ОБСЕ: положительный имидж - все - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
ОБСЕ: положительный имидж - все

ОБСЕ: положительный имидж - все

За все годы существования ОБСЕ во главе данной организации не стояла ни одна из стран постсоветского пространства.

  • 6 Декабря 2007
  • 1933
Фото - Caravan.kz

В 2010 году традиция отдавать председательство Восточной и Западной Европе будет нарушена. Решением консенсуса стран-участниц ОБСЕ возглавлять международную структуру станет Казахстан, в лице официальной Астаны.
Признание 56 стран-членов ОБСЕ, позволило правительству РК заговорить о формировании положительного имиджа Казахстана на международной арене.
«Это высокая и справедливая оценка выдающихся достижений Президента нашей страны Нурсултана Назарбаева по строительству экономически сильного и демократического государства, вклада Казахстана в обеспечение безопасности не только в регионе, но и в целом в мире», — сказал Канат Саудабаев, государственный секретарь РК на пресс-конференции, состоявшейся в конце прошлой недели в Акорде.
И хотя казахстанские эксперты согласны с тем, что председательство нашей страны уже определено, сам факт победы в битве за кресло ОБСЕ в 2010 году говорит о наличии работы скрытых политмеханизмов.
Как отметил политолог Эдуард Полетаев, время покажет, насколько Казахстан сумеет справиться с задачами, которые появятся на момент председательства в организации. «Казахстан вполне в состоянии выполнить все поставленные перед ним задачи. Другой вопрос, что не видно конкретных условий, — говорит политолог. — Единственное, что понятно уже сейчас — Казахстан ничего не изменит в сути самой организации».
Между тем, сам факт председательства нашей страны позволит ОБСЕ реализовать один из декларируемых ею ориентиров по развитию диалога между Западом и Востоком, используя при этом соответствующий опыт Казахстана.
К. Саудабаев высказал уверенность, что «Казахстан успешно справится с возложенной на него высокой и благородной миссией». «У нас есть конкретная программа дальнейшей демократизации страны и ясное представление о тех вызовах, которые стоят перед ОБСЕ», — подчеркнул госсекретарь.
При этом государственные чиновники заверяют, что правительством планируется проведение крупномасштабной работы по восстановлению баланса трех измерений «без умаления роли и значения ни одного из них», что является одним из залогов преодоления кризиса, в котором, по их мнению, находилась ОБСЕ последние годы.
«Три измерения», о которых ведется речь, подразумевают сформировавшуюся в начале 70-х годов прошлого века систему трех корзин.
К первой корзине относятся вопросы контроля над перевооружениями, меры укрепления доверия и безопасности. Ко второй вопросы развития сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды.
Третья рассматривает сферу взаимодействия в гуманитарной и других областях, такие как информация, культура, образования, а также права человека и наблюдение за выборами. «Казахстан, за счет своего хорошего экономического развития, с его отказом от применения ядерного оружия и участием в международных элементах системы безопасности, полностью заслуживает председательства в ОБСЕ. Но он полностью не заслуживает этого по вопросу третьей корзины человеческого измерения, что касается прав человека, — отмечает Евгений Жовтис, директор Казахстанского Международного бюро по правам человека. — К сожалению, для меня, как для правозащитника, а может быть к счастью, для меня, как для гражданина страны и общественного деятеля, здесь решение основывается не только на этом критерии. Появляется еще один важный критерий — геополитический. Потому что ОБСЕ в области демократии — это не только решение вопросов прав человека. ОБСЕ — это экономическое сотрудничество и сотрудничество в области безопасности».
А наилучшим способом обеспечения безопасности и стабильности, а также предотвращения конфликтов в Европе уже давно принято считать эту организацию, признанную действенным форумом для диалога между государствами в интересах поддержания стабильности в зоне своей ответственности.
По мнению политологов, согласие стран-участниц ОБСЕ на председательство Казахстана в 2010 году необходимо рассматривать в контексте общей политики Евросоюза по отношению к Центральной Азии.
«Для Европы сотрудничество с нашим регионом представляет большой интерес, в первую очередь, по причине желания стран ЕС диверсифицировать источники энергоресурсов, — считает Максим Казначеев, политолог. — Центральная Азия и Казахстан, как ведущая страна региона, рассматриваются в качестве одного из таких источников».
По его словам, рычагов влияния на страны региона у ЕС не так много. Потому и выбор Казахстана в качестве страны-председателя призван обеспечить для ЕС определенное влияние в центральноазиатском регионе. «ЕС рассчитывает увеличить свое влияние на казахстанскую политическую элиту, используя в качестве рычага демократические обязательства, которые накладывает на Казахстан председательство в ОБСЕ», — говорит Максим Казначеев.
Но как подчеркивают правозащитники и некоторые международные организации, моральная сторона председательства Казахстана вызывает недоумение. «Казахстан не соблюдает принципов ОБСЕ в собственной стране, — говорит Холли Картнер, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. — Поручать ему обеспечивать их соблюдение в масштабах всей организации — не самая лучшая идея». Холли Картнер подчеркнула, что в Казахстане ни одни выборы до сих пор не соответствовали стандартам ОБСЕ, а в вещательных СМИ доминируют лояльные властям люди, в то время как независимые журналисты за критику в адрес президента и правительства подвергаются угрозам и притеснениям. Изменение сложившейся ситуации правозащитники и общественные деятели видят в развитии законодательства, практики, политической системы, соответствующей международным стандартам, создании демократических механизмов.
«На данном этапе, когда в стране пытки продолжают место быть, пока невозможно добиться разрешения на проведение митингов, пока неофициальная цензура позволяет закрывать СМИ, остается только говорить о том, что перед Казахстаном стоят довольно серьезные задачи, решить которые необходимо уже сейчас», — подчеркивает Мария Пульман, юрист Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности.
Однако, по мнению Максима Казначеева, в среднесрочной перспективе Казахстан все же предпримет существенные шаги по либерализации внутриполитической жизни в сторону ее большего соответствия стандартам ОБСЕ.
«Высокий статус страны-председателя ОБСЕ необходимо подтвердить демократизацией внутренней политики страны. Политическая элита Казахстана отчетливо понимала это, когда подавала заявку на председательство», — считает политолог.