С чем едят прикаспийскую утку? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
С чем едят прикаспийскую утку?

С чем едят прикаспийскую утку?

Может случиться так, что переговоры по Прикаспийскому газопроводу затянутся на неопределенное время.

  • 19 Сентября 2007
  • 1264
Фото - Caravan.kz

Окончание, начало см.здесь.

В ходе казахстанско-туркменских переговоров Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухаммедов в очередной раз подчеркнули, что будут расширять географию поставок газа — в частности, в Китай, куда будет проложен газопровод из Туркмении мощностью 30 миллиардов кубометров газа в год.
При этом Казахстан, по чьей территории он пройдет, не раз заявлял, что намерен участвовать в поставках своим газом. Для «Газпрома», ежегодно закупающего около 50 миллиардов кубометров азиатского газа по 100 долларов за тысячу кубометров, это вопрос сохранения цены. Но помогут ли Астане и Ашхабаду поднять ее альтернативные газопроводы?
«Китай, единственный альтернативный покупатель, определившийся с ценой, готов покупать туркменский газ по 90 долларов, — заявил РБК daily эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. — Говорить о влиянии Транскаспийского газопровода пока рано: нет даже политического согласия Астаны и Ашхабада на его строительство».
Но цена газа будет расти независимо от географии поставок, считает эксперт: «Средняя Азия облизывается на европейские цены. Кроме того, цена будет зависеть от распределения долей в консорциуме по обслуживанию Прикаспийского газопровода. Если Астана увеличит свою долю, она сможет влиять на тарифы и торговаться по закупочной цене».
В вопросе альтернативных газопроводов из Каспийского региона есть смысл более подробно остановиться на психологической составляющей проблемы. Думаю, именно в этой плоскости лежат ответы на вопросы, которые трудно получить со страниц СМИ или в комментариях экспертов.
Россия
Москва, несмотря на промежуточный успех в ходе майских решений трех президентов в Ашхабаде, упускает инициативу в вопросе перенаправления экспорта туркменско-казахстанского газа через свою территорию. Причиной тому — неясная стратегия России в том, что касается инициатив транспортных маршрутов. Даже инициатива Прикаспийского газопровода, как представляется, возникла в силу опасений Москвы тем, что Казахстан и Туркмения могут дать согласие на Транскаспийский проект.
В силу чего любые проекты, продиктованные опасениями, не могут по сути своей реализоваться. Прикаспийский газопровод, чтобы стать реальностью, должен будет пройти долгий и трудный путь.
Сложность этого пути не только в том, что у Москвы нет четкой стратегии в этом вопросе, но и в том, что ни Казахстан, ни Туркмения не видят, каковы дальнейшие перспективы Прикаспийского проекта, как дальше Россия собирается строить свою политику в вопросе привлечения каспийских ресурсов на свою территорию. Астана и Ашхабад до настоящего момента видят в России не партнера по бизнесу, а посредника, выгодно реализующего их энергетические ресурсы. Этого недостаточно, чтобы убедить центрально-азиатские страны в своей надежности и серьезности.
Казахстан
Что касается Казахстана, то здесь налицо понимание: он согласится на любой экономически выгодный маршрут транспортировки каспийских ресурсов. Именно в силу этих объективных причин в политике Назарбаева мы не можем отследить четкой ориентации в пользу того или иного проекта.
В понимании казахстанского президента, все три маршрута поставок выглядят одинаково возможными. А ключевая проблема в том, что ни Москва, ни Вашингтон, ни Брюссель пока не могут четко сформулировать свою стратегию касательно предлагаемых ими маршрутов. США, правда, пошли несколько дальше, чем Москва и уже выделили деньги на проработку ТЭО, однако этот факт вовсе не означает, что Астана отдаст приоритет Транскаспийскому проекту. По большому счету, это лишь затравка, на которую, как полагают в американской администрации, могут клюнуть страны Центральной Азии.
Китайская модель выстраивания отношений в сфере энергоресурсов сегодня выглядит наиболее приемлемой. Пекин, во-первых, определился с объемами закупок и ценой за газ, во-вторых, реально занимается строительством ветки газопровода на своей территории. Со стороны Китая в вопросе Трансевразийского маршрута нет и намека на посулы, обещания и предположения. Идет реальная работа по прокладке газопровода из Туркмении в Китай — этого вполне достаточно, чтобы Ашхабад и Астана всерьез восприняли планы Поднебесной.
Туркмения
Можно долго спорить по поводу того, хватит ли туркменского газа для всех трех альтернативных маршрутов. Однако это неблагодарное дело в силу того, что подобные споры ни к чему реальному не приведут. И Москве, и Вашингтону необходимо исходить в вопросе лоббирования своих маршрутов из пессимистического прогноза — туркменского газа может хватить только на два маршрута из трех имеющихся. Не имеет значения, будет ли это Транскаспийский и Трансевразийский, Транскаспийский и Прикаспийский, Прикаспийский и Трансевразийский.
