Автостраховка: и за страх, и за совесть - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Автостраховка: и за страх, и за совесть

Автостраховка: и за страх, и за совесть

Прошла слякотная алматинская зима, весна стремительно переходит к летней жаркой погоде, и на повестку дня водителей встали очередные задачи, одна из которых: обязательное прохождение техосмотра своего автомобиля.

  • 4 Апреля 2008
  • 1671
Фото - Caravan.kz

А его не пройти, если сначала не получить страховой полис на машину в одной из страховых компаний.
Автострахование по закону обязательно, поэтому все два с половиной миллиона водителей Казахстана вынуждены пройти процедуру, которая сегодня занимает мало времени, но способна принести много хорошего.
Система обязательного автострахования в РК серьезно «откорректирована»: по новым правилам, которые вступили в действие еще в прошлом году, стоимость страховки увеличилась в среднем в три раза, возросла максимальная сумма компенсации пострадавшим, да и начисляться она теперь будет по другой схеме.
Необходимость изменения условий страхования «автогражданки» назревала давно. Вначале, несколько лет назад, когда она только вводилась, было много эйфорических ожиданий. Жизнь их грубо «поправила». Недовольны оказались все: автовладельцы, потому что добиться компенсации от страховых компаний стало почти невозможным, страховщики, потому что несли серьезные убытки.
Старые тарифы действовали одиннадцать лет, но тогда дешевых автомобилей было гораздо больше, а ремонт после аварии в среднем не превышал 30 -35 тысяч тенге. Сегодня многое изменилось, и даже средний ремонт машины сегодня составляет не менее тысячи долларов. Кроме того, резко возросло число автомобилей в стране, соответственно — и количество аварий.
Для страховых компаний данный продукт стал убыточным. Некоторые из них просто перестали выписывать полисы, а часть страховых компаний, которые специализировались на «автогражданке», перестали возобновлять свои лицензии, переключившись на другие виды страхования.
Убытки казахстанских страховых компаний именно по этому виду страхования, по оценкам, в год составляли до двухсот миллионов долларов. Бизнес погибал на глазах, и парламент внес изменения в законодательство.
Теперь в Алматы, например, по легковым машинам автостраховка стоит в среднем 15 тысяч тенге, вместо прежних 3-5; по грузовым — 30 тысяч тенге (раньше 8-9). Таким образом, страховка подорожала в среднем в три раза. Но многое зависит еще и от региона страны: по каждой области введены свои коэффициенты, которые влияют на стоимость страховки. По статистике самые аварийные регионы страны — Алматы, Астана и Атырауская область, — там и самые высокие коэффициенты. Самая неаварийная — Жамбылская область — там и стоимость страховки возросла всего в среднем на 5-6 тысяч тенге.
Сейчас пять основных параметров определяют стоимость страховки: место регистрации автомобиля, тип транспортного средства, возраст водителя, стаж автомобилиста, сроки эксплуатации машины.
Еще одно новшество: скоро будет введена система «бонус — малус» (надбавки — скидки), которая давно используется в странах Западной Европы.
Теперь, чем больше страховых случаев будет у автолюбителя, тем больше он заплатит страховой компании за стоимость полиса. Так, если у водителя нет страховых случаев за последний год — ему предоставляется скидка в пять процентов от стоимости полиса, если один страховой случай — стоимость стандартной страховки увеличивается вполовину, две аварии за год и более — стоимость страховки увеличится на 145 процентов.
Кроме того, новые правила предполагают систему прямого урегулирования. Теперь потерпевший получает компенсацию не в той организации, где застрахован виновник, а в своей, которая затребует компенсацию у компании-виновника.
Если раньше водителю, в принципе, было безразлично, где страховаться, то теперь он будет искать ту страховую компанию, где оказывают качественные услуги. Это должно повысить уровень конкурентности на рынке и улучшить качество услуг. Но прямое урегулирование возможно только при условии, что в ДТП попали два участника. Если их три и более — будет действовать старая схема: пострадавшие стороны идут в страховую компанию виновника. Если полиса у виновника нет — пострадавший требует компенсацию ущерба с виновника напрямую.
Финансовая нагрузка на автовладельца, конечно, выросла, но расширилась и номенклатура услуг страховщиков, которые можно закрепить и в договоре. Теперь компании могут, по желанию клиента, проводить сбор документов вместо страхователя: согласно закону, после ДТП нужно предоставить не менее десяти справок. Сейчас закон разрешает сделать это сделать вместо автовладельца. Кроме того, страховщик может предоставить эвакуатор, такси или наемный автомобиль на время ремонта поврежденного автомобиля, прислать на место ДТП представителя страховой компании, вести юридическое сопровождение дорожного инцидента. За дополнительную плату, разумеется. За свои деньги водители сегодня могут требовать от страховых компаний работать и за страх, и за совесть.
Раньше очень часто страховая компания виновника ДТП отказывалась выплачивать страховку компании пострадавшего, добиваться компенсации приходилось в долгих и муторных судебных разбирательствах.
По новым правилам, введена должность страхового омбудсмена. Он назначается Агентством финансового надзора (АФН), которому поручено отслеживать деятельность всех страховых компаний. Если какая-то компания не согласится выплачивать деньги или начнет тянуть со сроками выплат, омбудсмен проверит все документы по аварии и примет решение: кто кому должен выплатить. Если решение омбудсмена не удовлетворяется, то компанию ждет наказание, в крайнем случае — даже отзыв лицензии.
И самое главное: если раньше за повреждение автомобиля выплачивалось максимум до 400 МРП, то теперь — до 600. Если при ДТП причинен вред нескольким автомобилям, раньше выплачивалось до 1000 МРП, сейчас — до 2000, пропорционально повреждениям всех автомобилей. Таким образом, размер выплат в среднем увеличился на семьдесят процентов. И это лишь по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности.
Владелец дорогой машины, для ремонта повреждений которой и этой возросшей компенсации не хватит, может застраховать свою машину на любую сумму — предел ее не ограничен законом. Если владелец опасается, что ущерб, причиненный им третьему лицу, превысит максимальный уровень выплат по обязательному страхованию, то можно дополнительно застраховаться добровольно. Но тут уже каждая страховая компания сама устанавливает тарифы — каждый волен выбирать самостоятельно.
Важное новшество правил: если при ДТП нет необходимости вызывать «скорую помощь» и причиненный ущерб не превышает 50 МРП, то участники могут не вызывать автоинспектора, а сразу — аварийного комиссара, чтобы оформить схему ДТП. При условии согласия всех сторон. Водителям не придется ждать несколько часов полицейского, создавая пробку на дороге, как это часто бывает. Но после завершения оформления аварии водители все равно должны поехать в ближайший пункт дорожной полиции и уведомить о ДТП.
В целом водители пока положительно оценивают новые изменения правил обязательного автострахования, надеются, что они избавить их от канители при ДТП и получении компенсаций.
Но как будет в реальности — жизнь покажет. Окончательный вывод о новшествах в автостраховании все сделают в конце года, когда новая система будет как следует «обкатана» на казахстанских дорогах.

Коллаж с сайта http://www.stracha.net