Предположим в 16-летнем возрасте вы обозвали соседского мальчугана «дураком», а он вырос, стал директором завода, на котором вы работаете, понизил вас должности, урезал зарплату; или — открутили ржавую крышку бензобака стоимостью 30 тенге у «горбатого» запорожца, стоящего на бревнах вместо колес, а через 14 лет это стало причиной не только увольнения с любимой работы, но и признания вас чуть ли не врагом государства.
И что бы вы ни делали, «привет» из прошлого догнал вас, и начинающееся благополучие разлетелось вдребезги в миг.
У некоторых полицейских не очень хорошая репутация: случается, что стражи порядка бывают отменными негодяями, а это, в свою очередь, служит основой для негативного отношения общества к тем, кто нас с вами, в общем-то, защищает. Поэтому в полиции примерные сотрудники на хорошем счету. На этом фоне увольнение из рядов линейного отдела станции Петропавловск одного из сержантов могло бы послужить хорошим знаком, ведь уволен он был как «оборотень» в погонах — за совершение проступка, дискредитирующего звание сотрудника органов внутренних дел — очистили образцовое подразделение от скверны. Могло бы, если бы не одно «но»: проступком была та самая, открученная 14 лет назад крышка бензобака за 30 тенге, и никаких других нареканий по службе. Как же так получилось, что линейному отделу полиции не понадобился образцовый страж порядка?..
Капитанская звезда участковому
В 1994 году североказахстанец Амангельды Курсабаев работал участковым в совхозе Приишимский, однажды весной к нему с жалобой на мальчишек обратился сельчанин по фамилии Буркуталин: дескать, разворотили мой запорожец, амортизатор сняли, стекла выставили, крышку бензобака открутили, что делать? Найди их, Амангельды Койшибаевич, наказать надо сорванцов! И рад стараться участковый — авось повышение перед отставкой получит за раскрытое дело!? Нашел мальчишек, собрал материал, отправил следователю, а тот довел дело до суда, несмотря на то, что стороны готовы были примириться: уже остыл сельчанин Буркуталин, — чего кипятиться из-за давно уже стоящего «на приколе» запорожца, мало того, один из 5 мальчишек, тот, что открутил крышку, оказался сельчанину родственником. Тем не менее, суд состоялся, и мальчишек «за грабеж» и причинение ущерба в размере 1080 тенге осудили — Яковлева, Ленешмидта, Предыбайло, Ворону и Каримова суд признал виновными и назначил наказание в виде условного лишения свободы. А через четыре месяца амнистия по случаю Года семьи отменила и это наказание. Тут бы и конец истории об абсурдном «разграблении» «горбатого» лимузина, участковый Курсабаев ушел в отставку капитаном, мальчишки выросли и разъехались кто куда. Предыбайло в Россию, Ленешмидт — в Германию, Каримов Керей, отслужив в армии и намотавшись по стране, решил выучиться на юриста и стать опером в убойном отделе. Приехал в Петропавловск и кем только ни работал, чтобы пробиться. Затем все же поступил в училище МВД РК. Наличие судимости не беспокоило его, как будущий юрист он знал ст. 77 УК РК ясно гласит: «Лицо, освобожденное от наказания, признается не имеющим судимости»…
В 2006 году Каримов почетно закончил училище и был признан лучшим курсантом, а на выпуске был удостоен чести держать знамя. Прошлой весной он поступил на службу в линейный отдел полиции, и вот тут-то сержанта Каримова догнало его прошлое.
В конце марта его вызвали к заместителю начальника ЛОВД Берику Мукушеву, который, показав Керею Каримову приговор от 30 июня 1994 года (тот самый, про «запорожец»), сказал: «К нам поступила информация, которую ты от нас скрыл».