В любом случае выиграют те, кто сможет быстрее своих конкурентов выстроить стратегию и привлечь под свой проект реальные деньги. Конечно, в этом плане в самом тяжелом положении окажется инициатива США и Европы по Транскаспийскому газопроводу. Во-первых, маршрут должен пройти по дну Каспийского моря, что уже является в свете неотрегулированности правового вопроса по морю большой проблемой. Во-вторых, нет единства стран Европы по вопросу строительства газопровода «Набукко», кстати, оказывающего негативный эффект на весь Транскаспийский проект. В-третьих, на сегодня нет даже инвесторов, готовых вложиться в проект с непонятными перспективами и неясной коммерческой отдачей. Поэтому не удивительно, что США оперативнее России пошли на финансирование ТЭО проекта.
Ашхабад, также как и Казахстан, желает продавать свои невосполняемые ресурсы по максимальной цене. В силу чего становятся понятными более тесные контакты Бердымухаммедова с Назарбаевым. Первый стремится набраться казахстанского опыта диверсификации энергопоставок, понять, как в плане таких поставок можно выстраивать свою политику в регионе. Опыт Назарбаева очень важен для Бердымухаммедова.
США
Став инициатором самого сложного в техническом плане проекта транспортировки каспийских ресурсов на европейский рынок, американцы стремятся опередить своих конкурентов на Каспии за счет того, чтобы быстрее подготовить ТЭО. Этот документ носит явно стратегический характер. Технико-экономическое обоснование Транскаспийского газопровода необходимо для потенциальных инвесторов для того, чтобы они смогли представить себе риски по проекту, масштабы инвестиций и возможности их возврата.
Не стоит переоценивать значение того, что Ашхабад дал принципиальное согласие США участвовать в заполнении Транскаспийской трубы. Туркмения фактически согласилась на все три маршрута транспортировки газа со своей территории, тогда как реально она будет заполнять только те трубы, которые сможет осилить.
С другой стороны, США могут, в конечном счете, не потянуть груз, который на себя взвалили. Стремясь решить вопрос альтернативных российским поставок газа из каспийского региона в Европу, американцы могут безрезультатно потратить большие деньги, и проиграть борьбу с Россией.
США надеются, что проект Транскаспийского газопровода можно будет осуществить как проект нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БДТ), поначалу казавшийся нерентабельным, а сейчас — действующим.
Нефтепровод не идентичен газопроводу. БДТ пока заполняет Азербайджан, довольно последовательный союзник США, но вопрос рентабельности решится тогда, когда к нему в полной мере примкнет Казахстан. Поэтому даже сейчас нельзя говорить о том, что БДТ успешен в коммерческом плане. В случае с Транскаспийским газопроводом вопросов еще больше, чем с БДТ.
Евросоюз
Здесь чаще всего можно услышать ссылки на Европейскую энергетическую хартию, согласно которой предполагается более глубокая диверсификация поставок энергетических ресурсов на европейский рынок. Ключевым желанием Брюсселя является избавление от российской зависимости. Все это хорошо выглядит на бумаге и в договорах, однако на деле и здесь проблем непочатый край.
Во-первых, европейцы слишком слабы организационно. ЕС очень долго принимал решение по «Набукко», а процесс продления нефтепровода «Одесса-Броды» по польской территории до сих пор находится в стадии обсуждения. Во-вторых, несмотря на наличие хартии, европейцы слишком много времени тратят на споры и дискуссии, тогда как в вопросе Транскаспийского газопровода требуются решительные действия, а не диспуты.
Это свойство европолитики прекрасно осознают в центрально-азиатских странах, поэтому и Казахстан, и Туркмения не будут форсировать свои действия в отношении Транскаспийской трубы. Ашхабад и Астана могут давать какие-то обещания США, но отнюдь не европейцам и их планам.
Китай
На фоне европейской неразберихи, американских сверхусилий по Транскаспию и московскому хладнокровию по Прикаспию, политика Пекина по вопросу газопровода в Китай выглядит вполне разумной.
Китайцы смогли договориться по нему не только с Ашхабадом, но и Ташкентом и Астаной. Причем, не только договориться, но и инвестировать довольно существенные деньги на своей территории для создания условий успешной прокачки туркменско-казахстанского газа. Если принять во внимание и то, что ветка пройдет по территории Узбекистана, можно предположить, что некоторые узбекские мощности со временем могут переориентироваться в сторону Китая.
Пекин остро нуждается в энергоносителях, и потому удивляться активности Китая в Каспийском регионе не стоит. В противовес этому США и европейцы не хотят, чтобы газопровод в Поднебесную когда-нибудь стал реальностью. Это связано с тем, чтобы ослабить геополитическую мощь крепнущего Китая и сохранить жесткую зависимость Пекина от энергоресурсов Персидского залива.
Чем сердце успокоится?
Однозначно утверждать, что Прикаспийский маршрут может оказаться очередной «уткой» пока еще рано. Все три альтернативных маршрута транспортировки каспийского газа возможны, правда, пока с различной степенью вероятности.
На сегодняшний день китайский маршрут выглядит более-менее структурированным и понятным. Мы можем лишь предполагать, как сложится судьба Прикаспийского и Транскаспийского газопроводов. Все зависит от усилий США, с одной стороны, и умения Москвы убеждать союзников, с другой стороны.
Будем ждать и наблюдать…

Фото с сайта http://www.utro.ua