Вся суть христианства, если брать его моральный аспект, состоит, если вдуматься, в приготовлении человека к жизни Вечной, которая наступит по окончании его земного существования…
Отринуть все блага этого мира — ради будущего чудесного Воскресения: вот что много веков было побудительным мотивом действий истинно религиозного человека, который индивидуальное наивысшее воплощение находил в монашестве — полном посвящении себя и своих помыслов Богу.
Сегодня, в наш предельно рациональный, научный, нерелигиозный век все древние, «проклятые» вопросы: о смысле человеческого существования, о его цели — не потеряли своей актуальности.
Вряд ли кто станет отрицать, что современная цивилизация в значительной своей части направлена на безоглядное, бесконечное потребление. Комфортное, потребительское существование, как цель жизни — вот жизненная идеология миллиардов людей.
Но только материальное не может удовлетворить душу человека. Она нуждается в идеалах. И все чаще человек ищет их не в бесконечном наслаждении благами этого мира, а, напротив — в самоограничении, в трепетном поиске высших духовных ценностей, в возвращении к вере отцов… Отсюда — и возрождение монашества, как высшей формы служения Богу.
Русские были убеждены, что даже одни монашеские обеты сами по себе спасительны: человеку стоит только произнести их, надеть на себя черное монашеское одеяние, и тогда он сразу выделяется из ряда обыкновенных мирских христиан, становится на единственно верный путь к получению спасения.
Русские, в деле спасения человека, делили всех православно-верующих людей как бы на две совершенно различные породы: одна порода — низшая, презираемая, -это мирские люди, которые только и знают, что грешат, только и думают о греховном да порочном, и неизбежная участь которых — вечные адские муки; другая порода — высшая, совершеннейшая, предмет почитания и преклонения, — это монахи, которые только и делают, что усердно бегают от мирского греха и порока, только и занимаются в монастырях тем, что спасают свою душу. Их участь — райское блаженство.
Между этими двумя, совершенно различными породами людей, существует такая громадная бездна, что для тех, которые желает спасти свою душу, есть только один выход: стать монахом.
Этим, конечно, объясняется, почему в древней Руси даже князья на смертном одре старались принять монашество. Они были искренне убеждены, что одно принятие ими монашества, хотя бы только за час до смерти, будет для них спасительно, зачтется им в деле спасения в особую заслугу. Также смотрел на пострижение в монашество и весь русский народ.
На сегодняшний день в Казахстане действуют шесть монастырей Русской Православной Церкви. Количество монахов и монашек достигает двух сотен человек.
Ровно десять лет назад был открыт женский монастырь в Уральске, который сегодня активно ведет миссионерскую и гуманитарную деятельность. Также возрожден знаменитый Аксайский скит, расположившийся неподалеку от Алматы, в Аксайском ущелье.
Обитатели Аксайского монастыря, десятка три монахов, ведут тихую, размеренную жизнь, но раз в год, 11 августа — в день памяти святых преподобномучеников Серафима и Феогноста — на Кызыл-Жарскую гору съезжаются тысячи паломников, чтобы исповедаться, причаститься, принять участие в литургии, которую совершает митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий.
Путь к скиту не близок — долгие километры по горному ущелью, с преодолением крутых подъемов. Дорога петляет, огибая поросшую вековыми елями гору. Здесь царит тишина и красота. В далеком 1913 году пришли сюда основатели скита — верненский монах Серафим и странник Виктор. А через несколько лет, в пору гражданской смуты, здесь же погибли мученической смертью двое иеромонахов: именно к их могилам сегодня идут паломники, и под их небесным руководством проходит будничная жизнь скита.
Люди приходят сюда, чтобы очистить душу. Кто-то молится, некоторые просто тихо сидят, погруженные в медитацию. И часто люди здесь получают утешение и облегчение. Верующие говорят: «Это Серафим и Феогност заступились за нас перед Господом…».
Монах Геннадий согласился рассказать мне о своем пути к обретению веры.
— Я — бывший военный. Закончил училище, воевал в Афганистане, затем занимался бизнесом. Был дом, был достаток, дружная семья… Но знаете, уже тогда мне казалось, что жизнь как-то не заполнена, что в вечной гонке за деньгами, в этой бесконечной суете мы теряем что-то чрезвычайно важное. Мне встретился учитель — иеромонах Илиодор. Наши беседы с ним открыли для меня всю красоту веры, я стал активным прихожанином церкви, приобщил к ней и свою жену, детей. Мы делали много доброго — помогали бедным, я давал деньги на сиротские дома, на больницы. А потом Господь послал испытание: в автомобильной аварии погибла вся моя семья… Только помощь моих религиозных братьев спасла меня тогда. Я постригся в монахи и теперь живу в монастыре. Здесь, в трудах и молениях, я обрел покой и утешение.
Скит расположился на довольно крутом склоне, весь окруженный густыми, высокими деревьями.
Сразу за верхними воротами, там, где расположен недавно освященный храм, разместилась трапезная. Здесь монахи кормят паломников и едят сами. Пища простая: гречневая и овсяная каша с маслом, лепешки, оладьи, мед, чай. Посты здесь соблюдаются строго, как и распорядок дня, где труды перемежаются с молитвами.
В пору религиозного праздника монастырю приходится решать непростые задачи — ведь порой приходит до тысячи человек. Спят в палатках, во всех помещениях скита, даже в церкви. Многие всю ночь молятся, тихо беседуют. Я присоединяюсь к беседе.
— Пятый год хожу сюда, — говорит Надежда, хрупкая женщина лет сорока. — Прошу, чтобы Господь помог моей дочке. Поздно я ее родила, долгожданный ребенок оказался… Но ножки с детства не ходили. Всех врачей оббегала — никто помочь не мог. А пять лет назад пришла сюда, помолилась вместе с монахами, принесла намоленной воды из источника — и стала моя доченька понемногу двигать ножками! Сейчас мы уже стали даже ходить!
Таких разговоров в скиту можно наслушаться много. Вера, как известно, горами движет. Но не всякий сегодня готов окунуться в нее, наложив на себя монашеские обеты. Многие люди приходят сюда с целью поступить в монастырь, но суровая жизнь отшельников, в упорном труде, строгом послушании и молитвах не каждому оказывается по силам. Поэтому сегодня в скиту всего несколько послушников.
Служение Богу может принимать разные формы. Есть такое явление, как «тайные монашки». Это женщины, которые по своим убеждениям верят в Бога, но не могут по каким-либо причинам уйти в монастырь. Например — ухаживают за больным родственником или связаны семейными обязательствами. Но они продолжают исполнять заветы Спасителя в мирской жизни, что выражается как в их личном поведении, так и в общественной деятельности. Активно участвуют в церковной жизни, занимаются благотворительностью, воспитанием детей, строго исполняя церковные обряды и ведя скромную, даже аскетическую жизнь. Они же — непременные участники всех церковных праздников и богослужений.
…А за весной придет лето, и в начале августа весь скит превратится в один большой храм. На архиерейское богослужение, окружая поклонный крест, прибудут не меньше тысячи человек. И торжественная песнь литургии вознесется в небеса…
Фото монастыря с сайта www.indratour.net