Приют разбившихся судеб - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Приют разбившихся судеб

Приют разбившихся судеб

Бездомный бродяга - что может быть горше такой жизненной судьбы?

  • 18 Октября 2007
  • 4211
Фото - Caravan.kz

Тысячи «отверженных» бродят по улицам казахстанских городов. Грязные, опухшие, больные, отвратительно пахнущие, они вовсе не напоминают живописных бродяг и босяков, которых так любил описывать Максим Горький…
Эти часть нашего общества, но их жизнь проходит, не касаясь нашей. Увидев грязного, оборванного бомжа, лежащего где-нибудь в подворотне, мы чаще всего стараемся поскорее пройти мимо.
И редко кто из нас найдет в себе силы к состраданию, подойдет к нему, поинтересуется, просто ли спит пьяный человек, или без сознания, а может — уже скончался?
Есть множество примеров, когда бомж умирал в самом центре большого города, среди спешащих по своим делам людей, и никто не пожалел гибнущего человека, ни один не остановился, не позвонил по мобильнику в милицию или «Скорую помощь»…
Если говорить без обиняков, отношение к таким людям — как к бездомным собакам, в целом, брезгливо-равнодушное. Почти никто не задумывается, что ведь и у них когда -то был дом, семья, мечты, был свой уютный и прочный мирок, которого они лишились. Но сегодня у них появился шанс на возрождение, слабая рука помощи, которую протянуло им не равнодушное общество, а государство…
Алматинский городской центр социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, найти не так просто. Расположившийся на окраине города, на маленькой тенистой улочке в микрорайоне «Алтай», он сегодня стал центром притяжения для многих сотен бездомных нашего главного мегаполиса. Потому что на сегодня — это единственное учреждение, где могут найти приют люди, не имеющие крыши над головой. Здесь их накормят, помоют, дадут новую приличную одежду, если надо — восстановят утерянные документы.
— Я уже в этом центре больше года, — рассказывает пожилой человек, назвавшийся Самиром. — Попал сюда из больницы, где мне сделали операцию, отрезали стопу ноги — обморожение. И если бы не забота сотрудников Центра, я не жил бы сейчас, не разговаривал с вами…
История Самира — типичная для обитателей центра. Сирота, воспитывался в детдоме. Всю жизнь прожил по съемным квартирами да по общежитиям. Женился, работал на заводе. Но жена умерла и после потери единственного в этом мире родного человека Самир запил, да так крепко, что оказался в один прекрасный день на улице. Дом у него, по пьяной лавочке, купил дальний родственник и сразу же продал. И покатилась судьба под откос — ночевки на улице, пьянство, питание из мусорных баков… И если бы не Центр, куда он попал еще слабый после болезни, гибель была неизбежна. А здесь его вылечили от застарелого алкоголизма, он даже нашел работу — чинит обувь в одной артели. Подумывает переехать в деревню, к нашедшимся родственникам.
— Алкоголь — это, конечно, большая проблема для опустившегося, слабого человека, — говорит психолог Карлыгаш Манкеева, давно работающая с такими людьми. — Так ведь и поневоле запьешь! Когда нет у тебя в этом мире ни дома, ни близкого человека, ни помощи, ни поддержки, ни даже еды… Человек должен чувствовать, что он нужен кому-то, без этого вся его душа рушится.
Центр оставляет приятное впечатление. Ровные, подметенные тротуары, много деревьев, в разных местах расположились новенькие скамейки. Такая же чистота и в общежитии, где могут находиться одновременно до ста человек. На территории находится также и корпус для инвалидов, где живут тридцать постояльцев. Все обитатели Центра совсем не напоминают бродяг — умыты, неплохо одеты и в общем картина весьма напоминает какой-нибудь советский санаторий или больницу.
