Как наше слово отзовется-2 - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как наше слово отзовется-2

Как наше слово отзовется-2

О том, что государство может вмешаться в ситуацию вокруг спора двух частных хозяйствующих субъектов стало известно после того, как с соответствующими заявлениями выступил глава Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК Радильбек Адимолда.

  • 12 Мая 2010
  • 1714
Фото - Caravan.kz

Окончание, начало см.здесь.
Комментируя ситуацию вокруг аэропорта, он сказал, что государство вмешается в том случае, если под угрозой окажется национальная безопасность.
Заявление главы Комитета гражданской авиации может означать лишь одно: если под угрозой окажется функционирование терминала, то государство обязательно вмешается. Хотя, судя по всему, терминалу ничто не угрожало, что признано не только администрацией аэропорта, алматинским межрайонным экономическим судом, но и голландцами. В своих последующих интервью представители Амстердамского торгового банка и «Альфа-банка» перестали упоминать терминал как предмет залога.
Государство может все испортить
Что имел в виду глава Комитета гражданской авиации под «угрозой национальной безопасности» можно только гадать. Если терминал не заложен и, как утверждают в администрации аэропорта, ничто и никто не угрожает нормальному его функционированию, то посыл о «национальной безопасности» можно смело снимать с повестки дня.
Но, по всей видимости, в аэропорту о чем-то недоговаривают раз глава Комитета был вынужден сделать такое заявление. То ли с залогом не все чисто, то ли есть обстоятельства, которые могут сказаться на работе объекта.
Угрозу «национальной безопасности» следует читать как нарушение нормального функционирования аэропорта. По-другому трактовать весьма сложно. Но почему столь осведомленный чиновник сделал заявление, сильно нервирующее совладельцев?
Если предположить, что совладельцы прекрасно знают о таком развитии событий и делают все возможное, чтобы его приблизить, то вероятен следующий вариант. Крайним и виновным во всех грехах сделают Таира Идрисова, повесят на него все «косяки», а люди, принимавшие решение, и подставившие бывшего президента АО «Международный аэропорт Алматы», выйдут сухими из воды.
Тогда может случиться то же самое, что в прошлом году с концессионером железной дороги Шар-Усть-Каменогорск АО «Досжан темир жолы». Государство пойдет на национализацию аэропорта, а все обязательства частных владельцев возьмет на себя. По какой это пройдет схеме, пока непонятно, но что она существует, все же верится. Тогда «и овцы будут целы, и волки сыты». С концессионером так, примерно, и поступили. Государство выделило средства АО «Казахстан темир жолы» и Инновационному фонду Казахстана, чтобы они выкупили неразмещенные инфраструктурные облигации «Досжан темир жолы».
И в том случае никто из частных владельцев бизнеса никак не пострадал. Видимо, есть в Казахстане частный бизнес, который всегда выведут из-под удара. А по всем счетам, как обычно, заплатит налогоплательщик.
До настоящего времени, слава богу, дальше заявлений дело не пошло. Не только государственные органы, но и силовые структуры, в частности, транспортная прокуратура, сохраняют невозмутимость и выдержку.
Акимат Алматы после того, как в прошлом году его глава Ахметжан Есимов «налетел» на аэропорт за его внешний вид и внутреннее убранство, непрозрачные финансовые схемы ухода от налогообложения, взял паузу. Ни аким, ни его заместители никак не комментируют случившееся. Ни словом они не обмолвились и о своем имуществе — действующем пассажирском терминале, отданном администрации аэропорта в аренду на 20 лет (это было сделано еще в 2005 году).
Прокуратура ждет того, что один из участников спора, «Альфа-банк» или совладельцы аэропорта посчитают себя в чем-то ущемленными. Тогда и могут последовать заявления в прокуратуру.
До настоящего времени, если верить сторонам, никто не считает себя ущемленным. Никто не признает, что понес ущерб. Это может означать одно: стороны надеются, что вопрос можно решить полюбовно без привлечения прокуратуры.
Спор двух частных структур должен решить суд. Если же государство вмешается под уже упомянутым прикрытием угрозы национальной безопасности, то, во-первых, придется доказывать на суде, что наступил момент, когда национальным интересам что-то угрожает, во-вторых, инвестиционному фону Казахстана, если аргументация окажется слабой, угрожает большая опасность. Иностранные инвесторы могут воздержаться от своего решения вложить деньги в казахстанскую экономику, а банки перестанут кредитовать казахстанские компании.
