Кыргызстан: что дальше? - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+5 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кыргызстан: что дальше?

Кыргызстан: что дальше?

29 апреля за клубным столом Института политических решений обсуждали будущее соседнего государства.

  • 1 Мая 2010
  • 2385
Фото - Caravan.kz

Какая политическая система приемлема для Кыргызстана? Как стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране? Чем постреволюционная действительность в государстве грозит Казахстану и региону?
Решений всех проблем политологи двух стран не нашли, но часть вопросов на заседании Клуба ИПР обрела свои ответы.
Есть ли будущее после такого настоящего?
Вообще Кыргызстан представлял лишь один политолог – эксперт по странам Центральной Азии Александр Князев, хотя согласие на встречу давали и политики от Временного правительства. В последний момент приехать отказались.
Так что судьбу Кыргызстана решали под «спикерством» г-на Князева политологи, политики, экономисты, предприниматели от Казахстана.
Ситуация в стране сложная. Вот ее краткая характеристика, по Александру Князеву, в основном, в части работы временного правительства:
— бессистемный, ситуативный характер.
— отсутствует необходимая управляемость регионами по линии госуправления в целом и по линии отдельных ведомств.
— правоохранительные и силовые структуры находятся в состоянии раскола по родовому и, отчасти, региональному признакам.
— имеют место кадровые назначения по принципу непотизма, включая и рейдерские действия.
Экономические меры, согласно словам г-на Князева имеют место, но они, скорее, «пожарные», чем эффективно стабилизирующие ситуацию:
— введение временного руководства в банках, аффилированных с Максимом Бакиевым.
— ограничение банковских операций и выплат денежных сумм.
— установление моратория на сделки с недвижимостью.
— полная остановка товарных потоков на кыргызско-казахской и узбекско-киргизской границах с 7 апреля.
— попытки возврата незаконно присвоенных сумм аффилированными экономическими субъектами и инсайдерами.
Эксперт предложил на рассмотрение коллег возможные сценарии развития страны. По негативному варианту – (Князев называет его «афганским») – государство раскалывается на непредсказуемо большое количество анклавов (что всегда легче реализовать в стране с горным рельефом), принимается решение о вводе войск ОДКБ: «выполнение ими миротворческих, полицейских функций обеспечивает условную стабильность», но при этом в социальной сфере кризис обостряется.
Растут националистические настроения как контрреакция на военный контингент, формируются новые конфликтные очаги, в целом конфликт пролонгируется.
Если «сработает» позитивный сценарий, то временное правительство нарастит контроль над ситуацией, удастся сохранить коллегиальность в управлении и воспрепятствовать непотизму и коррупционным связям, решатся конфликты в СО и МВД, силами спецслужб и правопорядка нейтрализуется «проблема Бакиевых».
Позже, 27 июня, на референдуме будет принята новая конституция КР со сбалансированными полномочиями институтов президента, правительства и парламента. 10 октября пройдут выборы в парламент и, возможно, президентские выборы. «И начинается позитивное, хотя и трудное, но более или менее поступательное развитие республики», — завершает Князев.
«Перспектив у этого правительства не будет, пока не будет нормального базиса и согласия в обществе», – предполагает советник аналитического центра при правительстве и Нацбанке РК Шамиль Дауранов. По мнению экономиста, согласие это может быть только при демократии, которая в его понимании может настать или когда люди сыты в бедной стране, или когда народ беден, но живет в богатой стране. «Новые люди приходят к власти при бедной экономике, еще больше разворовывают ее, и это грозит новым переворотом», – констатирует Шамиль Дауранов.
Аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов предлагает сохранить все атрибуты Кыргызстана как государства, но ввести при этом миротворцев и поделить страну на три основные зоны влияния – казахстанскую, узбекистанскую и сил ОДКБ. «Это будет своего рода план Маршалла, как в Германии, с вливанием денег, разработкой полезных ископаемых, оживлением того же угля, золота, общественными работами, строительством инфраструктуры и т.д.» То есть сопредельные страны смогут избежать распространения проблемных очагов путем взятия на себя ответственности и наличия инициатив по поднятию страны.
