В этой связи «Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы», в принципе, призвана повысить роль, как общественных организаций, так и органов местного самоуправления в русле демократических реформ, проводимых в стране.
Практически во всех регионах Казахстана идет формирование и утверждение составов областных и городских общественных советов. А на днях в парламенте состоялось обсуждение процесса создания Общественной палаты, куда пригласили лидеров республиканских политических объединений и партий.
Собственно, новаторским этот процесс назвать трудно. Во все времена участие ярких представителей общественности в жизни государства, обсуждении законов демонстрировали уровень демократических процессов в стране в целом, и в отдельно взятом населенном пункте, в частности. Вспомнить хотя бы различные вече, сходы, суды биев, общественные собрания и так далее. Общественное мнение для любого государства имеет немаловажное значение.
Года два назад, по всей стране живо обсуждалось создание органов местного самоуправления. Но дальше разговоров дело не пошло. По-прежнему в этой роли выступают маслихаты и акиматы всех уровней. И сегодня государственная власть решила призвать к сотрудничеству общественность, что без сомнения можно считать очередным шагом к формированию в стране гражданского общества.
Концепция развития гражданского общества в Казахстане была подписана президентом Н.Назарбаевым в прошлом году. Однако и год спустя сфера деятельности большинства представителей общественных и неправительственных организаций замыкается на экологии и культуре, в обход острых социально-политических вопросов.
Несмотря на то, что государство создало условия для работы общественных организаций в рамках госзаказов, не все руководители НПО принимают участие в конкурсах по распределению грантовых программ, объявленных местными акиматами.
Тем не менее, в данное время ведется активное сотрудничество общественных организаций с акиматами. В Таразе уже осуществлен ряд проектов по поддержке малоимущих слоев населения, обучению государственных служащих казахскому языку и компьютерной грамотности. Тесное сотрудничество лидеров общественных организаций с представителями госорганов позволило улучшить ситуацию с проблемными общежитиями города.
И, наконец, очередной шаг — Советы общественности при акиматах городов, целью которых является совместное решение наиболее актуальных проблем, волнующих общество.
В Таразе к созданию постоянно действующего Совета общественности решили подойти со всей ответственностью. Проект положения о Совете был обсужден с представителями НПО и политических объединений, которых пригласили в актовый зал акимата города.
Обсуждение, надо заметить, было бурным, что позволило внести коррективы в некоторые пункты положения.
Приглашенные лидеры общественных объединений сразу выразили протест против включения в состав Совета представителей государственной власти — заведующих отделами акимата. Нет, они только приветствовали председательство Совета заместителем акима города Кулимхан Тогузбаевой. Но присутствие чиновников большинство общественников признало лишним. В крайнем случае, для получения компетентного разъяснения той или иной проблемы представителей госструктур можно пригласить на заседание Совета.
В состав Совета решено включить 33 человека, в числе которых руководители неправительственных организаций, политических общественных объединений. Судя по тому, как живо обсуждались все вопросы, касающиеся формирования данного «коллегиального совещательного органа», будущие его члены полны желания принять активнейшее участие в создании гражданского общества, о котором в последние годы ведется столько разговоров.
Конечно, изучая положение, многие из присутствующих отметили несомненное сходство положения о Совете с вышеупомянутой Концепцией развития гражданского общества, но в данном случае трудно найти лучшие формулировки. Тем более что и Совет создается в рамках реализации очередного этапа самой Концепции.
Собственно, обсуждение будущей деятельности Совета общественности полной картины не дало. Для некоторых членов Совета так и осталось неясным, чем они, собственно, будут заниматься. Состав членов Совета сформирован акиматом, и вошли в него в основном председатели НПО и ОО, длительное время сотрудничавшие с государственной властью.
Замечу, что некоторые из них руководствуются в своей реальной деятельности не столько чаяниями народа, сколько собственными интересами. Однако из песни слов не выкинешь, и если у руководства акимата они вызывают доверие, то без их присутствия на совещаниях по обсуждению жизненно важных вопросов не обойтись.
Впрочем, по этому поводу г-жа Тогузбаева заметила, что проект положения и список предполагаемого состава Совета были разосланы полтора месяца назад во все общественные организации города «и все, кто посчитал нужным, пришли».
В данное время в городе зарегистрировано около 200 общественных организаций, из них реально действуют от силы 30, и лишь считанные единицы оказывают существенное влияние на общественную жизнь.
Я, разумеется, не говорю о национально-культурных центрах, без участия которых не обходится ни одно общественно-значимое мероприятие.
В общем, все прошло по хорошо отработанному сценарию — собрались, обсудили, решили. Проект положения отправлен на доработку, в процессе которой будут внесены озвученные предложения. После регистрации в органах юстиции и публикации в СМИ положение примет статус официального документа.
Смогут ли члены Совета общественности от неправительственных организаций и партийных объединений как-то повлиять на жизнь города, хватит ли у них одновременно смелости и такта при обсуждении принимаемых властями решений? И прислушаются ли чиновники к гласу народному, коим следует считать мнение председателя Жамбылского филиала ОО «Поколение» Зубиры Беляевой и председателя областного филиала ОСДП Григория Тяна? Особенно, когда сам народ предпочитает занимать наблюдательную позицию в отношении политической и общественной жизни страны.
Очень хочется надеяться, что столь важное для города событие не превратится, как водится, в банальное исполнение следующего пункта Концепции. Ведь судя по тому, как сами НПО стремятся к сотрудничеству с государством, пытаются сократить пропасть, образовавшуюся между народом и чиновниками, можно сделать вывод, что они находятся на верном пути. И задача обеих сторон — общественников и власти — сузить пропасть, укрепить проблемные участки, создать благоприятные условия для развития эмбриона гражданского общества.
И в то же время постараться не свести дело к административному выполнению плана, а действительно наладить работу по решению актуальных социально-экономических задач. Ведь в данном вопросе каждая ошибка дорого будет обходиться. Потому что цена ее слишком высока — доверие народа.