На всем протяжении противостояния Турции и США фактически в стороне оставалась рабочая партия Курдистана (РПК).
Структура, признанная странами Европейского союза и США как террористическая организация, своими действиями влияет на ситуацию в регионе и постоянно находится в поле зрения СМИ.
Рабочая партия Курдистана (с 4 апреля 2002 года именуется Конгрессом свободы и демократии Курдистана — KADEK) четко определила для себя цель и пути ее достижения.
Еще в начале анти-иракской кампании Вашингтон начал переговоры с лидерами КРП, понимая, что ему необходима поддержка если не всего населения, то хотя бы той его части, которая находилась в постоянной оппозиции правящему режиму Саддама Хусейна.
Справедливости ради стоит отметить, что помимо Рабочей партии Курдистана в переговорном процессе были задействованы Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана. Курдские вожди пошли на переговоры с представителями Белого дома, параллельно выдвинув встречный пакет требований.
Во-первых, основным условием курдов в переговорах с Вашингтоном стал тезис «поддержка взамен автономии». Под автономией в данном случае понималось создание курдского государства на территории Ирака.
Во-вторых, курды выступили за расширение, своего будущего государства (с 37 до 84 тыс. кв. км.). Курдская сторона предложила расширить территорию автономии в сторону Мосула для контроля над коммуникациями, ведущими из Ирака в Турцию, а также из Ирана в Сирию. Напомним, что курды компактно проживают в Турции — около 12 млн. чел., Иране — около 7 млн. чел., Ираке — 4 млн. чел., и в Сирии — около 2 млн.чел. То есть, новое государство автоматически включило бы в свой состав территории как Турции, Ирана, так и часть территории Ирака с Сирией.
И, в-третьих, курды, пытаясь отстоять свою идею государственности, обозначили те участки, которые и являлись нефтеносной жилой всего Ирака.
По разным оценкам в районе Киркука сосредоточено до 70% запасов нефти Ирака. Именно г.Киркук курды считают столицей своего будущего государства и в котором по странному стечению обстоятельств родился С.Хусейн. Таким образом, курдские вожди хотели установить свой, собственный контроль над нефтяными месторождениями.
Впрочем, тогда это не сильно волновало Вашингтон, основная задача которого была направлена на свержение Хусейна. И Белый дом по большому счету согласился с требованиями курдов, отложив, однако, решение по выполнению их требований на более поздний срок.
Вполне вероятно, что курдские лидеры и не стали бы поддерживать США без определенных гарантий со стороны Белого дома, но в народной памяти еще была жива операция в 1988 году иракских вооруженных сил, когда Садам Хусейн применил химическое оружие (табун, цианид и иприт) против курдов, в результате чего погибло 4000 человек. Этот фактор и послужил основанием для принятия решения в пользу сотрудничества курдских организаций с США.
После успешной операции против Саддама Хусейна курды начали поднимать вопрос о ранее достигнутых соглашениях, но Вашингтон под разными предлогами старался отложить этот непростой разговор.
В результате курдские организации стали проводить уже свою политику в отношении стран, на чьих территориях отмечено их компактное проживание. Террористические акты не заставили себя долго ждать. Например, только на территории Турции из-за разного рода террористических актов погибло порядка 40 тыс. человек, но и это не является пределом или окончанием ведения борьбы курдского народа за свою независимость.
Может быть ситуация с вялотекущим противостоянием между Турцией и курдскими террористами продолжалась бы и дальше, если бы не всем известная, ранее упомянутая резолюция Сената США о геноциде армян, которая фактически стала «спусковым крючком» для Анкары.
Позиция Анкары в этом случае не является чем-то неожиданным. Стоит отметить, что помимо того, что США нарушили свое обещание в отношении данной резолюции, у Анкары уже сложились натянутые отношения со многими странами Европейского Союза и не только.
Аналогичный дипломатический скандал произошел осенью 2006 года во Франции, где была введена ответственность за отрицание геноцида армян. В свое время Анкара отзывала посла из Канады для консультаций по поводу высказываний канадского премьер-министра Стивена Харпера, который назвал геноцидом массовое убийство армян. В 2006 году депутаты Европарламента большинством голосов приняли постановление, согласно которому Турция должна признать геноцид армянского населения в годы Первой мировой войны, если она намерена стать полноправным членом Европейского Союза. Очевидно, что на сегодня признание геноцида армян для Турции является одним из главных условий для вступления в Европейский союз. И оно же может стать для Анкары непреодолимым препятствием при вступлении в ЕС.
Вместе с тем Анкара понимает, что она фактически осталась без союзников. Европейские страны пытаются навязать Турции свои правила игры, а верный союзник в регионе в лице США тоже перестал быть таковым на прошлой неделе.
Кроме этого Вашингтон еще раньше принятой резолюции фактически дал понять Анкаре, что именно Белый дом будет решать какой быть ситуации в регионе. Так, 17 марта 2003 года специальный посланник президента США по Ираку Залмай Халилзад передал Турции ультиматум, в котором говорится, что в случае ввода турецких солдат в Ирак турки «получат отпор и со стороны курдов, и со стороны американских солдат». Вряд ли Вашингтон изменил свою позицию после демарша Анкары. В то же время Белый дом понимает, что он должен остановить свой выбор на одной из сторон конфликта.
В настоящее время руководство Турции параллельно с проводимой военной операцией против курдских террористических организаций, ищет стратегических союзников, как на Ближнем Востоке, так и в других регионах мира.
А пока США при участии Великобритании предлагают провести в следующем месяце трехсторонние переговоры по решению курдской проблемы на границе Турции и Ирака.
Фото с сайта http://www.news-kurd.com