Часть первая
Недавно прошедший саммит СНГ в таджикской столице не стал исключением. Отличительными чертами встречи были демарши Грузии, Украины, Туркменистана и Азербайджана, новая инициатива казахстанского президента и полный раздрай в вопросах концепции дальнейшего развития.
Нельзя снова не вспомнить известную басню Крылова, правда, отапгрейдив ее до более современной и жесткой версии.
Ряд государств фактически отказались от интеграционных инициатив, объясняя свое участие на саммите лишь данью уважения к структуре, которая выполнила важную функцию своеобразного третейского суда на постсоветском пространстве.
Принято считать, что СНГ помог бывшим советским республикам корректно и без громких скандалов поделить советское наследие.
Давно не секрет, что Россия придает интеграционным структурам большое значение. В этом нет ничего удивительного по простой причине — Запад не совсем уважительно относится к России. Это видно на примере того, как регулярно приглашаемая на саммит G8, она остается в компании наиболее развитых стран если не в изоляции, то как лишь почетный гость. Ей, России, улыбаются, крепко жмут руки, советуются, однако получить статус полноправного участника ей в ближайшей перспективе не светит.
Дело в том, что Россию как самодостаточную единицу никогда всерьез не воспринимали. В сказки о том, что до революции 1917 года царская Россия пользовалась большим авторитетом в Европе, могут поверить лишь дети дошкольного возраста. В богатой истории западной цивилизации по отношению к России было все, кроме уважения: паническая боязнь крупного и неповоротливого восточного соседа, пренебрежение культурой нецивилизованной страны, и все вращалось вокруг идеи, что Россия не сможет интегрироваться в сообщество европейских стран.
В советский период, Иосиф Сталин смог довести патологическую боязливость Запада до крайних пределов. Как бы мы ни оценивали тот период, но СССР смог не только запугать Запад, но и добиться искреннего уважения. Сейчас нет никакой разницы в том, что стояло за этим уважением, и какой ценой оно было достигнуто. Страна показывала очевидные успехи в развитии, сумела создать блестящий экономический и интеллектуальный потенциал, создать эффективную систему как внутренней стабильности, так и мощный потенциал для войны.
СНГ как инструмент возврата былого величия
Примечателен факт, что периоды уважения к России совпадают с периодами, когда она была центром притяжения для других государств — Центральной Азии, Кавказа, Украины и Белоруссии. Поэтому неудивительно, что Россия и Владимир Путин прекрасно осознают данное обстоятельство, понимая, что без четко выстроенной интеграции постсоветских государств, во внешней политике успехов не видать. Это понимание и заставляет Кремль искать компромиссы там, где их, на первый взгляд, нет, скрепить то, что скрепить нельзя по определению.
Российский президент приехал на душанбинский саммит, привезя с собой представительную делегацию в составе вице-премьера Сергея Нарышкина, помощника президента РФ Сергея Приходько, министра иностранных дел Сергея Лаврова, министра внутренних дел Рашида Нургалиева, первого заместителя директора ФСБ — руководителя Пограничной службы ФСБ России Владимира Проничева, главы ФМС Константина Ромодановского и заместителя министра финансов Сергея Шаталова. Это еще раз свидетельствует об особом отношении России к СНГ и тем процессам, которые внутри интеграционной структуры происходят.
Лидеры стран СНГ подписали Концепцию дальнейшего развития Содружества и План основных мероприятий по ее реализации. Как отмечается в документе, «ограниченное участие отдельных государств-участников СНГ в деятельности его органов и принимаемых документах, обусловленное особенностями национальных интересов, воспринимается в Содружестве с пониманием и уважением».
В концепции подчеркивается, что это не будет препятствовать рассмотрению государствами-участниками СНГ всех вариантов дальнейшего развития Содружества.
В Содружестве реализуются разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса государств-участников СНГ. При этом при принятии решений в рамках СНГ сохраняется принцип консенсуса.
Нельзя не отметить то обстоятельство, что СНГ становится весьма гибкой структурой, способной привести к одному знаменателю такие разные по векторам развития государства, как Узбекистан и Грузия, Казахстан и Украина, Россия и Туркменистан.
