"Корочка" "за бесплатно" - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Корочка" "за бесплатно"

"Корочка" "за бесплатно"

Союз мусульман Казахстана направил обращение к руководству страны с призывом "внедрить" в республике бесплатное высшее образование.

  • 13 Мая 2008
  • 965
Фото - Caravan.kz

Об этом заявили руководители этой общественной организации и руководители Центрально-Азиатского университета на пресс-конференции 12 мая в Алматы.
Авторы обращения считают, что нынешняя система высшего образования в Казахстане, в значительной мере выстроенная на «бездумном копировании европейской системы», неэффективна.
Но, мало того, она еще, по мнению общественных деятелей, дискриминационна. Это выражается в неравных условиях доступа к образованию для различных социальных слоев, в снижении образовательного уровня населения и, как следствие, в «беспрецедентной коррупции образования».
С замечанием о проблеме коррупции нельзя не согласиться. Как и с тем, что сегодня система высшего образования в Казахстане дискриминационна с социальной точки зрения. Хотя, при чем здесь «копирование европейской системы»?
Данный тезис убедительно так и не был раскрыт. Выступавшие «ушли» от него в другую сторону — как и почему стоит сделать высшее образование бесплатным.
В результате осталось не ясным, в чем проблема: в обращении к европейскому опыту как таковому, в неправильном следовании ему или в чем-то еще?
Что же касается предлагаемой бесплатности высшего образования… Ясно, что в условиях рыночной экономики понятие «бесплатный» означает лишь одно: что платить за это будет не тот, кто всегда (или давно), а — кто-то. В новом проекте эта роль, разумеется, отведена государству. Ректор Центрально-Азиатского университета Макаш Татимов считает, что: «этому благоприятствует то, что «когорта» заканчивающих сейчас среднюю школу, сокращается».
Число абитуриентов по Алматы снижается по сравнению с предыдущими годами почти на две трети. «Эту демографическую «волну» надо «ловить», и переходить за счет этого от количества к качеству», — заявил г-н Татимов.
Значит, говоря иными словами, платить за будущих студентов придется меньше, поскольку количество самих студентов в силу демографических причин должно уменьшиться.
Ресурсов государства для бесплатного образования должно хватить. Их можно привлекать из «различных фондов» (имелись в виду, видимо, ресурсы Национального фонда), за счет борьбы с коррупцией и наркомафией и сокращения количества чиновников.
Сэкономив так государственные средства, общественные деятели предлагают направить их на финансирования высшего образование, особенно, на предоставление возможности получить его выходцам из сельской местности.
«Внедрение системы бесплатного высшего образования позволит Казахстану совершить прорыв в формировании высокоразвитой экономики и станет прецедентом для всего постсоветского пространства», — заявили участники пресс-конференции в Казахстанском пресс-клубе.
Очень много говорили они о плачевной ситуации с выпускниками школ на селе. Там, как отметил г-н Татимов, очень много талантливой молодежи. Но ее стартовые возможности сильно отстают от городских.
Поэтому введение бесплатного высшего образования могло было сильно поднять шансы сельчан на приличное образование. С этим нельзя не согласиться. Но просто «механический» переход назад, к бесплатному образованию, вряд ли решит какие бы то ни было серьезные проблемы. Например, никуда не исчезнет та сама коррупция в системе высшего образования, о которой говорили организаторы инициативы.
Что касается именно этой, коррупционной, проблемы, то «бесплатность», возможно, только ухудшит положение дел. Строго говоря, ведь и в советские времена с их бесплатным образованием, общедоступным оно не было. Свободно поступить в любой вуз было совершенно невозможно, и кастовость, и социальная иерархичность присутствовали в большом процентном содержании. Да, они часто маскировались под различные квоты, «спускавшиеся «сверху», но суть проблемы — совсем не менялась.
Так что, бесплатность высшего образования, даже если к ней взять, и вернуться, ничего не решит. Для студентов.
Для вузов, может быть, и решит: гарантирует им оплату их работы не из нестабильного «кармана» родителей студентов, а из госбюджета.