Шиворот-навыворот
Версия о том, что крайним сделают бывшего президента АО «Международный аэропорт Алматы» Таира Идрисова нашла свое подтверждение. Как заявил недавно один из вице-президентов АО «Международный аэропорт Алматы» сделка займа может быть признана незаконной. По его словам, для того, чтобы закладывать под кредит объекты стратегического объекта, администрация аэропорта должна была инициировать правительственное постановление.
Вроде само постановление есть, его согласовывали, но, как водится, премьер-министр его не подписал. А так как постановление, ссылка на которое имеется в договоре займа, является незаконным, значит, и вся сделка признается незаконной.
По большому счету, сомнению подвергается не только квалификация прежней администрации аэропорта, но и юридическая служба Амстердамского торгового банка, а также соответствующая — «Альфа-банка». Мол, одни дали некорректную ссылку, а другие не просекли подвоха.
С другой стороны, нужно проверить на профессиональную пригодность судей Алматинского межрайонного экономического суда, поверившим предоставленным им документам, и на их основе наложившим арест на имущество аэропорта.
Если эта версия подтвердится, то прокуратура откроет уголовное дело по факту подлога документов со стороны прежнего руководства аэропорта. Что в этом случае делать истцу, вообще непонятно. Если сделка признана незаконной, то и кредит будет отдавать прежнее руководство.
Но есть еще один немаловажный нюанс. Когда прежнее руководство аэропорта совершило подлог документов, оно работало по договору найма у владельцев аэропорта. Если ответственность полностью ляжет на бывшее руководство, то ему и придется возвращать деньги. Захотят ли работодатели нести солидарную ответственность?
Некоторые обязательные выводы
По всем видимым и невидимым признакам ответить все же придется прежнему руководству аэропорта. Если возврат долга будет осуществлен судебными инстанциями, то Амстердамский торговый банк будет получать в год по копеечке. Такой сценарий развития событий никак не устраивает материнскую компанию «Альфа-банк». То есть с его стороны будет сделано все возможное, чтобы как-то заблокировать работу аэропорта или хотя бы сделать вид, что это можно сделать.
В таком случае «Альфа-банк» пойдет на все, что угодно. К примеру, если суд все же примет решение в их пользу, передаст управление активами управляющей компании. Тогда же управляющая компания, по совету «Альфа-банка», постарается перепрофилировать активы. К примеру, вместо ВИП-зала будет открыт ресторан, или СИП-зал переоборудуют в кинотеатр. Но это очень затратный путь, эффект от которого не очевиден.
Россияне могут поступить и по-другому. К примеру, сохранить профиль активов, но ввести свои собственные тарифы. Они будут высокими, и еще не факт, что аэропорт будет их использовать. Территории действующего пассажирского терминала вполне достаточно, чтобы перенести туда все, кроме гостиниц.
Значит, единственным способом для «Альфа-банка» вернуть свои деньги является примирение. Для этого за стол переговоров должны сесть совладельцы аэропорта, с одной стороны, и представители «Альфа-банка», с другой стороны.
Но чтобы россияне поверили, теперь недостаточно плана реструктуризации задолженности. Нужны гарантии от совладельцев, а также гарантии к уже предоставленным гарантиям. Акимат Алматы такую гарантию не даст.
Но дело как раз в том, что администрация аэропорта заинтересована в том, чтобы суд завершил разбор дела и вынес свое решение. Все равно тогда платить придется долго, но помалу. Та же самая реструктуризация, но со стороны судебных органов.
Если же АО «Международный аэропорт Алматы» все же захочет пойти на мировую, то снова предложит план реструктуризации долга. Он будет примерно таким же, каким должно быть решение суда.
Государство вмешается только в том случае, если представители «Альфа-банка» начнут чинить препятствия деятельности аэропорта. Так что, пусть и небольшая, но надежда на то что государство не вмешается, имеется.
Справка:
Амстердамский торговый банк — с 2001 года «дочка» «Альфа-банка». Осуществляет обслуживание и поддержку российского бизнеса за рубежом и содействует осуществлению инвестиций в экономику России и стран СНГ.
Международный аэропорт Алматы. Осуществляет большую часть пассажирских и грузовых авиаперевозок в Казахстане. Аэропорт располагает взлетно-посадочной полосой с асфальто-бетонным покрытием. Осенью 2008 года открыта вторая ВПП длиной 4,5 километра и шириной 60 метров, способная принимать все типы воздушных судов.