В любом случае, провозглашенные «разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия» на деле означают уход от политизированности в пользу реальной экономической интеграции. СНГ пытаются сделать структурой, способной, как и ЕС, эффективно вырабатывать консенсус и развиваться вне политических симпатий и антипатий государств-участников.
Концепцию подписали главы России, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.
Куда пойдет СНГ?
Согласно принятой Концепции основной экономической целью является формирование зоны свободной торговли. «Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО», — говорится в документе.
В качестве основных направлений деятельности в рамках экономического сотрудничества, помимо введения полномасштабного режима свободной торговли, в Концепции указываются либерализация условий торговли и отмена действующих ограничений, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции.
При этом преследуется цель обеспечить свободный доступ товаров национальных производителей на рынки стран СНГ, для чего также предлагается повысить эффективность тарифной политики и устранить влияние на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок.
Этот вопрос, судя по всему, является одним из самых болезненных в СНГ. Во-первых, непонятно, как собирается выстраивать свою стратегию по созданию зоны свободной торговли Россия. Процесс вступления страны в ВТО подходит к завершающей стадии. Понятно, что торговый режим со странами-участниками СНГ будет выстраиваться после того, как Россия вступит в ВТО. Непонятно, как нормы ВТО и нормы внутри СНГ будут гармонизированы. Во-вторых, другие государства СНГ, с одной стороны, кровно заинтересованы в зоне свободной торговле. Конечно, Грузии, Украине, Азербайджану, Армении и Туркменистану важно получить емкий рынок для своих товаров. Казахстану, Узбекистану, Киргизии, Белоруссии и Таджикистану зона свободной торговли тоже не помешает.
Особенно, это касается Таджикистана, чья торговля с другими странами СНГ напрямую зависит от лояльности Ташкента. С Киргизией уже сегодня имеются проблемы, ибо страна уже член ВТО и условия торговли в этой стране и на остальном постсоветском пространстве существенно различаются. С другой стороны, лидеры государств не могут не понимать, что Россия-не член ВТО и Россия-член ВТО — это две разные страны. Как Москва сможет совместить нормы ВТО и торговли внутри зоны свободной торговли — вопрос, на который трудно дать однозначный ответ.
Назарбаев реанимировал идею
В Душанбе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил за создание Союза центрально-азиатских государств и его активное сотрудничество с Россией. При этом, сославшись на географическое положение, наличие единого языка, общие культурные ценности. По его словам, целью создания такого Союза является решение не только экономических, но и политических вопросов государствами, в которых в общей сложности проживает 55 миллионов человек. Основное внимание Союза, по словам Назарбаева, должно быть сосредоточено на вопросах миграции, наркотрафика, опасности терроризма.
Предполагая довольно болезненную реакцию Москвы на свое заявление, президент Казахстана предложил активно сотрудничать с Россией. Не новую интеграционную идею в рамках Центральной Азии Назарбаев обосновал необходимостью более тесной интеграции на региональном уровне. В данной связи уместно высказать несколько версий того, почему и с какими целями казахстанский лидер реанимирует идею, которая, будем честны, не очень нравится Москве.
Во-первых, как гибкий и толерантный политик, Назарбаев не может не понимать простых истин. Несмотря на то, что и группе проамерикански настроенных стран СНГ (Азербайджан, Грузия, Украина) зона свободной торговли необходима, они не будут торопиться форсировать события. Во-вторых, он также прекрасно понимает, что единственной вероятной идеей, как ни странно, остался Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, стран, которые нельзя назвать проамериканскими. В-третьих, Назарбаев не может не видеть, что странам СНГ, близким в Европе, неинтересны проблемы центрально-азиатского региона, поэтому и возникла идея объединить страны региона в отдельности.
Принимая во внимание противодействие данной идее со стороны России, трудно представить, что она в ближайшее время осуществится. Хотя, по логике развития региона, этого исключать не стоит.
Продолжение следует
Фото с сайта http://www.itar-tass.com