Но так было не всегда, директор Центра Николай Коротицкий рассказывает, что в первые годы существования государственное финансирование данного учреждения было очень скудным. Палаты для обитателей центра располагались в подвале здания, и многоярусные кровати стояли там вплотную. Но мест для всех желающих все равно не хватало — люди спали в коридорах, в подсобных помещениях. А однажды некое предприятие, занимающееся вывозом твердых бытовых отходов, чуть не превратило часть территории центра в свалку. Очевидно, решив, что там, где собираются обломки человеческих судеб, самое место и для другого мусора… Только с помощью правозащитников акимат дал по рукам мусорным бизнесменам — Центр оставили в покое.
Несколько лет упорных усилий не были потрачены зря — сейчас здание центра ничуть не напоминает ночлежку. Строится еще один корпус на полторы сотни мест. Финансирование из бюджета остается скромным — в день на подопечного Центра расходуют не более двухсот тенге. Однако сегодня большую помощь оказывают различные благотворительные организации, религиозные объединения, да и простые люди, которые не могут смотреть равнодушно на страдания ближнего. Они приносят обувь, одежду, продукты питания, постельное белье. Огромная помощь идет от религиозных организаций — ведь корпус для инвалидов, от фундамента до крыши в 2005 году построила именно одна зарубежная миссионерская церковь. А другое религиозное объединение еще раньше подарило прачечную со всем оборудованием.
В Алматы есть и другие центры социальной помощи обездоленным людям, зачастую опекаемые религиозными и правозащитными организациями, например — приют для женщин и детей, пострадавших от домашнего насилия, центры излечения и реабилитации наркоманов. Но их очень мало, и не для всех их помощь может дойти. Нужно еще, чтобы опустившийся или попавший в критическую ситуацию человек сам захотел, чтобы ему помогли, сам активно принимал участие в налаживании своей собственной судьбы.
Правила пребывания в Центре довольно жесткие, без особой нужды постояльцы за территорию выходить не должны. А то, того и гляди, сорвутся, бутылку принесут. Алкоголь запрещен абсолютно — за первое же такое нарушение выгоняют безжалостно. По-другому нельзя — контингент-то здесь специфичен, на водку податлив, а старые привычки могут проснуться в любой момент. Многие жители Центра нашли свою судьбу, бросились пить, устроились на работу, даже стали снимать жилье.
Проблему эту государство начала решать еще несколько лет назад. Согласно Постановлению Правительства РК от 16 марта 2000 года, в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам, не имеющим определенного места жительства, занятий и средств к существованию, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка, акимам областей и городов было рекомендовано создать в городах с численностью свыше 100 тысяч человек в установленном законодательством порядке Центры социальной адаптации.
Им предписывалось передать на баланс этих Центров пустующие помещения, пригодные для использования. Но все дело в том, что в связи со строительным бумом свободных помещений во многих городах почти не осталось, возросла цена земельных участков, да и активность акиматов в этом отношении оказалась весьма низкой. Возникли и проблемы с финансированием: не везде местные бюджеты посчитали оправданные такие расходы, а Министерство труда и социальной защиты населения слабо контролировало выполнение этого постановления правительства.
В результате такие Центры, если и возникли, то в ограниченном количестве и преимущественно в самых крупных городах.
Поэтому и получилось, что такой Центр — один на весь многомиллионный город, хотя потребности социальной адаптации бомжей все растут. Правда, акимат принял решение открыть в Ауэзовском и Жетысуском районах пункты оказания социальной помощи для бездомных, но дело пока с места не движется.
Есть планы и расширения существующего Центра — недавно в микрорайоне «Шанырак-1» акимат выделил землю под строительство нового филиала. Это примерно 1,3 гектара, где будут располагаться административный корпус с пищеблоком и спальный корпус на сто мест. Строительство обойдется в 100 миллионов тенге, деньги в бюджете запланированы, так что в Центре надеются: филиал вступит в строй в следующем году. А значит — еще сотни человеческих судеб получат надежду на возрождение.

Фото с сайта http://www.miloserdie.ru