Кто хозяйничает на трубе? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто хозяйничает на трубе?

Кто хозяйничает на трубе?

Экспортный трубопровод Карачаганак-Атырау стал настоящим клондайком для черных нефтяников. Несанкционированные врезки в нефтепровод и кражи черного золота стали обычным явлением. При этом никто не знает, сколько нефти разворовано и какой ущерб нанесен государству.

  • 16 Апреля 2008
  • 1711
Фото - Caravan.kz

Карачаганак-Атырау — это главный трубопровод, по которому экспортируется карачаганакская нефть в Западную Европу.
Нефтепровод протяженностью 635 километров в основном проходит по территориям Бурлинского, Теректинского и Зеленовского районов Западно-Казахстанской области. Дальше он уходит в Атыраускую область, и что с ним происходит там местным правоохранительным органам неизвестно. Нефтепровод был запущен всего несколько лет назад и, если судить по распространяемой КПО информации, с каждым годом объемы перекачиваемой по нему нефти увеличиваются.
С самого начала к нефтепроводу, являющемуся стратегическим объектом, была приставлена военизированная охрана. Объект на всем протяжении охраняется уральским филиалом АО «Семсер». Но, несмотря на это, по данным Уральской транспортной прокуратуры, на трубопроводе регулярно происходит кража нефти.
«Только в 2007 году на данном трубопроводе были зафиксированы шесть фактов несанкционированной врезки, причем два из них — с розливом нефти. По всем фактам районными прокурорами возбуждены уголовные дела. Однако все они на сегодня приостановлены в связи с неустановлением виновных лиц», — сообщил заместитель Уральского транспортного прокурора Манарбек Мынбаев.
Осуществить врезку в действующий нефтепровод, по которой под очень высоким давлением перекачивается нефть, очень сложно. Такую работу однозначно должна выполнять бригада высококвалифицированных специалистов. В противном случае взрыв на трубе и гибель воров обеспечена стопроцентно. Но как отмечают специалисты, во всех случаях врезка осуществлена очень грамотно, в трубопровод пристегнут специальный трап с краником, куда регулярно подъезжает бензовоз, наполняет свою цистерну дорогим топливом и уезжает. Подобная преступная схема перекачки нефти может действовать довольно продолжительное время, пока случайно не попадет в поле зрения соответствующих органов, но мгновенно становится достоянием общественности в случае разлива нефти. Это чрезвычайная ситуация и означает, что преступники не справились с поставленной задачей и не смогли технично приварить кран к трубе.
Разлив нефти в минувшем году произошел дважды. В первом случае, на 199-м километре трубопровода Карачаганк-Атырау; во втором — на 127-м километре того же объекта.
По данным транспортной прокуратуры, в обоих случаях была зафиксирована несанкционированная врезка, в результате которой и произошла утечка нефтепродуктов.
Было внесено представление о локализации разлива и очистке загрязненного участка. Этим занимался хозяин трубы — компания «Карачаганак Петролеум Оперейтинг». Кроме того, КПО должна возместить ущерб, нанесенный экологии в результате разлива нефтепродуктов. При этом к охраняющей военизированной фирме АО «Семсер» никакие меры предприняты не были. Похоже, компанию КПО устраивает данное положение вещей, по крайней мере, несмотря на многочисленные факты врезок, она не стала расторгать договор с охранной фирмой которая, не смогла предотвратить кражу товара на нефтепроводе.
Сколько нефти разлито и разворовано в результате несанкционированных врезок в трубопровод, никто не знает. Областная и транспортная прокуратура не раз ставили этот вопрос, пытаясь выяснить ущерб, нанесенный государству. Но в КПО говорят, что подсчитать объемы разворованной нефти практически нереально, для этого якобы нужно создать специальную службу. Но пока она не создана, а значит, обрисовать истинные объемы ущерба невозможно.
Установить личности черных нефтяников также не удается. «На моей памяти нет ни одного факта доведения подобных дел до логического, то есть судебного конца», — говорит заместитель уральского транспортного прокурора Манарбек Мынбаев.
В виду того, что все преступления совершаются под прикрытием ночи, застать бандитов на месте происшествия никогда не удается. К тому же все происходит в безлюдной степи. Возможно, за такими делами стоят отнюдь не маленькие чины. Ведь мало врезаться в трубу и накачать оттуда нефти. Ее нужно потом переработать, реализовать.
В общем, это очень сложная и длинная цепочка, за которой, скорее всего, стоят не простые сварщики или безработные. Поэтому и не удается никогда раскрыть и довести эти уголовные дела до суда.
Между тем по территории Западно-Казахстанской области проходят несколько трубопроводов, представляющих стратегическую важность, в том числе, транзитный трубопровод «ИнтерГаз — Центральняа Азия».
Однако воруют нефть почему-то только с трубопровода Карачаганак-Атырау. И вполне возможно, что правоохранительным органам становится известно отнюдь не обо всех незаконных врезках.
В связи с создавшейся ситуацией транспортная прокуратура намерена организовать специальную проверку на данном трубопроводе и выяснить истинные причины происходящего.

Фото с сайта http://news.mail.ru