Большие проблемы маленьких школ - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+20 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Большие проблемы маленьких школ

Большие проблемы маленьких школ

Снижение доли населения школьного возраста, отток сельского населения в города, миграционные процессы по стране в целом привели к резкому увеличению малокомплектных школ (МКШ) в Казахстане, составляющих на данный момент около 55% от общего числа всех школ Казахстана.

  • 22 Мая 2008
  • 4613
Фото - Caravan.kz

Однако именно такой тип школы сегодня является наиболее уязвимым в вопросе качества предоставляемого образования.
В законе РК «Об образовании» за понятием МКШ закреплена следующая трактовка: «общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными классами-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий».
Сегодня именно такая школа лицом к лицу стоит перед множеством проблем, в числе которых слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных педагогических кадров.
Как показывает официальная статистика, сельская школа сегодня в ответе за воспитание и образование 47 % учеников всего Казахстана. Стоит отметить, что численность учащихся МКШ продолжает увеличиваться. В Национальном докладе о состоянии и развитии образования в РК отмечено, что количество учеников сельских школ за период 2001-2006 г.г. увеличилось с 404 тысяч человек до 432 тысяч.
«Огромная территория нашей страны с плотностью населения в 5-6 человек на один квадратный километр, можно сказать, определили существование такого типа школ у нас, — говорит Сауле Каликова, директор Центра анализа образовательной политики «Билим — Центральная Азия». — Это не является чем-то уникальным. Такая же низкая плотность в Австралии, Канаде. Но существуют разные модели и подходы к существованию малокомплектных школ. В Казахстане такие школы в большинстве случаев имеют драматическую историю».
Она пояснила, что малокомплектная школа — неотъемлемая часть села и ее истории. С конца 90-х годов и в период 2003 -2005 г.г. было отмечено увеличение числа МКШ.
Если в 2001 году таких школ было 4228 (50,3% от числа всех школ республики), то в 2006 — уже 4431 (55%). По мнению специалиста, такой рост связан с тем что, в начале второго тысячелетия снизилась доля школьного населения за счет снижения рождаемости в, так называемые, «депрессивные годы», а также за счет оттока населения в другие страны. «Потому многие полноценные школы вынужденно преобразовали в малокомплектные, — констатирует Сауле Каликова. — Для них сегодня главная проблема — не только отсутствие высококвалифицированных кадров, но и учителей, способных и преподавать сразу несколько смежных предметов, и работать с разновозрастной аудиторией одновременно».
В уже упомянутом Национальном докладе отмечено, только 14% учителей на селе обладают высшей категорией, тогда как в городе этот показатель не опускается ниже 40%-й отметки. «Если же говорить о тех, кто пока не имеет категории, то есть о начинающих учителях, то в городе их около 25-26%, в селе же — ровно половина», — констатирует эксперт.
Однако не только уровень учителей влияет на качество знаний половины нынешнего поколения страны.
По словам специалистов, ограниченность учащихся МКШ в доступе к качественному образованию заключена, прежде всего, в устаревшей инфраструктуре. Как было отмечено Сауле Каликовой, около 50% сельских школ требуют капитального ремонта. А о таких современных технологиях, без которых уже не мыслит среднестатистический городской ученик, как компьютер с высокоскоростным выходом в Интернет, зачастую даже не идет и речи.
Между тем, аналитики констатируют — финансирование МКШ обходится государственному бюджету на 30-100% дороже, нежели финансирование простой городской школы. «Это объясняется наличием целого перечня различных затрат, в частности, связанных с отдаленностью расположения школ от жилых регионов», — говорит Жанибек Хасан, менеджер программы «Бюджетная прозрачность и подотчетность» Фонда Сорос-Казахстан. Он подчеркивает, что сегодня такая школа не может дать даже таких знаний, чтобы после ее окончания можно было бы остаться на селе и там работать.
Такие выводы Жанибек Хасан делает в результате работы над совместным проектом с Центром исследования «Сандж» и Международным центром журналистики MediaNet «Доступ к качественному образованию: возможности и ограничения детей из сельских школ РК».
— Вопрос неадекватного финансирования и содержания образовательного процесса в сельских районах сегодня актуален как никогда, — говорит он. — Увеличение финансирования пока не способствует более качественному образованию. Достаточно обратиться к имеющимся показателям, как результаты Единого национального тестирования (ЕНТ).
В доказательство он привел на разрыв между баллами учеников городских и сельских школ, который составляет 10-15% и не меняется уже в течение четырех лет.
Вот и получается, что с низкими баллами по ЕНТ и в силу финансовых ограничений ученики из сельских школ в дальнейшем просто не смогут поступить в высшие учебные заведения, чтобы продолжить обучение и вернуться работать на селе, повышая его благосостояние. «Получается, что уже изначально вся система образования нашей республики не позволяет реализовывать основное право, закрепленное в Конституции, право на равные возможности в получении образования», — резюмирует специалист.
На данный момент в рамках проекта планируется проведение мониторинга эффективности реализации государственных программ в области образования, чтобы потом, уже «на цифрах» говорить с Министерством образования о проблемах, которые сегодня необходимо решать.
Мониторинг подразумевает не только, и не столько анализ финансовой стороны вопроса реализации государственных программ в сфере образования, сколько пытается найти ответ на вопрос «насколько будет результативна реализация госпрограммы». Ведь, если, скажем, купить компьютеры в школу, получить в магазине все необходимые документы, можно составить отличный финансовый отчет и потом рапортовать о выполнении намеченного плана.
— Но если «копнуть глубже», то могли быть куплены компьютеры устаревшего типа с низкой производительностью или, скажем, без нужного программного обеспечения, — поясняет Жанибек Хасан. — И тогда, какова «эффективность» государственной программы?
Увы, фактически в большинстве случаев так и происходит. Компьютеры стоят в закрытом классе, который открывают только «напоказ», а ученики среднего звена, чаще всего, не имеют навыков работы на компьютере и не умеют продуктивно пользоваться Интернетом. Вот и выходит, что компьютеры в сельских школах — не средство получения знаний, а простая галочка в очередном финансовом отчете.

Фото с сайта www.os.kz