказать, меня подобный пример анимации поначалу привел в замешательство. Только потом пришло понимание, что дети, ознакомившись с поучительными историями про мальчика с необычной головой, спокойно готовы принять за норму любой физический изъян. Так маленьких членов общества воспитывают в Америке, где дети-инвалиды передвигаются на электрических колясках, пользуются удобными пандусами, чтобы заехать в класс. Там все автобусы имеют приспособления для инвалидных колясок. Таким образом, ребенок-инвалид в социальном и психологическом аспектах практически ничем не отличается от здоровых детей.
Право на защиту
В Таразе сегодня живут около 800 детей-инвалидов. Для них в городе действуют три специализированных учебных заведения: школа-интернат для глухих и слабослышащих детей «Мейрим», интернат для слабовидящих и слепых детей «Болашак», дом-интернат для умственно-отсталых детей.
Около 300 детей с ограниченными возможностями учатся в этих школах и интернатах, около 400 детей-инвалидов получают образование в домашних условиях. Остальные обучению не подлежат…
Статистика показывает, что большинство детей с ограниченными возможностями имеют возможность учиться, адаптироваться к реальной жизни. Но этому не всегда способствуют условия, в которые они изначально помещены, и грань остается до обидного четкой. Обществу трудно избавиться от стереотипов, когда родители стыдятся своего ребенка, испытывают необоснованное чувство вины, что становится причиной всех последующих трудностей, с которыми сталкиваются инвалиды.
Одна из них — нарушение прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями. Об этом говорят результаты недавно проведенной прокуратурой города Тараза. В числе нарушений отмечено отсутствие в доме-интернате для умственно-отсталых детей необходимого медицинского оборудования, ветхое состояние здания, плохие санитарно-гигиенические условия.
Не имеют возможности для занятий спортом и трудовым обучением дети в школе-интернате «Мейрим», предназначенной для их постоянного проживания, обучения и медицинского обслуживания. А слуховые аппараты, которые должны меняться после 4 лет использования, служат детям со слабым слухом в течение 7-8 лет.
Практические те же самые нарушения выявлены органами прокуратуры и в интернате для слепых и слабовидящих детей «Болашак». Здесь под спортивный зал приспособлен один из кабинетов, не оборудована сенсорная комната с набором мячей, матов, брусьев и ковриков, в которой дети приобретают или сохраняют необходимые функции организма. В интернате нет условий для физиотерапевтического лечения, отсутствует медицинское оборудование. А приобретенные год назад две компьютерные читающие машинки не используются по причине несовершенного программного обеспечения: читают они невнятно, «глотают» целые слоги и словосочетания, не адаптированы для казахскоязычных пользователей. Кстати, стоимость компьютерных машинок — 1 миллион 800 тысяч тенге.
Учитывая все недостатки, помощник прокурора города Тараза Жомарт Рахимбердиев отметил, «что выявленные нарушения законности создают условия для ущемления прав и законных интересов детей-инвалидов». Руководителям всех трех специализированных учебных заведений внесены представления о принятии мер по устранению выявленных нарушений с решением вопроса о дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Здесь уместно отметить, что все эти интернаты располагаются в зданиях бывших детских садов. Поэтому так остро стоит проблема наличия полноценного спортивного зала и создания условий для занятий физкультурой и трудовым обучением. Что касается организации медицинского обслуживания детей-инвалидов, то конечно, ответственность за отсутствие необходимого медоборудования должны нести органы, обеспечивающие финансирование данных учреждений образования.
Причина не в диагнозе
Наталья Шведова, чья дочь Света окончила школу-интернат «Мейрим», убеждена, что дети с ограниченными возможностями не должны чувствовать себя ущербными. Она несколько лет отстаивала право учеников этой школы на нормальное существование, когда бывшая директор Жанна Мамашева в буквальном смысле творила произвол, как среди педагогического состава, так и среди детей.
— Я не понимаю, почему дети-инвалиды должны воспитываться вне семьи? — говорит Наталья. — Каждый интернат работает по инструкциям, согласно положению, во всем соответствуя принятой у нас модели медицинской реабилитации. Детей разделяют по диагнозам и родители к процессу воспитания ребенка категорически не допускаются. Это в корне неверно, потому что невозможно воспитать полноценного члена общества вне семьи. Ведь даже выпускники детских домов вынуждены долгое время приспосабливаться к самостоятельной жизни.
Наталья несколько лет работала педагогом-воспитателем в школе-интернате, разработала собственную методику обучения и воспитания слабослышащих и глухих детей. Она на собственном опыте убедилась, что ребенок с ограниченными возможностями способен к обучению. Ее дочь Света не только успешно окончила 9 классов, но и стала призером республиканских панолимпиад и спартакиад по плаванию, научилась прекрасно шить.
Впрочем, не все родители особенных детей понимают высокую роль семьи в его адаптации и интеграции в общество. В данном случае необходимо обратить внимание на его таланты, способности, развить их. Здесь все зависит от настроя семьи, с которой, по сути, начинается общество.
Много споров возникает вокруг так называемых «необучаемых» детей, для которых этот диагноз означает крест на всю жизнь. Одни считают, что необучаемых детей нет, рано или поздно человек проявляет интерес к знаниям. Вся проблема упирается в недостаток квалифицированных специалистов, которых в наших вузах пока не готовят. Другие утверждают, что ребенок, страдающий аутизмом, к обучению не способен и должен быть изолирован от общества.
Усугубляет ситуацию в стране отсутствие института социальных работников. В результате дети-инвалиды лишены возможности развития индивидуальных творческих возможностей и социализации в рамках реализации альтернативной программы интеграции в общество. А программа индивидуальной реабилитации пока ограничивается заключением МСЭК: обучаем — необучаем.
О проблемах инвалидов вспоминают не так уж часто. Но всякий раз разговор на эту тему вызывает неоднозначные чувства. Конечно, преобладает среди них жалость, однако не все инвалиды позволяют себя жалеть. Они хотят поддержки не столько физической, сколько моральной и, чаще всего, материальной. Потому что прожить на 10-12 тысяч тенге в месяц получается не у всех, а работу имеют единицы. Родители детей-инвалидов, особенно одинокие матери, тоже не всегда могут позволить себе находиться на работе весь день, так как ребенок нуждается в постоянной опеке.
И чтобы найти решение всех проблем, необходимо в первую очередь обратить внимание не только на неукоснительное соблюдение Закона «О социальной защите населения в РК» и реализацию Государственной программы реабилитации инвалидов, но и на создание условий, в которых общество повернется к инвалидам лицом и протянет руку помощи. Может тогда люди с ограниченными возможностями и сумеют показать свои неограниченные способности и таланты…

Фото с сайта http://weblinks.ru