За этим последовало не самое приятное разбирательство, в результате которого сержанта Каримова уволили из органов с ярко отрицательной формулировкой, занесенной в личное дело: «за совершение проступка, дискредитирующего…»
Выстрел из кривого автомата
Перед поступлением на службу в органы внутренних дел, все кандидаты проходят тщательную проверку по линии КНБ и прокуратуры на наличие судимости и прочих служебных «противопоказаний». Каримов, отслуживший в горной пехоте, отучившийся в училище МВД, поступивший в Средне-Азиатский университет на юридический факультет в надежде со временем стать офицером-оперативником, тоже проходил проверку, в результате которой ни одно из компетентных ведомств не обнаружило в жизни сержанта Каримова темных пятен.
Сам Керей Каримов имел полное право не рассказывать о своей детской судимости, так как она была отменена. Тем не менее, кому-то не давало покоя его благополучие и информация, которой не смогли обнаружить даже казахстанские чекисты, все же нашла адресата, — кто-то из знакомых с этой давней историей, решил предательски «помочь» репутации молодого сержанта.
— Вы понимаете, это стало поводом, к тому, чтобы меня уволить, — рассказывает Керей Каримов, — и когда стало ясно, что увольнения не избежать, я написал заявление «по собственному желанию», чтобы мне в дело не было вынесено «совершение проступка», но руководство настояло на том, чтобы меня уволить именно с позором. Выходит, по их мнению, все это время я как шпион скрывался под маской друга, а на самом деле был врагом. Везде был нужен — и в армии, и в училище, и в специализированной охране, а тут вдруг оказалось, что я дискредитирую органы. Уволили с позором несмотря даже на то, что у меня сейчас жена, грудной ребенок. Я кредиты в банках брал — думал же, что работать буду и отдам. А теперь, как я смогу отдать: с такой записью в трудовой и в личном деле меня никто на работу не возьмет.
Каримов попытался добиться восстановления на работе через суд, но 17 октября ему отказал в этом праве Суд №2 г. Петропавловска, а 22 ноября коллегия по гражданским делам. Адвокат Каримова Юрий Кинцель считает решения суда юридически необоснованными: «Согласно Положению о прохождении службы в ОВД, увольнение за совершение проступка возможно при совершении проступка именно в момент несения службы. Здесь же принимается во внимание давно погашенная судимость, еще и отмененная амнистией. А суд руководствуется не совсем нормами права, а такими понятиями, как непорядочность, которую якобы проявил сержант, не сообщив о судимости при поступлении на службу».
Керей Каримов уже не пытается добиться восстановления в должности на прежней работе, теперь стоит более актуальный вопрос: восстановление честного имени, на которое по воле бывшего начальства легло пятно, поставившее крест на карьере, на мечте стать оперативным работником, офицером органов внутренних дел. Сейчас Каримов добивается приема к министру внутренних дел.
— А если не помогут в министерстве, — говорит Керей, — остается надежда только на президента. Он умеет решать такие вопросы.
Каримов мог бы устроиться работать в частную охранную фирму, где никого не будет интересовать его прошлое, но он еще цепляется за свою мечту стать оперативным работником, да и не хочется так просто смириться с тем, что вся его жизнь разрушилась из-за чьей-то зависти.
Между тем, как недавно на коллегии министерства сообщил вице-министр Калмухамбет Касымов за прошедший год из органов внутренних дел РК было уволено свыше 6000 тысяч сотрудников, из них 3,5 тысяч — по собственному желанию. И общий недостаток по кадрам — более 4 тысяч сотрудников…
А нам остается только раздать «Оскары» участникам этих событий: «за служебное рвение» отставному теперь участковому Курсабаеву, за «правдолюбие» — анониму, приславшему досье на сержанта Каримова по месту его работы, за «следование букве закона» североказахстанским судьям, за «бдительность», «предусмотрительность», «беспристрастность» и так далее и тому подобное, весь список не перечесть — начальству ЛОВД, которое, уволив Керея Каримова за совершение проступка 14-летней давности, поставило под удар репутацию компетентных органов, в том числе, КНБ и прокуратуры, потому что те, проверяя будущего сотрудника, не нашли в его биографии криминала.
А еще вся история показала, насколько компетентны и ангельски чисты перед законом остальные сотрудники, если даже образцово-показательных можно с треском выгнать за 30-тенговую крышку бензобака…