Потеря государственного управления очень дорого обходится стране, отмечает Жанат Курманов, глава Халык Банк Кыргызстан. А без стабилизации госуправления страна будет стоять на грани банкротства. В первую очередь необходимо провести легитимизацию власти и обратить внимание на общую экономическую стабилизацию. А с учетом небольших размеров и несамостоятельности экономики, учитывая, что ключевое в ней – это банковские переводы и миграция населения, необходимо делать упор на открытость экономики. Необходимо провести, скорее всего, приватизацию государственных предприятий с участием иностранного капитала, поскольку его присутствие во многом стабилизирует экономическую ситуацию.
Жанат Курманов уверен в правильности принятия декрета о защите инвестиций. Кроме этого нужно еще раз подтвердить обязательства по межгосударственным соглашениям и нацеливаться на дальнейшую интеграцию с учетом тесных экономических связей с Россией и Казахстаном и перспективой вхождения в единое экономическое пространство.
«А также выход из ВТО», – добавляет Александр Князев.
По словам экономиста Каната Берентаева, Кыргызстан перешел сегодня в четвертую группу стран, которые без чужой помощи уже не могут существовать. «И без интеграционных проектов у него будущего не будет, страна просто распадется, хотим мы этого или не хотим, какие бы войска ни вводили туда».
Руководитель Центра актуальных исследований Андрей Чеботарев надеется, что до афганского сценария не дойдет. «Потому что при всех катаклизмах, берущих начало с 2005 года, Кыргызстан выстоял, не распался на серию анклавов, хотя тенденция, безусловно, есть к этому». Здесь есть межклановые противоречия, но нет противоречия по яркому этническому признаку, как, допустим, в Югославии.
Кроме того, отмечает Андрей Чеботарев, исключено, что правительство придет к парламентской системе управления. Скорее, будет сделана ставка прагматично мыслящей элиты на отдельную персону. Возможно, в некоем мягком варианте, когда президент будет избираться народом, будет контролировать определенную часть сегмента госуправления, включая сферу безопасности, обороны, внешней политики, но без вмешательства в экономику. Один из «оптимальных вариантов» (что не обязательно является реалистичным) – Феликс Кулов.
«В Кыргызстане большое количество серых людей, каждый из которых не верит никому и хочет обмануть другого», – описывает ситуацию в стране руководитель Экспертного центра национальной стратегии Адиль Тойганбаев. Однако, что положительно: люди, в том числе и во временном правительстве, начинают понимать свою ответственность. У них нет иллюзий, какие были у Бакиева, и они стремятся к новой политической системе. Хотя к их желанию перейти к парламентской системе Тойганбаев относится скептически. «Президентское правление при нынешнем раскладе тоже не получается – нет в стране своего Наполеона».
На данный момент Адиль Тойганбаев предлагает организовать подобие чрезвычайного комитета, «вогнать в него всех этих политиков, пускай они варятся в нем», а заниматься самоуправлением на местах. Это более правильное направление, считает политолог.
Слабая страна привлекательна для интересов сильных государств, отмечает аналитик ИПР Алишер Тастенов. «Естественно, все внимание приковано к Центрально-Азиатскому региону, тем более он граничит с Афганистаном».
«А Афганистану, – добавляет модератор КИПР Ерлан Смайлов, – интересен нестабильный Кыргызстан, потому что там – производство, здесь – логистика». И если отстраниться от риторики, что наркотики – это плохо, а взглянуть с точки зрения бизнес-модели, то Афганистану удобна транспортировка на север через неспокойный, нестабильный Кыргызстан.
Какие еще угрозы представляет собой Кыргызстан сегодняшний? Марат Шибутов вспоминает непосредственные дни революции: «Что творилось в Таразе, когда был сам переворот, когда дошел просто слух о том, что может быть спущено Кировское водохранилище? Я уж не говорю о Токтогульском! Ведь Кировское водохранилище при экстренном спуске может смыть Тараз полностью».
«А успели ли гастарбайтеры выехать за пределы страны?» – спрашивает Марат Шибутов. Возможно, часть выехала, говорит Александр Князев, но желающих это сделать гораздо больше. «А это ведь взрывоопасная масса», – безрадостно заключают эксперты.
Существование нестабильной страны с множеством властей, множеством интересов различных сил представляет угрозу как социальную, экономическую, так и криминальную.
Помимо транзита наркотиков, повторяет Ерлан Смайлов, это и транспортировка в приграничные регионы оружия. Угроза же затопления территории должна быть рассмотрена не с точки зрения «сейчас это наступит», а в аспекте моделирования и принятия превентивных мер соответствующими органами.

Алма Садыкова, специально для Караван.kz