Точка отсчета - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Точка отсчета

Точка отсчета

С начала апреля правительство преподнесло казахстанцам новый "сюрприз": прожиточный минимум был установлен в размере 11 769 тенге в месяц.

  • 29 Апреля 2008
  • 1617
Фото - Caravan.kz

Конечно, богатым людям, которых в стране тоже немало, эта цифра так же безразлична, как сведения о количестве собранных бананов где-нибудь в Гватемале…
А вот бюджетниками и пенсионерами, теми, кто живет на государственную зарплату и пособие, эта новость могла быть воспринята не иначе, как неудачная шутка.
Меньше ста долларов — и это, как говорится, «за все про все» на целый месяц! На эти деньги наш «средний» гражданин должен жить, то есть — есть, пить, ездить на транспорте, платить за квартиру, одеваться и т.д. Считается, что, если все делать «по минимуму», то вполне хватит.
— Размер прожиточного минимума — это основа, та «точка отсчета», от которой потом рассчитываются размеры пенсий и зарплат бюджетникам, — говорит эксперт Совета независимых профсоюзов Казахстана Виталий Гейченко. — На него опираются также, когда рассчитывают минимальный расчетный показатель — МРП. Он очень важен, потому что касается миллионов казахстанцев. И методика его расчета, которой пользуется правительство, совершенно не отвечает требованиям сегодняшней жизни. В ней явственно проглядывается главная цель: всемерно сократить расходы бюджета на социалку, не учитывая ни галопирующей инфляции в стране, ни реального положения казахстанских бюджетников и пенсионеров.
Прожиточный минимум казахстанца сегодня, как говорится — «ниже плинтуса». Дальше падать некуда. Людмила Кривец девять лет прожила в США, закончила там университет в Чикаго по специальности «социальный работник». Последние пять лет учебу совмещала с работой в различных социальных структурах штата Иллинойс, много общалась и с американскими пенсионерами, с многодетными семьями. Так что с проблемой прожиточного минимума знакома на собственном опыте. Правда, сравнив ситуацию в Казахстане и США, она считает, что у американцев такой проблемы… просто нет!
— Судите сами, — говорит Людмила — прожиточный минимум в США установлен не ниже 125 процентов официального уровня бедности (Federal Poverty Line). Уровень бедности рассчитывается ежегодно Министерством здравоохранения и равен примерно 700 долларам в месяц.
В США используется методика определения прожиточного минимума, принятая еще в 1964 году. В соответствии с данной методикой стоимость минимального набора продуктов умножается на три. С конца 60-х годов уровень дохода, соответствующий черте бедности, ежегодно изменяется, в соответствии с индексом потребительских цен. Если в 1969 году такой доход для одинокого гражданина составлял 1,8 тысячи долларов, то в прошлом году — 11,8 тысячи долларов в год.
Для определения границы бедности используется величина денежного дохода, в то время как значительная часть, например, государственных трансфертов осуществляется в натуральной форме. Если доход ниже пресловутых семисот долларов, то человек может получать еще и продовольственные талоны, которые принимаются в любом магазине страны — примерно на пятьсот долларов в месяц. Так что, хотя в США тридцать шесть миллионов человек отнесены к категории «бедные» — для казахстанских пенсионеров их уровень жизни — просто мечта. Тамошние бедняки могут спокойно жить на эти деньги, и даже путешествовать за границу — на все хватает. Разве у нас в Казахстане, с пенсией в 10-15 тысяч тенге это возможно?
Еще добавлю: государственная помощь в натуральной форме, почти вдвое превышающая по стоимости денежные трансферты, не отражается на величине доходов, учитываемых при определении бедности.
При установлении официальной черты бедности учитываются лишь доходы за текущий год. При таком подходе к числу бедных могут быть отнесены лица, владеющие значительными сбережениями, движимым и недвижимым имуществом, но имеющие скромный текущий доход. Вот такое у них щедрое правительство…
Раньше у казахстанских чиновников была «отмазка»: по уровню цен на основные продукты питания мы заметно отставали от стран Западной Европы и США — все было дешево и вполне можно было прокормиться и на шестьдесят — сто долларов в месяц. Но те благодатные времена прошли: сегодня уровень цен на потребительские товары и особенно — на продовольствие, — бьет все рекорды, а зарплаты и пенсии растут черепашьими темпами.
Прожиточный минимум, по определению ПРООН, «представляет собой минимальный денежный доход, обеспечивающий человеку удовлетворение минимальных потребностей на уровне, принятом обществом на данном этапе развития». А значит, в него должны быть включены расходы на обучение, здравоохранение. Но при расчете казахстанского прожиточного минимума расходы на эти цели или вообще не учитываются, или учитываются в смехотворном размере.
Уже не один год многочисленные неправительственные и правозащитные организации, пенсионеры, профсоюзы требуют от правительства пересмотреть методику расчета прожиточного минимума. Но ничего не меняется. Бедность значительной части населения страны, которой уже начинает не хватать денег даже на еду, ведет к социальной напряженности.
Посмотрите на лица сотен молодых парней, приехавших из сел и аулов в города и работающих за минимальную зарплату, на самых непрестижных и тяжелых работах в Алматы, Астане и других городах — там написаны усталость, разочарование и злость… Город забирает все силы, а хорошего заработка как не было, так и нет. А миллионы пенсионеров, которые буквально «выкраивают» каждый тенге, чтобы не голодать, да еще и за квартиру заплатить?
В соседней России, где тоже существуют аналогичные проблемы, а уровень цен сопоставим с казахстанским, давно поняли, что не надо раскачивать лодку, в которой плывешь по неспокойному морю.
С прошлого года там стали применять другую методику расчета прожиточного минимума — и сегодня он у них почти в три раза выше нашего, казахстанского. По расчетам экономистов это добавило к росту инфляции менее 0,3 процента в год — ну и что? Зато российских бедняков стало меньше, люди стали жить лучше, а социальная обстановка — куда спокойнее.
Недавно в правительство поступили предложения от профсоюзов и ветеранов, в которых величина прожиточного минимума рассчитывалась по новой схеме, с учетом реального роста цен, инфляции, возросших расходов на коммунальные платежи. Использовались наработки международной организации здравоохранения, Международной организации труда, данные статистики по рынкам потребительских товаров в Казахстане.
Получилось, что потребительский минимум в Казахстане сегодня должен быть на уровне 31-32 тысяч тенге. Конечно, и на эти деньги сегодня не сильно-то «разгуляешься», но все же заметно лучше, чем 11,7 тысячи: по крайней мере, теоретически рассуждая, можно заплатить квартплату, купить несколько килограммов мяса, дабы «растянуть» их на месяц, и кусок хлеба с билетом на автобус иметь каждый день.
Да и бюджет вполне мог бы «освоить» такой уровень. Но ответа правительства на здравые предложения пока неслышно.

Рисунок с сайта http://www.alebedev.ru